Кораническая экософия и "глубинная экология" (deep ecology) - 23 Августа 2012 - Персональный сайт
Суббота
10.12.2016
02:16
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 187
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Главная » 2012 » Август » 23 » Кораническая экософия и "глубинная экология" (deep ecology)
    Кораническая экософия и "глубинная экология" (deep ecology)
    01:27
    Кораническая экософия и "глубинная экология" (deep ecology)
    Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного

    В современном глобальном мире стала популярной концепция "глубинной экологии" (deep ecology) - признание самоценности всей живой и неживой природы наряду с человеком и независимо от человека. Эта концепция "утверждает, что человек не является мерой всех вещей, — он только часть всего сущего" и "важнейшая ценность глубинной экологии — экоцентризм, этическое положение о том, что всё в природе имеет свою собственную, внутреннюю ценность, или достоинство" (3 ). Однако эта идея не является "новой" в истории человеческого духа. Полторы тысячи лет назад эта идея была ниспослана человеку в откровении Корана. 

    Во-первых, в Коране отсутствует привычная для христианского менталитета идея о "греховности всего земного". "Аллаху принадлежит власть над небесами и землей" (2: 107); "Он - Творец небес и земли" (2: 117). "Разве ты не видишь, что Аллах сотворил небеса и землю во истине? Если Он пожелает, то уведет вас и приведет другие творения” (14: 19) "Сотворил Аллах небеса и землю во истине; поистине, в этом - знамение для верующих!" (29: 43 (44). Всё сотвореное Аллахом Всевышним - священно и безгрешно, как человек, так и вся природа. Человек создан "наилучшим сложением" (95: 4), грешен и неугоден Богу он по своим собственным поступкам, а не по "первородному греху". Коран отрицает идею "первородного греха" и "искупления", и утверждает персонализм в отношениях человека, животных, природы с Богом. Ни человек, ни животные, ни природные объекты не являются "искупителями" друг за друга, всё сотворенное спасается и приближается к Богу только через индивидуальное, персональное поклонение Единственному Творцу Вселенной. Здесь же проходит водораздел с буддийскими и иными неавраамическими мотивами философии глубинной экологии. "Отсутствие границ, ощущение единства со всем остальным, освобождение от малого, индивидуально «я» и переход к большему «Я» " характерно для дхармической интерпретации экологизма. Авраамическая традиция персоналистична, в ней каждое малоя "я" - человека, зверя, птицы, дерева, букашки - не "растворяется" в "большом Я", а имеет прямой выход к Единому Творцу Всего, и преодолевает эгоцентрические границы через поклонение высшему - Богу и милосердие к равному - другому творению.
    "Трава и деревья поклоняются" (55: 5), сказано в Коране, а точнее слово "йасджудан" можно перевести как "совершают земной поклон", "падают ниц". Согласно ислапмскому вероучению, в положении "суджуд" (земной поклон) человек максимально приближен к Богу: "поклонись и приблизься" (96: 19) ("васджуд вактариб") - сказано в первой (по хронологии ниспослания) суре. Пророку, человеку, поклоняться повелел Бог в Своем Откровении, а все остальные земные творения пребывают в земном поклоне Богу без напоминания!
    Ислам, наряду с другими авраамическими религиями, традиционно упрекают в антропоцентризме. "О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете! который землю сделал для вас ковром, а небо – зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!" (2: 21-22). Этот и другие подобные аяты можно понять антропоцентрически, только если не читать аяты, говорящие о поклоняющемся творении: "Те, кто на небесах и на земле, а также их тени добровольно или невольно падают ниц перед Аллахом по утрам и перед закатом” (13: 15); "Все живые существа на земле и птицы, летающие на двух крыльях, являются подобными вам сообществами. Мы ничего не упустили в Писании. А затем они будут собраны к своему Господу”. (6:38) Здесь Коран решительно разрывает связь иудейским и христианским антропоцентризмом, с "миром-для-человека", и утверждает "мир-для-Бога", которым человеку лишь дозволено пользоваться на короткий срок и на жестких условиях.



    Животные, растения, природные объекты, согласно Корану, имеют самодостаточное бытие и самодостаточные, независимые от человека отношения с Богом, самостоятельную ценность. "Разве ты не видишь, что Аллаха славят, кто в небесах и на земле, и птицы, летящие рядами. Всякий знает свою молитву и восхваление. И Аллах знает о том, что они делают!" (24: 41) "Перед Аллахом падают ниц все обитатели небес и земли, животные и ангелы, и они не проявляют высокомерия” (16: 49).



    Сегодня стала очень популярной идея ученого и экософа Дж. Лавлока о "Гайе" как о едином живом организме (2) . Эта научная идея в религиозном смысле может быть интерпретирована как в языческом ключе, если рассматривать "Гайю" как объект поклонения, "идол", так и в монотеистичеком направлении, если сопоставить ее с кораническим Откровением о поклоняющихся Богу небесных телах: "Разве ты не видел, что Аллаху поклоняется и тот, кто в небесах, и кто на земле: и солнце, и луна, и звезды, и горы, и деревья, и животные, и много людей; и много тех, для которых заслужено наказание!" (22: 18) . Характерно, что сам Лавлок отказался от религиозной интерпретации "Гайи" и предложил рассматривать ее только в качестве научной гипотезы, оставив религиозную трактовку в удел индивидуальной интуиции. Не будет преувеличением сказать, что Кораническое послание ближе к современному экологическому постмодерну, чем к традиционному "западному менталитету", к иудео-христианскому антропоцентризму. Ведь, согласно Корану, животные, растения, природные объекты поклоняютсмя Богу независимо от человека, его жизни, его грехов и его пользы. Живые существа созданы самостоятельными сообществами, подобными человеческому, и "будут собраны", то есть воскрешены в будущей вечной жизни. Только если человек в Судный день будет на скамье подсудимых, то животные и вся природа будут главными свидетелями обвинения.



    А Аллах Всевышний знает лучше.



    © IslamEcology Community



    ----------------------------
    Литература:



    1. Коран. Перевод смыслов И.Ю. Крачковский.



    2. А.Б.Казанский «ФЕНОМЕН ГЕИ» ДЖЕЙМСА ЛАВЛОКА http://islamecologia.ucoz.ru/index/fenomen_gei_dzhejmsa_lavloka/0-114 http://islamecologia.ucoz.ru/index/fenomen_gei_dzhejmsa_lavloka_ch_2/0-115



    3. Материалы книги Рика Скарса "ЭКОВОИНЫ. РАДИКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ ПРИРОДЫ http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/deep-filosofy/ http://islamecologia.ucoz.ru/index/filosofija_glubinnoj_ehkologii/0-54


    Просмотров: 868 | Добавил: islamecologia | Теги: экологизм, Ислам, экософия, экология, коран | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: