Персональный сайт - Аяты и хадисы об этичном отношении к животным
Суббота
10.12.2016
04:03
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 187
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Аяты и хадисы об этичном отношении к животным

    Правильное восприятие окружающего мира: права животных и несправедливое отношение к ним (часть 3 из 4)

      

    Описание: Аяты и хадисы об этичном отношении к животным.

     Авторство: Абдурахман Махди (© 2012 IslamReligion.com)

     Опубликовано 16 Jan 2012

     

    «Аллах сотворил все живые существа из воды. Среди них есть такие, которые ползают на брюхе, такие, которые ходят на двух ногах, и такие, которые ходят на четырех. Аллах творит то, что пожелает. Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (Коран 24:45).

     

    Итак, из жидкости – воды – произошли и люди, и животные. Господь в Своем Откровении сообщил нам о животных, сыгравших судьбоносную роль в жизни целых народов.

     

    Пример народа Самуд рассказывает, насколько важно нравственное отношение к животным, а точнее, какими суровыми последствиями чревата немилость  к ним.  Напомним, что Господь чудесным образом послал самудянам верблюдицу как знамение. Они же просто зарезали животное. Тогда Всемогущий Господь уничтожил весь народ, наслав на них сильнейший ветер[1].

     

    «Самудяне сочли лжецом пророка (Салиха) из-за своего беззакония, и самый несчастный из них вызвался убить верблюдицу. Посланник Аллаха (Салих) сказал им: «Берегите верблюдицу и питье ее!» Они сочли его лжецом и подрезали ей поджилки, а Господь поразил их за этот грех казнью, которая была одинакова для всех (или сровнял над ними землю)» (Коран 91:11-14).

     

    Стоит пробежаться глазами по хадисам (высказываниям пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует), сразу станет ясно, как серьезно Ислам борется за так называемые   права животных и строго порицает за причинение им вреда. Красноречивые хадисы пророка не требуют комментариев и ярко демонстрируют беспрецедентное «гуманистическое» отношение Ислама к «братьям нашим меньшим».

     

    «Шел однажды человек по дороге. Его стала мучить сильная жажда. Он нашел колодец  и напился оттуда, а когда выбрался наружу, увидел перед собой собаку. Она тяжело дышала и ела влажную землю от жажды.  Тогда  человек сказал: "Эту собаку жажда мучит так же, как и меня”, после чего он  снова спустился в колодец, наполнил водой башмак, взял его в зубы, выбрался наверх и напоил собаку, а Аллах простил за это его грехи». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, разве нам полагается награда и за животных?» – на что он ответил: «Награда полагается за всё живое» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, Абу Дауд).

     

    «Одна женщина была наказана из-за кошки. Она держала животное взаперти, пока та не умерла. За это женщина была ввергнута в Огонь. Она не давала кошке еды, не утоляла ее жажды и не отпускала, чтобы та смогла найти себе пропитание» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, Ибн Маджа).

     

    «Кто без серьезной причины убьет хотя бы воробья, будет спрошен за свой поступок в День Воскресения» (Ахмад).

     

    «Не используйте живых существ как мишень» (Сахих Муслим).

     

    «Одного из ранних пророков Бога как-то укусил муравей. В ярости он приказал сжечь все муравьиное гнездо. Тогда Господь порицал пророка словами: «Только потому что тебя укусил один муравей, ты приказал уничтожить целую общину, которая прославляла Меня» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).

     

    «(За содержание) лошадей один (человек может получить) награду, для другого они (могут стать) защитой, а для третьего — бременем. Что касается того, кто получит (за них) награду, то им является человек, который содержит (лошадей) на пути Аллаха, привязывая их (длинными верёвками) на пастбище (или на возвышенности), а (количество) добрых дел, (что запишутся такому человеку, будет соответствовать) длине тех верёвок, (за которые он станет привязывать лошадей) на пастбище (или на возвышенности). Если (верёвки) порвутся и (лошади) перейдут через один или два холма, то (все) их следы и (весь) их навоз, (который они после себя оставят, запишутся их хозяину как) добрые дела, если же они пройдут мимо реки и напьются из неё, это также будет записано ему как добрые дела, (даже если) он и не намеревался поить (их), и за это он получит награду» (Сахих Аль-Бухари).

