Среда
28.06.2017
08:35
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    ХРИСТИАНСТВО И ЭКОЛОГИЯ: отрицательный результат - тоже результат

    ХРИСТИАНСТВО И ЭКОЛОГИЯ: отрицательный результат - тоже результат

    ХРИСТИАНСТВО И ЭКОЛОГИЯ: рубежи конфронтации и перспективы консолидации

    В.Шишкин

    Хотя экологическая проблема приобретает в социально-политической жизни современной России все более значительный вес, этому положению не соответствует место экологии в традиционной системе ценностей российского общественного сознания. Экология по сей день в России считается этаким экзотическим "товаром", импортированным с Запада, не особенно-то нужным в период социально-экономического кризиса и не имеющим никакого отношения к традиционной национальной духовной культуре, которая в стране, уже тысячу лет исповедующей православие, все-таки имеет христианские корни. Зачастую экология импортируется вместе со всеми идеологическими мифологемами, сложившимися в силу конкретных исторических условий на Западе и не имеющими никакого отношения к российской политической реальности. Одна из таких мифологем - о принципиальном радикализме и "левизне" экологического движения, о его оппозиционности традиционной культуре и религии. Из того факта, что "зеленые" партии в некоторых западных странах в силу конкретной политической ситуации блокируются на выборах с коммунистами и социалистами, делается весьма поверхностный вывод об их идеологическом родстве. Серьезные проблемы в отношениях нетрадиционного общественного движения и традиционной конфессии, действительно, существуют. С одной стороны, многие участники экологического движения сегодня относятся к христианству или безразлично, или враждебно (следует отметить, что в основе такого взгляда лежит простое незнакомство с христианской традицией). С другой стороны, некоторые христианские богословы отрицают реальность экологического кризиса, считают экологию не наукой, а религией, и притом религией языческой, а, следовательно, враждебной христианству (А.Горянинов. Элементы язычества в современном экологическом движении; Экологический кризис или кризис экологического учения? //в сб. Человек и христианское мировоззрение. 1997). А политические силы, претендующие на роль хранителей традиционных ценностей, на приглашения к сотрудничеству со стороны экологических организаций отвечают: мы - консерваторы, вы - экстремисты, нам - направо, вам - налево. Такой крепкой идеологической подкованности, достойной инструкторов обкома ВЛКСМ, соответствует политическая практика. О том, что экология пока не входит в список ценностей "просвещенных консерваторов", свидетельствует тот факт, что Российская Христианско-демократическая партия на прошедших выборах поддержала эксгубернатора Белякова, поставившего Ленинградскую область на грань экологической катастрофы. Весь "демократизм" экс-губернатора начинался и кончался тем, что Ельцин его на должность назначил, но именно под его "мудрым руководством" осуществлялась бесконтрольная вырубка лесов, был загублен проект создания национального парка на Карельском перешейке, на фермах свиней морили голодом и живых кур давили тракторами.



