1.2.2. Социально-природные проблемы
К числу проблем, возникшим в системе «общество-природа», относится глобальное изменение климата. Появление «островов» глобальной экономики с бурно развивающейся промышленностью, огромным количеством автомобилей и густой сетью новейших коммуникаций сопровождается активным пагубным влиянием цивилизации на земную экосистему.
Ожидается, что к 2020 г. мировое энергопотребление увеличится вдвое по сравнению с 1996 г., что приведет к увеличению выделения газов, участвующих в парниковом эффекте на 45-90%. По прогнозам специалистов, к 2020 г. свой вклад в глобальное загрязнение будут вносить миллиард автомобилей с выбросом выхлопных газов, уже неподвластным никакому контролю. Однако ждать серьезных экологических проблем не приходится. Наводнения и ураганы уже успели стать частью объективной реальности, которая является результатом глобального потепления и изменения климата. И если в 1980-е годы страховым компаниям во всем мире приходилось компенсировать убытки в среднем от пятидесяти природных катастроф, то в середине 1990-х годов эта цифра выросла до 125 [1].
Предостережение от такого рода проблем содержится в древних мусульманских преданиях. В хадисе Абу Хурейры, переданном Ахмадом, сообщается, что пророк сказал: «Судный Час не наступит до тех пор, пока не начнутся проливные дожди, от которых люди не смогут укрыться в глиняных домах» [2].
По мнению ученых, увеличение осадков будет связано с глобальным потеплением. Согласно прогнозам, в XXI веке средняя температура повысится на 1,2-3,5 градуса Цельсия [3].
Экологи связывают потепление с нарушением экологического равновесия в силу несоразмерного потребления энергии. «На данный период в мире в среднем сжигается около 8,0 млрд. тонн топлива нефтяного эквивалента в год, независимо от того, является ли оно газообразным, жидким или твердым. При этом из атмосферы поглощается более 28,0 млрд. тонн кислорода. … Если и далее будет продолжаться такой же темп потребления первичных энергоносителей, то примерно через 50 лет в результате парникового эффекта и загрязнения атмосферы повысится температура и произойдет таяние ледников и др. симптомы, которые уже сегодня проявляются» [4].
«Потепление опасно тем, что ускорит глобальный цикл кругооборота воды: водообмена между океанами, атмосферой и сушей. Более высокие температуры ведут к интенсивному испарению, и почва будет высыхать быстрее. Увеличение содержания воды в атмосфере будет означать большие масштабы осадков» [5].
В священных текстах обращается особое внимание на то, что увеличение осадков будет иметь глобальный характер. В хадисе Анаса б. Малика, переданном Ахмадом, Абу Йалой и аль-Баззаром, сообщается, что пророк сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока не начнутся повсеместные дожди, из-за которых на земле исчезнет растительность» [6].
В этом предании изменение климата связывается с возникновением продовольственного кризиса. Мировое сообщество уже успело столкнуться с его первыми предпосылками в 1996 г., когда зернохранилища по всему миру содержали запасы пшеницы, риса, кукурузы и других зерновых всего на сорок девять дней.
На возможное возникновение глобального продовольственного кризиса указывает то, что в различных точках планеты годовые нормы осадков время от времени выпадают за день, уровень Мирового океана постоянно повышается, а на высоте около 1500 метров над уровнем моря в Альпах зимой не остается лежать снег [7].
С другой стороны, развивающиеся страны все больше жертвуют своими высокопродуктивными почвами, отводя их под строительство заводов, жилых массивов и автострад. С 1960-х гг. Япония, Южная Корея и Тайвань пожертвовали 40 процентами посевных площадей зерновых культур. В Индонезии только на одном острове Ява уничтожено 20000 гектаров пахотных земель – площадь, способная прокормить 360000 ее жителей [8]. Не отставать от них стремятся и другие развивающиеся страны. В то же время засуха, засоление и загрязнение воздуха продолжают губительно сказываться на плодородности оставшихся пахотных земель.
