Персональный сайт - ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Э. Кулиев
Суббота
25.02.2017
00:40
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Э. Кулиев

    ЗАБОТА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

    Ислам предлагает целостный подход к решению проблем окружающей среды. Приблизительно 750 аятов Священного Корана призывают размышлять над природными явлениями и изучать отношения между биологическими организмами и окружающей средой, чтобы люди использовали свой разум для поддержания баланса, существующего во вселенной.

    Все сущее взаимосвязано, и каждый элемент в природе неизбежно связан с остальными элементами. Человек, который, согласно мусульманской традиции, был сотворен из эссенции глины (аль-Муминун, 23:12), также неразрывно связан с окружающей средой.

    Обладая разумом, человек способен думать и рассуждать, и поэтому ислам отводит ему роль наместника на земле: «Вот твой Господь сказал ангелам: «Я установлю на земле наместника» (аль-Бакара, 2:30).

    Природа создана на основе принципа равновесия, и поддерживать это равновесие является обязанностью человека. Его действия не должны разрушать установленный в природе баланс. Власть человека не подразумевает его абсолютное превосходство над другими живыми существами. Она является особым даром и подразумевает особую ответственность. Священный Коран учит тому, что абсолютная власть принадлежит одному Богу (аль-Бакара, 2:107), и предоставленные человеку возможности возлагают на него ответственность, – в том числе моральную, – за сохранение божьего творения: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее» (аль-Ахзаб, 33:72).

    От человека требуется, чтобы он жил вместе с природой, а не против нее, и поэтому размышление над природными явлениями и осознание внутренних механизмов бытия является ключом к знаниям: «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно, что это – истина» (Фуссилат, 41:53).

    Человек может обнаружить знамения Бога во всех естественных явлениях, происходящих вокруг него. Размышляя над ними, он может постичь многие божьи установления, – в том числе законы природы. В этой связи Коран призывает людей задумываться над сменой дня и ночи; дождевой водой, которая низводится с неба и оживляет безжизненную землю; сменой ветров; горами, которые уходят глубоко в землю своими корнями и удерживают ее от колебаний; ульями пчел и полетом птиц; раскалыванием семян; родниками и источниками, которые изливаются из недр земли (аль-Бакара 2:164).

    Разнообразие форм жизни – одна из главных особенностей земной экосистемы. Без биотического разнообразия растений, животных и микроорганизмов, населяющих планету, жизнь на ней была бы невозможна. Все виды существ имеют право жить и процветать на земле не потому, что они – потенциальные предметы пользования людей, а потому, что их существование поддерживает гармонию и пропорцию в божьем творении. Коран провозглашает этот принцип следующим образом: «Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите» (аль-Хиджр, 15:19-20).

    Человек – одно из божьих творений, он живет бок о бок с другими существами. Его жизнь зависит от взаимосвязи жизней и энергий других существ, составляющих земную экосистему. Высокомерие и безграничные желания не должны мешать человеку ощущать себя всего лишь частью вселенной, и поэтому Коран напоминает о том, что сотворение небес и Земли является гораздо более сложным процессом, нежели сотворение человека (Гафир, 40:57). Подчеркивая то, что человек является лишь маленькой частицей вселенной, Коран указывает на несостоятельность антропоцентрического мышления.

    Основной причиной уменьшения биотического разнообразия является то, что человек превращается из проводника в хищника, из пользователя – в разрушителя. Этому ужасному превращению способствует концептуальное разделение между телом и душой, между земным и святым. Коран обращает внимание на то, что если человек не придает значения гибели собственной души и не стремится к довольству Бога, то ничто уже не помешает ему погубить планету и разрушить среду обитания других живых существ.
    Кораническое руководство находит отражение в мусульманской традиции и изречениях пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и привествует, о необходимости заботы об окружающей среде.

    Ахмад передал со слов Абу ад-Дарды, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто посадит растение, тот будет получать награду за каждый раз, когда человек или любая другая тварь поесть от него» (аль-Албани, Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 1093.).

    Ахмад и ан-Насаи передали со слов Джабира, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поднимет мертвую землю, тот будет получать за нее награду, и каждый раз, когда кто-либо поест оттуда, он будет получать за это награду» (Там же, с. 1036).

    Муслим передал со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех: доброго поступка, который продолжает приносить плоды; знаний, которые приносят пользу людям; и праведного ребенка, который молится за него» (aн-Навави, Шарх Сахих Муслим, т. 6, с. 95.).

    Абу Давуд передал со слов Абдуллаха б. Хабаши, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто вырубит лотос, того Аллах бросит в ад с головой» (aль-Албани , Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 1104.). Известно, что лотос растет в пустынных местностях, бедных растительностью, и поэтому смысл этого хадиса заключается в необходимости сохранения существующего в природе баланса.

    Призыв к сохранению биотического разнообразия и доброму отношению к живым существам, населяющим планету, просматривается во многих преданиях. Ислам запрещает охотиться на животных ради забавы и удовольствия, а также причинять им страдания.

    Муслим передал со слов Ибн Аббаса, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не выбирайте мишенью тварь, обладающую душой» (aн-Навави, Шарх Сахих Муслим, т. 7, с. 120.).