     

     «(Как-то раз), когда (один) человек ехал верхом на корове, она повернула к нему (свою голову) и сказала (человеческим голосом): "Я была создана не для этого, а для пахоты”» (Сахих Аль-Бухари).

     

    Абдулла ибн Аббас рассказал: «Посланник Аллаха запрещал натравливать животных друг на друга» (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, Ат-Тирмизи).

     

    Абдурахман бин Абдулла ибн Мас’уд передал:

     

    «Мы были в пути вместе с посланником Аллаха. Он оставил нас ненадолго. В его отсутствие мы увидели птицу Хуммара с двумя птенцами. Мы забрали птенцов, а обеспокоенная птица стала кружить над нами. Когда вернулся Пророк, то сказал: «Кто оскорбил чувства этой птицы, забрав ее детенышей? Верните их ей!» (Сахих Муслим).

     

    Как рассказал Джабир ибн Абдулла, однажды Пророк увидел выжженное клеймо на морде проходящего мимо осла. Опечаленный Пророк воскликнул:

     

    «О Господь, прокляни того, кто поставил это клеймо!» (Сахих Муслим).

     

    Жена Пророка, Аиша, поведала: «Однажды я ехала на непослушном верблюде и повернула его довольно резко. Пророк сказал мне:

     

    «Вы обязаны обращаться с животными мягко!» (Сахих Муслим).

     

    От Яхъи бин Саида передается:

     

    «Пророка видели вытирающим морду коня своим плащом. Когда спросили, почему он это делает, Пророк ответил: «Прошлой ночью Господь порицал меня за то, что я пренебрег своей лошадью» (Муватта).

     

    Проходя мимо детей, которые забавлялись, стреляя из лука в барана, Пророк побранил их: «Не калечьте бедное животное» (Ан-Насаи).

     

    Строгие, вплоть до проклятия, слова в адрес причиняющих вред животным, показывают, насколько осуждаемо это в мире, и какое страшное наказание влечет за собой в Вечности. В то же время, за милость к ним, доброту и защиту ждет награда от Всевышнего – это путь прощения и очищения от грехов. Из хадисов видно, что Ислам говорит не только о физической, но и  душевной боли животных, и о том, что инстинктивно они чувствуют несправедливость по отношению к себе. По Исламу, животные обладают сознанием, чувством собственного достоинства, уникальными отличительными чертами (как птица Хуммара, осел Укайр и т.д.).

     

    «Он установил землю для тварей. На ней есть фрукты и пальмы с чашечками (или волокнами), а также злаки с листьями и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (Коран 55:10-13)

     

    Footnotes:

     

    [1] Убиение верблюдицы само по себе не является причиной гибели народа. Господь стер самудян с лица земли за то, что они уничтожили Его Знамение и, тем самым, символизируя свое абсолютное неприятие Господа, к Которому они в конце концов придут, а также единобожия, к которому призывал их пророк Салих (мир ему). Таким образом, несправедливое отношение к животным – это преступление против одной из заповедей Бога – проявлять милосердие. Когда человек отрицает право животного или растения на милость, тогда его собственное право на Милосердие Бога также отнимается. И наоборот, если человек намеренно проявляет доброту к животным, растениям (также к людям), Господь наделит его Своей Милостью.

    http://www.islamreligion.com/ru/articles/361/

    Правильное восприятие окружающего мира: зеленая планета Господа (часть 4 из 4)

      

    Описание: Верующий как защитник окружающей среды.

     Авторство: Абдурахман Махди (© 2012 IslamReligion.com)

     Опубликовано 16 Jan 2012

     

    «У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании» (Коран 6:59).

     

    Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, однажды сказал:

     

    «Мир зеленый и прекрасный,  и Господь назначил вас его защитниками» (Сахих Муслим).

