Пятница
21.07.2017
11:49
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Экоэтика - путь коэволюции общества и природы `

    Экоэтика - путь коэволюции общества и природы

    О.В. Короткова
    Если ты рассчитываешь на год, сажай рис.
    Если рассчитываешь на десять лет, сажай деревья.
    Если ты рассчитываешь на сто лет, просвещай людей.
    Гуань-Цзы, Китай, XIV в.

    Несколько последних десятилетий человечество живет в условиях глобального экологического кризиса, который носит системный характер, поскольку выражен не только в нарушении законов эволюции биосферы, но и социальных проблемах. Практически все попытки и усилия преодолеть кризис, как на международном уровне, так и внутригосударственные малоэффективны. Очевидно, не до конца выяснены причины возникновения кризиса, условия его проявления, а, следовательно, часто силы и средства по преодолению возникших проблем направлены не туда (1).

    Вследствие компъютеризации за последние пятьдесят лет возникла новая фаза эволюции (третья после биологической и социальной) - информационная, которая пронизывает всю сеть отношений. Информация стала не только ценнейшим товаром, но и средством воздействия на массовое сознание.

    В условиях рыночной конкуренции ценность личностных устремлений, мораль и гуманность стремительно теряют свои позиции. Ведущими становятся корпоративные интересы, направленные на удовлетворение неограниченно растущих псевдосоциальных потребностей узких групп лиц, возглавляющих фирмы и корпорации, которым часто безразличны государственные и национальные интересы. Дарвиновскую борьбу за существование сменила борьба за комфортные условия жизни, удовлетворение материальных потребностей, а техника стала главным оружием в этой борьбе за изъятие у природы всего необходимого. Размер богатств, измеряемый деньгами, становится мерилом силы, власти, благополучия, уровня комфортности бытия. Ускоренно развивается новый мир, в котором социальная конкуренция стала двигателем "прогресса" (1).

    Коллективное мышление не адекватно темпам развития кризисных явлений, оно не обеспечивает оптимального управления социумом. Возникает ситуация глобального общечеловеческого или эволюционного кризиса. Когда сложная глобальная система вступает в фазу кризиса, гибнет множество параметров порядка. В данном случае "принесены в жертву" и стремительно теряют свою значимость ключевые параметры устойчивости общества: мораль, гуманная идеология, нравственность, уважение суверенитета; становятся неуправляемыми потоки информации; разрушаются коммуникативные связи. Это порождает фрагментарность восприятия мира, кризис на личном и социальном уровне, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, конфликт человека с природой, противостояние естественно-научной и гуманитарной культур (2).

    Общество страдает от неспособности охватить весь комплекс проблем, понять связи между различными областями знаний и культуры и осознать ключевые "правила игры" по сценарию сложного мира. Наиболее важной всеобщей проблемой сегодня становится выработка стратегии безопасного развития в условиях нелинейного взаимодействия как внутри общества, так и между обществом и биосферой. Как говорил китайский философ Гуань-Цзы "Если ты рассчитываешь на сто лет, просвещай людей". В связи с этим обосновывается необходимость разработки и внедрения в учебный процесс новой образовательной программы "Экологическая этика", которая призвана осветить сложившуюся проблематику и переориентировать экологическое воспитание. К обсуждению предлагаются следующие разделы программы.

    Предпосылки и условия преодоления кризиса. Ключ к спасению находится в руках у интеллектуалов. Только концентрацией научной мысли можно осознать всю глубину надвигающейся катастрофы, пути и средства ее предотвращения, выработать стратегию движения к созидательному варианту ноосферы, облечь эту стратегию в привлекательный для новых поколений и для большинства человечества идеал. Революция в науке, в духовной сфере, выработка и распространение гуманистических идеалов и этических норм - исходная и решающая предпосылка гармонизации динамики социальных и природных систем.

    Вокруг нового идеала должны сплотиться прогрессивные социальные силы, общественные движения, молодежь; только тогда подобный идеал имеет шансы на воплощение, только так можно преодолеть сопротивление консервативной науки, недальновидных политиков, корыстных монополий, фанатичных религиозных и националистических движений.

    Рационализация структуры потребностей и добровольное самоограничение, исходя из реальных возможностей их удовлетворения, преодоление расточительной модели потребления, ресурсосберегающие технологии, устранение гонки вооружений - вот шаги к оздоровлению экономики. Новый интегральный строй, конвергенция Запада и Востока в смешанный социокультурный тип, позитивная религиозная и моральная поляризация, использование энергии альтруистической любви - вот шаги к оздоровлению социополитики. Формирование авангардного ядра устойчивого развития за счет деятельности международных организаций, призванных составить глобальные программы и определить механизмы их реализации.

    При разнообразии культур необходима система единых экологических законов, органов контроля, единых правил финансового обращения, самоограничения суверенитетов, главенства решений ООН и т.д. Одним из вариантов выхода из создавшейся ситуации рассматривается модель "вечно зовущего мифа" социализма (от слова товарищество) (4), при котором провозглашается экологический императив как условие для обеспечения коэволюции природы и общества, формирование коллективной воли людей для реализации процесса ноосферогенеза. Несмотря на многовариантность будущего развития, возможно вступление в новый канал развития живого вещества. "Хотя строго доказать возможность перехода в состояние ноосферы нельзя, не верить в такую возможность - преступление перед человечеством, так как вера рождает энергию, а энергия дает силы для преодоления трудностей" (4).

    К тенденциям будущего относятся исчерпание частной собственности на средства производства. Собственность выполняет все чаще общественные функции. Особенность общественной собственности: знаний, идей, культурных ценностей - в том, что чем полнее она используется людьми, тем большую пользу приносит всему обществу.

    Необходимо раскрытие потенциала каждой отдельной личности, ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее доброй воли как залога успешного преодоления испытаний ("пусть как можно большее количество личностей, обладающих необходимыми знаниями, проявят себя в "поисках пути"). Предельно раскрепоститься в интеллектуальной деятельности, отрешиться от догм, открыться новым идеям - это значит научиться мыслить сколь угодно свободно, а вот действовать максимально осторожно по принципу "Семь раз отмерь …" (4).

    В области управления переход от директивного управления к осторожному предвидению. Не управление, а направление развития социальных и экономических систем. Множественность целей, входящих в саму систему, их не сиюминутный, а долгосрочный характер приводят к тому, что наработанные приемы решения управленческих задач недостаточны и даже вредны в области социальных проблем. Ответственность и опасность ошибок эфемерных целей делают само понятие "управляемая система" в применении к социуму неподходящим.

    Критика принципа планомерности. Сложность вычислительных процессов возрастает экспоненциально вместе со сложностью системы. Сильные мира сего глухи к науке, к проблемам неконтролируемого рынка. Доведение идеи планомерности до абсурда привело к тому, что "система одного завода" оказалась неконкурентноспособна и привела к крушению великого государства.

    Поэтому предлагается "принцип Кормчего", который заключается в поддержании желаемых тенденций, избегании рифов и катастроф; способах реализации "системы табу" - системы ограничений ради сохранения развития в желаемом эволюционном канале. Поскольку кризисы - это нормальное явление, они были и будут, важно суметь их правильно преодолеть. Для этого необходимо поддержание "устойчивого неравновесия" (стремясь достичь желаемой гавани, кормчий не рассчитывает только на свои силы, он в максимальной степени должен уметь использовать могучие силы природы, течения и ветры, а не направлять свой корабль наперекор потоку).

    Коллективный Разум (КР). Информационные процессы (накопление знаний об окружающем мире) определяют развитие общества. Интернет, телевидение и информатика превращают планетарное сообщество в единую информационную систему. Этот организм нуждается в единой стратегии во взаимоотношениях с природой; которая может быть выработана КР планетарного масштаба. КР не зависит от воли людей, как и формирование человеческого мозга. В своей совокупности нейроны обладают системным свойством - мышлением, также и КР обладает потенциалами, оценить которые мы не в силах, а вот использование этих потенциалов зависит от свойств и организации человеческого общества, его коллективной воли. Здесь могут быть самые неожиданные альтернативы (4).

    Актуальность разработки новой этики в XXI тысячелетии продиктована невозможностью реализации экологического императива без утверждения императива нарвственного. Поэтому вновь возрождаются основные идеи Нагорной проповеди, основные этические нормы мировых религий и традиций. Без религии мы бы обошлись, но мы не обойдемся без наших основополагающих духовных качеств. Если нет этического самоограничения, ничего не добьешься. Никакие внешние перестройки не помогут, необходима революция в себе; то есть изменение взглядов, ценностей. Марк Аврелий писал об ответственности быть человеком: любить и сострадать, прощать и быть умиротворенным, испытывать чувство гармонии, терпеть и быть терпимым, приносить пользу, не вредить и понимать других (3).

    Литература
    Иванов О.П. Семинар "Синергетика". - М.: Изд-во МГУ, 2003.
    Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. - М.: Наука, 1999.
    Далай-Лама Этика в новом тысячелетии. - М.: София, 2003.
    Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2002.
    Капра Фр. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. - К.: София, 2003.
    Капра Фр. Скрытые связи. - К.: София, 2004.

    Лесков Л.В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. - М.: Экономика, 2003.

    http://www.newscience.ru/konferencia/konfer2005/korotkova/