«Начиная с 1970 г. в Африке, Америке и Азии площадь пустынь увеличилась на 120 млн. га, что превосходит возделываемые площади Китая; при этом за 20 лет фермеры во всем мире утратили более 480 млрд. т. чернозема, эквивалентные его запасам на Индийском полуострове» [9].
«Каждый год по причине деградации почв или наступления городов становятся непригодными для возделывания сельскохозяйственных культур дополнительно 20 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. В то же время ожидается, что в течение следующих 30 лет спрос на продовольствие в развивающихся странах удвоится» [10].
Актуальность этой проблемы усугубляется демографическим взрывом, который начался еще в прошлом столетии. В XX в. численность населения Земли увеличилась в четыре раза [11]. Ежедневно население нашей планеты увеличивается в среднем на 200-250 тыс. человек [12].
Между 1950 и 2000 гг. население Земли увеличилось с 2,5 до 6 млрд. человек. По прогнозам ООН, в 2030 г. оно увеличится до 8,5 млрд. человек, а в 2100 г. – до 14,4 млрд. человек [13].
При этом большая часть прироста населения (до 90%) будет обеспечиваться развивающимися странами. В них и будет проживать большая (до 87%) часть населения планеты. Численность населения 48 беднейших стран мира в течение этих 50 лет увеличится в три раза [14].
Таким образом, есть все основания полагать, что в ближайшие годы разрыв между потребностями людей в пище и способностью земли удовлетворять их будет увеличиваться. В некоторой степени это подтверждает предположение английского священника и экономиста Томаса Роберта Мальтуса (XVIII век). Мальтус полагал, что ресурсы Земли являются конечными и будут исчерпаны. Естественным регулятором существующего несоответствия между потребностью в продовольствии и земными ресурсами, по его мнению, являются эпидемии, войны, а также стихийные бедствия, с которыми человечеству нет смысла бороться.
В то же время, согласно исламским представлениям, главной причиной продовольственного кризиса будет не бурный рост численности населения планеты, а нарушение божьих установлений и социальная несправедливость: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки» (Коран, 42:30).
В упомянутом ранее хадисе Абдуллаха б. Умара говорится: «О мухаджиры! Упаси вас Аллах от пяти испытаний: если люди … станут обманывать на мере и весах, то для них начнутся тяжелые годы, появятся нехватка продовольствия и несправедливые правители».
По исламу, Творцом и Кормильцем всего сущего является Бог, и поэтому заботиться о пропитании людей и других живых тварей не входит в обязанности человека. Он должен прикладывать максимум усилий для обретения мирских благ и уповать на Бога, не расходуя силы на решение непосильных для него задач.
«Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи. Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите. Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (Коран, 15:19-21).
«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Коран, 11:6).
Ислам расценивает демографический контроль как покушение на законное право супругов иметь потомство и считает его неверным путем разрешения продовольственного кризиса. Следствием такого идеологического обоснования высокой рождаемости является быстрое увеличение численности мусульманской цивилизации. По некоторым прогнозам, за ближайшие полвека она вырастет более чем в полтора раза: к 2050 г. население 40 мусульманских стран составит 1529 млн. человек (в 1998 г. – 982 млн. человек) [15].
Загрязнение окружающей среды также является одной из глобальных проблем, порожденных научно-технической революцией. Нужно отметить, что фраза «загрязнение окружающей среды» не совсем точно отражает суть проблемы, потому что загрязнение может не иметь каких-либо последствий, если экосистема остается устойчивой и самоочищается. Однако сегодня мы становимся свидетелями изменения экосистемы, которое выражается в повышении уровня воды, солнечной радиации и даже появлении интродукционных организмов (кролики в Австралии). Еще одним результатом глобального загрязнения является появление уродств и прочих врожденных заболеваний. Упоминания об этом также можно найти в достоверных хадисах.