    В другом хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Воистину, Аллах предписал умение во всех делах. Если убиваете, то убивайте надлежащим образом, если же зарезаете, то зарезайте надлежащим образом. И пусть каждый из вас заточит свой клинок и не причиняет страданий жертве» (Там же, с. 119.).

    Разъясняя важность заботливого отношения к почве, ислам запрещает засорять и осквернять землю. Любые усилия по очищению земли и предотвращению ее загрязнения рассматриваются как богоугодный поступок и проявление веры.

    Муслим передал со слов Абу Хурейры, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Остерегайтесь двух проклятых грехов: не испражняйтесь на дороге, по которой ходят люди, и там, где они отдыхают в тени» (aн-Навави, Шарх Сахих Муслим, т. 2, с. 164.).

    В другом хадисе, переданном Муслимом, говорится: «Вера состоит из более семидесяти ответвлений, высшим из которых являются слова "нет божества, кроме Аллаха”, а низшим – удаление с дороги того, что доставляет неприятность. И стыдливость – тоже одно из ответвлений веры» (aн-Навави, Шарх Сахих Муслим, т. 1, с. 278.).

    Необходимость бережливого отношения к водным ресурсам в исламе объясняется тем, что существование всех живых существ на земле связано с водой (аль-Анбиййа, 21:30). Наличие источников пресной воды во многих коранических аятах описывается как божья милость, что также требует от человека заботиться об их сохранении (Йа Син, 36:33-35).

    Ислам запрещает чрезмерное потребление воды даже при отправлении обряда ритуального омовения. В хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, назвал этот поступок несправедливым и греховным (Ибн Хаджар аль-Аскалани. Булуг аль-Марам. Книга 1. Очищение, с. 122.).

    Концептуальная структура исламского права зиждется на коранических аятах и хадисах пророка. На протяжении столетий мусульманские ученые извлекали из них законы, касающиеся животных, водной среды, зеленых насаждений, дикой природы, использования ничейных земель, роста городов и других аспектов использования природных ресурсов и влияния на естественные процессы. Исламские законы ограничивают вмешательство человека в природу, оберегая лесные массивы от уничтожения, источники питьевой воды и воздух – от загрязнения, а экосистемы – от гибели и разрушения.

    Однако люди зачастую не придерживаются этих предписаний и грубо вмешиваются в процессы, протекающие в окружающей среде. Коран предостерегает людей от такого опрометчивого поведения, возвещая о том, что прислушиваются к божьим назиданиям только благоразумные и здравомыслящие мужи. Коран напоминает человеку, что пренебрежение божьими законами, отказ от справедливого отношения к окружающему миру и подчинение природы своим прихотям чреваты гибелью для нашей планеты: «А если бы истина зависела от их желаний, то сгинули бы небеса, земля и те, кто на них» (аль-Муминун, 23:71).

    Подтверждением этим словам может служить разрушительное воздействие антропогенных факторов на экосистему Земли. «В период с 1990 по 1995 гг. в развивающихся странах в результате чрезмерной вырубки, переустройства под сельскохозяйственные угодья, болезней и пожаров было утрачено почти 65 млн. гектаров лесных угодий» (Боришполец К.П. Современные угрозы человеческому развитию, с. 85.).

    Подобное использование природных ресурсов оказывает всестороннее негативное влияние на жизнь людей. Достаточно сказать, что «медицинские препараты, изготовленные на основе растений, позволяют удовлетворять основные потребности в медицинской помощи более 3 млрд. человек. Согласно недавним данным ФАО, около четверти млн. видов растений, то есть каждый восьмой, находятся под угрозой исчезновения» (Там же, с. 85.).

    В результате нарушения экологической безопасности Каспийского моря в последние годы был нанесен серьезный ущерб биологическому фонду этого бассейна. Бакинская бухта считается одной из самых загрязненных в мире. «Мощность донных отложений, пропитанных нефтеотходами, в которых аккумулировано около 200 млн. т. токсических веществ с концентрацией, превышающей максимально допустимую в 100 раз, составляет здесь 8-10 м» (Жильцов С.С. и др. Геополитика Каспийского региона, с. 192.). Как следствие, только в 2001 г. на Каспии погибло 250 тыс. т. кильки, что составляет более 40% всей кильки моря.

    Люди часто забывают о том, что наряду с потреблением природных ресурсов и удовлетворением своих прихотей они должны исправно выполнять свои обязанности. Коран же напоминает нам, что земля, вода, воздух, полезные ископаемые, леса являются щедрыми дарами Бога, пользоваться которыми необходимо, соблюдая этические ограничения. Человек не вправе использовать их в корыстных целях, ставя под угрозу благополучие и процветание будущих поколений.

    Человечное отношение к окружающей среде является составной частью мусульманской культуры. Ислам рассматривает неорганический мир не просто как источник средств существования, а как «живые» в некотором смысле этого слова существа, за которые человечество несет ответственность.

    Потребности человека не оправдывают нарушение законных потребностей других видов. Человек зависит от мира, который он не имеет права уничтожить, потому что не он его создал. В природе даже микроорганизмы играют существенную роль. Исламу чужда концепция использования окружающей среды с односторонней выгодой для человека, поэтому бережливое отношение к ней можно рассматривать как часть мусульманской идеологии.


    Эльмир Кулиев    Из книги «Коран и глобализация»

    http://www.azerislam.com/index.php?lngs=rus&cats=23&ids=407