    Вообще лидер Российской Христианско-демократической партии г-н Ю.Л.Курикалов (он же по совместительству руководитель питерской региональной группы НТС, но не той, где лидер - Р.Евдокимов: смотрите, не перепутайте!) - человек исторический, подобно известному гоголевскому персонажу. В молодости собирался стать священником, да блудный бес попутал: бросил свою законную венчанную супругу с вместе с рожденной в законном браке дочкой. Собирался открыть новую страницу в российской науке, но кандидатскую диссертацию так и не защитил. Не стал кандидатом наук - с горя начал выдвигаться кандидатом в депутаты от политических блоков разной окраски. По ходу дела занимался разными "социальными инициативами", то есть организовывал "общественные объединения" и "партии" из десятка своих близких знакомых, где становился "председателем", "сопредседателем", "президентом" и т.п. В известной дилогии Ильфа и Петрова, настольной книге российского бизнесмена, описано множество способов добывания денег из воздуха. Нашему герою приглянулся способ, запатентованный Шурой Балагановым. Если объявить свое кровное или хотя бы идейное родство какому-нибудь именитому покойнику, то можно рассчитывать на спонсорскую поддержку. Тем более что в "эпоху перемен" документальных подтверждений родства спрашивать никто не собирается... В 1992 г. был учрежден Санкт-Петербургский Фонд им.В.С.Соловьева, где наш герой становится сопредседателем. Был такой русский философ в прошлом веке, Владимир Сергеевич Соловьев. Хороший был философ. Основоположник метафизики всеединства. Всеединство - это когда все любят друг друга и совместно творят во славу Божью. Следует напомнить, что В.С.Соловьев еще в конце прошлого века говорил соотечественникам о неразрывном единстве социальной и экологической проблемы. В эпоху экологического кризиса актуализация именно этого направления отечественной мысли могла бы принести достойные плоды. Однако основатели "общественной организации" были озабочены совсем другими проблемами... Бизнес-план поначалу оказался удачным, и в 1993 г. Европейская ассоциация изучения науки и богословия выслала новоиспеченной "христианской организации" в порядке гуманитарной помощи комплект оргтехники: компьютер и лазерный принтер. "Богословы" первым делом решили поправить свое финансовое положение - родной брат другого сопредседателя фонда сдал упомянутую оргтехнику, как свою собственную, в аренду Научно-образовательному объединению "Земля и Вселенная", вице-президентом которого в то время работал г-н Курикалов. Арендная плата за общественное оборудование перечислялась на личный счет брата второго сопредседателя. В общем, приватизация общественной собственности в особо мелких размерах. Кого сейчас этим можно удивить? Да вот беда: не поделили сопредседатели гешефт и вдрызг разругались прямо на глазах у почтенной публики. Такое вот всеединство... Курикалов обвиняет коллегу в том, что тот придумал фокус с арендой, чтобы приватизировать технику, а тот возражает, что, мол, все было полюбовно, и на одном из договоров аренды есть подпись самого г-на Курикалова как руководителя НОО. Как бы то ни было, но в суд г-н Курикалов на своего "брата во Христе" так и не подал... В результате в нашем городе появилось сразу два "фонда им.В.С.Соловьева": "Санкт-Петербургский" и "Христианский". Что и говорить, повезло Владимиру Сергеевичу... Ученые мужи, присутствовавшие при этих разборках, громко плюнули и ушли, а те, до кого брызги не долетели, поначалу заинтересовались фондом и приняли участие в двух конференциях, посвященных истории русской философии. Но интерес длился недолго. Ученых мужей начало раздражать, что г-н Курикалов, не имеющий ни ученой степени, ни даже специального философского образования, и "знаменитый" только своей весьма неудачной политической деятельностью да скандалами, набивается то ли в идеологи, то ли в "духовные лидеры", и пытается диктовать, в каком направлении следует трактовать русскую философию. Ушли философы, ушли люди, занимавшиеся организацией конференций, поняв, что их используют в качестве ширмы для деятельности, весьма далекой от целей возрождения русской религиозной философии. Печатный орган Фонда, журнал "Преображение-Омега", издавался на пожертвования частных лиц, в то время как передвижение денежных средств на счету Фонда не имело никакого отношения к его уставным целям и задачам. За четыре года в организации не было ни одного общего собрания и ни одной ревизии финансово-хозяйственной деятельности. К середине 1997 г. в "общественном объединении" остался только сам г-н Курикалов вместе со своей очередной женой, и у Управления юстиции просто пока руки не дошли ликвидировать липовую организацию... Апофеозом амбициозного дилетантизма стала конференция "Христианство и экология", анонсированная в ноябре 1996 г. Санкт-Петербургским Фондом им.В.С.Соловьева. Разумеется, на актуальную и грантабельную тему надо было отметиться. Однако вышел конфуз. "Конференция" напомнила публике рядовую тусовку времен перестройки и гласности. В актовом зале Пушкинского музея "председатель" битых полтора часа жевал мочалку, а красивые студентки из Института Богословия и Философии потчевали публику открытиями типа "Волга впадает в Каспийское море". Никто ничего не понял, кроме того, что кому-то нужно было "отработать" грант. По итогам "конференции" в одном из питерских христианских журналов был напечатан забавный фельетон. Остались ли довольны спонсоры - история пока умалчивает. Незабвенный Остап Бендер сказал бы по этому случаю: "И что это за профессия такая, прости Господи! Сын лейтенанта Шмидта! Ну, год еще, ну два. А дальше что? Дальше ваши рыжие кудри примелькаются, и вас просто начнут бить"...