     

    Сохранить землю зеленой и плодородной для людей и животных – одна из наиболее благородных целей в Исламе. От пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, мы узнаем:

     

    «Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет зерно, в затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтется ему как милостыня, (за которую он в праве ожидать Награду от Господа)» (Сахих Аль-Бухари).

     

    Сажать растения - настолько достойное занятие перед Господом, что Пророк призывает сделать это, пусть даже в последние часы своей жизни:

     

    «Если вас настигнет Судный День, а в руках окажется росток пальмы, непременно посадите его» (Ахмад).

     

    Кто имеет права на мир растений и животных, который так необходим для нашего выживания? Пророк сказал:

     

    «Люди обладают одинаковыми правами на три вещи: пастбище, воду и огонь» (Ибн Маджа).

     

    Как учит Ислам, если жизненно необходимые ресурсы Земли не будут поделены между людьми справедливо,  общества разделятся на имущих и неимущих.

     

    Поэтому, Ислам,  с одной стороны, призывает мусульман, в чьих руках оказалось больше требуемого,  проявлять щедрость и понимание к тем, кому  не так посчастливилось,  с другой стороны, предостерегает их от расточительности. В любом случае, исламские законы, как закят (обязательная милостыня), запрет на риба (ростовщичество) и этическая экономическая система Ислама в целом заботится об уменьшении пропасти между богатыми и бедными.

     

    «Он — Тот, Кто взрастил сады, в которых растения с подпорками для них и без подпорок, — в них финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи на вид и не похожи на вкус. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте нуждающимся должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Коран 6:141).

     

    Социально-ответственное развитие – способность поколения развиваться, не подвергая риску потребности следующих поколений – полностью совпадает с учением Ислама. Сегодня менее 25% населения планеты владеет более 75% мировых ресурсов, что ведет к их нерациональному использованию. Виновным  за такую несправедливость непременно придется держать строгий ответ, как об этом сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

     

    «Среди трех (видов) людей, с которыми Господь не заговорит в Судный День и не посмотрит на них, те, кто обладал излишком воды, но удерживал ее от остальных. Господь скажет им: «Сегодня я лишу тебя Моей Милости,  как ты удерживал то, что не создал сам» ( Сахих Аль-Бухари).

     

    «Это Он сделал вас наследниками земли и возвысил по степеням одних над другими, чтобы испытать вас в том, что Он даровал вам. Воистину, Он скор в наказании, и, воистину, Он — прощающий, милосердный» (Коран 6:165).

     

    На самом деле, ускоряющаяся потеря биологического разнообразия, загрязнение окружающей среды и разрушение экосистем, природно-антропогенные эрозии,  не говоря уже о всевозможном угнетении различных представителей живого мира – все это признаки злодеяния и беззакония на земле.

     

    «Если бы только среди поколений, живших до вас, были мудрые люди, которые выступали бы против нечестия на земле. Такими были лишь немногие из числа тех, кого Мы спасли. А беззаконники последовали за тем, что было даровано им, и стали грешниками» (Коран 11:116)

     

    Если человек не исполняет обязанностей перед Богом, который несравнимо выше человека, как может он выполнить долг перед тем, кого считает ниже и меньше себя?  Если нет благодарности к Творцу,  неужели она будет по отношению к «глупым» животным? Если он не совершает добра ради Своего Господа, как он станет совершать добро для мира вокруг него?

     

    «Ведь он полагал, что не возвратится (к Аллаху). Да, воистину, Господь видит его (деяния)» (Коран 84:14-15).

     

    Поэтому, давайте не будем забываться. Не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Что мы сделаем при жизни, то вернется к нам после смерти. Непременно! Нам, людям, была предоставлена вся Земля, подчинен весь мир не для того, чтобы мы уничтожали его. Достаточно этого факта, чтобы подумать, наконец, об ответственности и подготовиться ко Дню, ради которого мы все живем – Дня Суда.

     

    «Когда земля содрогнется от сотрясений и извергнет свою ношу,  и человек спросит, что с нею, в тот день она поведает свой рассказ!» (Коран 99:1-4)

    http://www.islamreligion.com/ru/articles/366/