Ибн Маджа передал со слов Сахля б. Саада, что пророк сказал: «Перед наступлением конца света участятся провалы, падения и уродства». Его спросили: «О посланник Аллаха! Когда же все это произойдет?» Он ответил: «Когда будет много музыкальных инструментов и певиц, и люди сочтут дозволенным употребление вина» [16].
Появления на свет детей с врожденными заболеваниями или уродствами является прямым следствием загрязнения окружающей среды. Число городов с неблагоприятным экологическим статусом растет с каждым годом.
Столица Азербайджана тоже характеризуется нездоровой экологической обстановкой. Согласно опубликованным в начале марта 2004 г. результатам исследований мирового уровня жизни, проведенным Mercer Human Resource Consulting, Баку был признан городом с самой неблагоприятной для здоровья ситуацией. В ходе исследования, проведенного в 215 странах, было принято во внимание 39 критериев уровня жизни, – в том числе политический, социальный, экономический факторы, защита окружающей среды, состояние здравоохранения, образования и т.д. [17].
На долю пяти городов Азербайджана – Сумгайыта, Баку, Гянджи, Али-Байрамлы и Мингячевира – приходится 96% вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. В этих городах содержание вредных веществ в атмосфере в 5 раз превышает установленные стандарты качества воздуха Азербайджанской Республики [18].
Коран и Сунна также уделяют внимание защитной функции атмосферы. «Атмосфера Земли подобна огромному зеркалу, которое, с одной стороны, возвращает на поверхность планеты то, что полезно для нее, а с другой стороны – возвращает в космос то, что может навредить Земле и ее обитателям. В частности, атмосфера отражает ультракрасное излучение, которое может привести к глобальному потеплению. В то же время атмосфера возвращает на землю водяные пары, которые поднимаются с поверхности рек, морей и океанов, а затем выпадают в виде осадков. Наконец, атмосфера отражает теле- и радиоволны, благодаря чему люди по всему свету могут принимать и отправлять сигналы друг другу» [19].
Коран описывает эту функцию атмосферы следующим образом: «Клянусь небом возвращающим…» (Коран, 86:11).
Одним из наиболее важных слоев атмосферы является озоновый слой. Он имеет толщину 10-50 км и представляет собой естественный щит, защищающий Землю от вредного ультрафиолетового излучения. Дело в том, что Солнце, как и другие звезды, излучает волны широкого диапазона. Видимые волны, которые мы называем солнечным светом, являются всего лишь частью этого излучения. По своей длине они находятся между ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. Инфракрасные лучи короче тех, что может дифференцировать человеческий глаз, а ультрафиолетовые лучи длиннее них.
Короткие волны (рентгеновские и гамма лучи) полностью блокируются в верхних слоях атмосферы. Большинство ультрафиолетовых лучей поглощаются в озоновом слое, и только небольшое количество ультрафиолетового излучения достигает поверхности Земли. Благодаря этим лучам люди получают загар, однако в избытке они оказывают канцерогенное действие, т.е. вызывают рак кожи.
В начале 70-х гг. прошлого столетия было обнаружено, что хлорфторуглероды разрушают озоновый слой в стратосфере и увеличивают поток солнечной радиации в достигающей земной поверхности ультрафиолетовой части спектра.
Подробные научные сведения о строении атмосферы и существовании озонового слоя были получены сравнительно недавно. Тем не менее, в Коране встречается ясное указание на существование некоего защитного слоя вокруг Земли. В описании хождений праведника Зуль-Карнейна сказано: «Когда он прибыл туда, где восходит солнце, он обнаружил, что оно восходит над людьми, которым Мы не установили от него никакого прикрытия» (Коран, 18:90).
Для ранних комментаторов было крайне сложно понять весь глубокий смысл этого аята. Но сегодня, опираясь на достижения современной науки, из этого откровения можно сделать несколько выводов.
