Четверг
22.06.2017
23:41
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Статус женщины в Исламе. Роль женщины в обществе

    Статус женщины. Роль женщины в обществе

    Ислам предоставляет мужчинам и женщинам одинаковые права и возлагает на них одинаковые обязанности, за исключением тех случаев, когда этого требуют физиологические и психологические различия между полами. В хадисе говорится: «Женщины — родные сёстры мужчин».

    Однако ислам не ограничился провозглашением законов, закрепляющих за женщинами их права, а создал условия для их активного участия в общественно-политической жизни. В истории ислама немало примеров того, как женщины давали советы халифам и правителям, опротестовывали их решения и указы. В ответ на их вопросы ниспосылались коранические аяты и шариатские предписания.

    Ислам не ставит женщин в зависимость от их отцов и мужей даже в политических вопросах, и поэтому Пророк Мухаммад принимал присягу непосредственно от женщин, руководствуясь аятом: «Если верующие женщины придут к тебе, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушиваться тебя в благих делах, то прими у них присягу» (сура 59 «Сбор», аят 12).

    Участие женщин в общественной жизни может быть ограничено только нравственными нормами и ответственностью женщин за выполнение материнских и супружеских обязанностей. Жизненная практика Пророка была прекрасным примером того, как мусульмане должны советоваться с женщинами по различным вопросам. Праведные халифы регулярно обращались за советами к жёнам Пророка и другим авторитетным сподвижницам, а в период правления Омейядов и Аббасидов матери и жёны халифов нередко влияли на принятие важных государственных решений.

    Женщины в мусульманских государствах легко возвышались до уровня учёных, проповедников, общественных деятелей. Они возглавляли Диван жалоб и занимали другие государственные посты. Законоведы расходились во мнениях лишь относительно правомочности назначения женщины на должность кади. Хотя большинство имамов не допускало этого, такие выдающиеся учёные, как Абу Ханифа и Ибн Джарир ат-Табари, считали такое назначение законным.

    Ярким свидетельством признания права женщин на участие в общественных делах является признание предоставленных ими гарантий безопасности. Когда двое свойственников сподвижницы по имени Умм Хани попали в плен, она взяла их под своё покровительство, и Пророк признал её действия законными. Он сказал ей: «Мы гарантируем безопасность каждому, кому ты гарантировала безопасность».

    В мусульманском обществе особое внимание уделяется образованности женщин, от которых во многом зависит нравственное и интеллектуальное здоровье будущих поколений. Не случайно мать правоверных Аиша достигла в богословии, литературе и других науках таких высот, что даже выдающиеся сподвижники обращались к ней за советом. Она настолько часто комментировала суждения других учёных, напоминая им об их упущениях, что имам аз-Заркаши собрал предания об этом в отдельную книгу.

    Вопреки распространённому мнению, мусульманка имеет право учиться и работать, заниматься общественной деятельностью и выражать свою гражданскую позицию. Однако главной обязанностью женщины всегда остаётся забота о семье и воспитание детей.

    Отношение к женщине в семье. В мусульманских семьях женщина всегда пользуется большим авторитетом. Это почтенная мать, любимая жена и дорогая сестра. Её искренняя забота принимается с благодарностью и признательностью, её мудрые решения исполняются охотно и с любовью, к её добрым советам и наставлениям прислушиваются. Женщина — хранительница семейного очага и распорядительница в доме своего мужа. Она ответственна за сохранность его имущества, поддержание атмосферы любви и согласия в семье. Она создана для того, чтобы любить и быть любимой, дарить покой своему мужу и непрестанно чувствовать его твёрдое плечо, дарить жизнь и воспитывать детей. Для исполнения этой славной миссии она наделена прекрасными качествами, которые обычно не проявляются у мужчин с такой силой и выразительностью. Она обладает удивительным терпением и бескорыстной добротой, от которой угасает ненависть и исчезает злоба.

    В мусульманской семье отношение к жене определяется тем, что она помогает мужу восполнить целую половину веры, и поэтому доброе отношение к жене считается одной из высших добродетелей. В одном из хадисов Пророка говорится: «Самой совершенной верой обладают верующие с самым прекрасным нравом, а самые лучшие из вас — те, которые лучше других относятся к своим жёнам».

    Отношение к матери определяется тем неоплатным долгом, в котором находятся дети перед своими родителями. В Священном Коране сказано: «Мы заповедали человеку [делать добро] его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей» (сура 31 «Лукман», аят 14).

    Сестра имеет право на искреннюю братскую любовь до конца дней своих, а также право на заботу и опеку до тех пор, пока она не выйдет замуж. Отношение к другим близким родственницам опирается на необходимость поддержания родственных уз, и тётушки имеют на это больше прав, чем многие другие родственники. Пророк Мухаммад сказал: «Тётя по материнской линии подобна матери».

    Во времена ниспослания Корана ислам изменил представления людей о роли и месте женщины в обществе и семье, и сегодня мусульмане свято чтят эти традиции, оберегая женщину от всего, что может причинить ей физический или моральный вред. О том, как ислам ломал старые стереотипы и воспитывал в мужчинах уважение к женщине, прекрасно свидетельствует хадис, переданный имамом Муслимом. В нём сообщается, что Умар бин аль-Хаттаб сказал: «Во времена невежества мы считали, что женщины не могут высказывать своего мнения. Это продолжалось до тех пор, пока Аллах не ниспослал откровение о них и не наделил их соответствующими правами». Однажды он размышлял о важном деле и жена посоветовала ему: «Тебе следовало бы поступить так-то». Он сказал: «Какое тебе дело? Зачем ты взваливаешь на себя мои заботы?» Она ответила: «Ибн аль-Хаттаб! Ты не любишь, когда тебе советуют, а ведь твоя дочь даёт Посланнику Аллаха столько советов, что он весь день ходит разгневанный». Услышав это, Умар отправился к своей дочери Хафсе, которая была замужем за Пророком, и предостерёг её от наказания Аллаха и гнева Его Посланника. После разговора с ней он поделился своими переживаниями с другой женой Пророка, Умм Салямой, которая приходилась ему родственницей. Она сказала: «Я удивляюсь тебе, Ибн аль-Хаттаб, ты вмешиваешься во все дела и теперь хочешь вмешаться в отношения Посланника Аллаха с его жёнами!» После этих слов Умар успокоился и призадумался над мудростью Пророка, а его жена продолжала помогать ему своими советами даже тогда, когда он встал во главе халифата.

    http://www.islamnews.ru/pages-6.html