    Наверное, кому-то очень не хочется, чтобы экологическое движение в России стало влиятельной и конструктивной силой, если поддерживаются, с одной стороны, фигуры типа Курикалова и "партии" типа РХДП, а с другой стороны - маргиналы от экологии. Однако намечается и другая тенденция. В 1993 в Санкт-Петербурге вышла книга всемирно известного православного философа и богослова Т.Горичевой "Святые животные", в которой автор высказывает мнение, что наиболее "экологичной" религией является христианство, дающее положительный ответ на вопрос о ценности Божьего мира. Т.Горичева напомнила читателям взгляд Святоотеческого учения, согласно которому познать красоту и внутреннюю согласованность космоса - значит славить Бога. Педагоги-экологи в поисках мировоззренческих оснований экологического образования и просвещения обращаются к христианству, о чем свидетельствуют сборники, издаваемые Институтом образования взрослых Российской Академии Образования (СПб, 1995 г. п.р. Т.В.Корнер). В 1997 г. в Москве вышел сборник "Православие и экология" п.р. о.Иоанна Экономцева, где об актуальности экологической проблемы говорит сам Патриарх. Не остаются христиане в стороне и от конкретных вопросов охраны окружающей среды. Так, в начале 1997 г. группа православных верующих г.Тихвина, прославленного явлением чудотворного образа Божьей Матери, выступила против строительства Тихвинского феррохромного завода, ставящего Северо-западный регион под угрозу экологической катастрофы. Имеется некоторый опыт сотрудничества экологических и христианских общественных организаций, которые учатся относиться друг к другу без идеологической предвзятости. В 1997 г. Демократическая партия зеленых, Молодежное христианское движение и Христианско-демократический союз провели ряд акций против строительства Тихвинского феррохромного завода и рубки леса на Карельском перешейке. В настоящее время ведется работа по формированию Христианского экологического движения. Относясь с уважением к фундаментальному праву человека на свободу совести и ко всем исповедующим иные религии, участники Христианского экологического движения считают, что христианское мировоззрение может дать наиболее полный ответ на вопрос о ценности Божьего мира и нравственную основу деятельности человека в области защиты природы. Христиане-экологи призывают к сотрудничеству все конструктивные общественными и политические силы, все традиционные конфессии и всех людей доброй воли, уважающих христианские ценности и озабоченных угрозой глобального экологического кризиса. Таким образом, перспективы интеграции экологических ценностей в духовную традицию России зависят прежде всего от того, насколько глубоко мы сами в этой традиции укоренены, и какими мотивами в своей деятельности мы руководствуемся -конъюнктурно-политическими или духовнонравственными.



    Материал предоставлен Светланой Никитиной (Демократическая партия зеленых, СПб, тел. (812) 1303428)



    От редакции EcoNews: целью редакции являлось познакомить читателя с весьма редко высказываемыми взглядами о взаимоотношениях религионых и экологических организаций, а также о взаимосвязи между религией и экологией. Мы не имели возможности что-либо менять в статье и не не беремся судить о достоверности описанных в статье событий, особенно касающихся деятельности РХДП и ее руководства.



    http://www.evol.nw.ru/econews/1997/index1997.htm

    З.Ы. Очередные подвиги "христианских экологов и демократов":

    Санкт-Петербург, 11 декабря. Президент СРО «Союзпетрострой-Стандарт» назвал происходящие в организации конфликты «болезнью роста». На пресс-конференции в «БалтИнфо» он подчеркнул, что находится с гендиректором СРО Евгением Капланом в нормальных рабочих отношениях.

    В то же время Каплан подтвердил, что на внеочередном общем собрании «Союзпетростроя» 16 декабря будут подниматься вопросы как переизбрания гендиректора, так и упразднения поста президента. Первый вопрос выдвинут советом, второй - «инициативной группой» из 20 членов организации.

    Как Каплан, так и Риммер признали необходимость служебного разбирательства по поводу неправомерной выдачи допусков к строительным работам. По версии гендиректора, группа членов совета под руководством теперь уже бывшего руководителя аппарата правления Юрия Курикалова, выдавала допуски по «упрощенной схеме», без необходимых процедур и проверок. Протокол решения о выдаче допуска отдавался на подпись президенту, который подписывал, не вдаваясь в подробности.

    Напомним, с 1 января 2010 года отменяется лицензирование строительных организаций и полностью заменяется получением допусков к строительным работам в саморегулируемых организациях.

    http://inforotor.ru/visit/1556872?url=http://www.baltinfo.ru /news/U-Soyuzpetrostroya-bolezn-rosta---Rimmer-119716

    http://pda.privet.ru/post/94699866