Во-первых, слово «прикрытие» указывает на то, что солнце может причинить вред, поскольку в противном случае не было бы нужды укрываться от него.
Во-вторых, мнение некоторых ранних толкователей о том, что под словом «прикрытие» подразумеваются горы или холмы, явно нуждается в дополнении, поскольку горы и холмы могут защитить от ультрафиолетового излучения только тех, кто поселился внутри них.
В-третьих, контекст аята указывает на то, что упомянутые люди, не имевшие прикрытия от солнца, были исключением, тогда как для остального человечества такое «прикрытие» существовало.
В-четвертых, слова «Мы не установили от него никакого прикрытия» указывают на то, что это «прикрытие» является естественным, а не сконструированным человеком. Таким образом, этот аят не относится к домам или другим строениям, воздвигаемым людьми.
В-пятых, коранический стих указывает на целый народ, не имевший такого «прикрытия». По нашему мнению, это соответствует современным представлениям о существовании так называемых «дыр» в озоновом слое. По мнению исследователей, такие «дыры» в некоторых участках Земного шара существовали всегда, однако о них стали говорить с тревогой лишь недавно, когда их размер стал увеличиваться и поставил под угрозу благополучие человека.
В 1987 г. был подписан Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой. В 1996 г. производство фреонов было запрещено в экономически развитых странах, а к 2010 г. оно должно быть прекращено даже в развивающихся странах. По оценкам экспертов, если бы протокол не был подписан, то «уровень веществ, разрушающих озоновый слой, был бы сейчас в пять раз выше существующего» [20].
Таким образом, разъяснение опасности социально-природных проблем занимает важное место в Коране и Сунне. В хадисах подчеркивается, что загрязнение окружающей среды носит антропогенный характер, и поэтому решение этих проблем ислам видит в целенаправленном регулировании человеческой деятельности. Это значит, что человек должен взять на себя часть гомеостатической функции экосистемы, чтобы компенсировать свое воздействие на природу. Поэтому ислам особо подчеркивает ответственность человека за все, что происходит с ним и вокруг него, – в том числе за изменение и восстановление среды его обитания: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран, 13:11).
Наряду с этим, ислам предлагает человечеству систему ценностей, предполагающую предотвращение глобальной экологической катастрофы и сохранение земной экосистемы для грядущих поколений.
[1] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию, с. 54.
[2] Ал-Вабил Ю.А. Ашрат ас-Саа, с. 203.
[3] Боришполец К.П. Современные угрозы человеческому развитию, с. 80.
[4] Халилова Х.Х. и др. Некоторые аспекты решения экологических проблем в Азербайджане, с. 74.
[5] Боришполец К.П. Современные угрозы человеческому развитию, с. 80.
[6] Кулиев Э.Р. Пророчества о приближении конца света согласно Корану и Сунне, с. 74.
[7] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию, с. 57.
[8] Там же, с. 62.
[9] Антипина О.Н., Иноземцев В.Л. Постэкономическая революция и глобальные проблемы, с. 169.
[10] Боришполец К.П. Современные угрозы человеческому развитию, с. 84.
[11] Там же, с. 79.
[12] Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству, с. 106.
[13] Уткин А.И. Мировой порядок XXI века, с. 113.
[14] Римашевская Н.М. и др. Население и глобализация, с. 202.
[15] Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций, с. 92.
[16] Ал-Албани М.Н. Сахих аль-Джами ас-Сагир, с. 683.
[17] ИА Regnum, 03 марта 2004 г.
[18] Халилова Х.Х. и др. Некоторые аспекты решения экологических проблем в Азербайджане, с. 72.
[19] Кулиев Э.Р. Чудеса Корана и современная наука, с. 19.
[20] Боришполец К.П. Современные угрозы человеческому развитию, с. 80.
http://www.waytoquran.net/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0035&n=000006&g=