Нугманова Р.Т.,
преподаватель РИУ
Известно, что волго-булгарские тюрки, приняв Ислам в первой половине IX века в качестве государственной религии, сделали шаг по исламизации сво-ей территории. Несмотря на то, что наши предки были подвергнуты завоевани-ям со стороны Золотой Орды, затем христианизации и русификации, они со-хранили свою самобытность и вероисповедание.
Период с XIX - начало XX в.в. в Волго-Уральском регионе характеризу-ется зарождением реформаторства, обновлением как религиозной мысли, так и образования, т. е. движением, именуемым «джадидизмом», представителями которого являлись такие видные учёные, как И.Гаспринский, А.Курсави, М.Тюнтери, Г.Утыз-Имяни, М.Джарулла Биги, Р.Фахретдин, Г.Буби и др. Про-грессивная часть интеллигенции видела в этом движении интеллектуальную и идеологическую силу, способную вывести татарское общество из многовеково-го застоя, схоластики и догматики. Традиционалисты же, их оппоненты, зара-нее усмотрели в нём серьёзную опасность для мусульманского сообщества та-тар, поскольку, по их мнению, джадидизм подразумевал свободомыслие и вольнодумство, граничащее с атеизмом, и был способен разрушить основы тра-диционной исламской уммы, которые не нуждаются в обновлении.
В тот период одним из спорных являлся вопрос о статусе женщины в та-тарском обществе. Поэтому реформаторы поставили себе цель отделить дан-ные женщине исламом права и свободы от ставших религиозными или воз-никших вместо религии понятий. Например, изданная в 1910 году в Казани книга А.Мустафы «Современное правовое положение мусульманской женщи-ны» рассказывает о таких основных темах, как о жизни женщины после никаха и развода. В ней автор, основываясь на книгу «ал-Хидая» Маргинани и сборник фетв ташкентских улемов в качестве источника, утверждает, что ислам ограни-чивает права женщин, унижает их и видит в них рабынь. Как из этого следует, в этой практике не ссылаются на Коран и сунну. Между тем, в этих двух основ-ных источниках богобоязненные женщины ставятся выше всяких похвал. Та-тарские новаторы борются за торжествование слов Всевышнего.
Вопрос о юридическом и социальном положении женщин начал входить в татарское общество, начиная с 1880-х годов в литературных романах: «Хуса-метдин Мулла»(1886) Мусы Акъегета, «Улуф или красивая девушка Хадид-жа»(1887) и «Гөнах-ы кәбаир»(1890) Захира Биги, «Өч хатын белән тормыш» (1908) Гаяза Исхакый, «Тутам рисаләсе» Г.Гафурова Чыгтая, где рассказывают-ся о некоторых случаях несправедливости к женщинам в отношении их прав и социального положения, а женщина определённо показывается воспитанной, но описание её плохого положения в обществе иногда доходит до крайности. По-мимо названных выше произведений, во многих других поднимались проблемы религиозного невежества, многожёнства и прав женщины на развод. И первое из них - русское произведение Атауллы Баязидова «Отношение Ислама к науке и иноверцам» , где объясняются основы Ислама для русскоязычного населения, а также даются следующие рекомендации: заключать брак лишь один раз, на-личие у женщины права на развод, возможность при необходимости работать и т.д. Также заслуживает внимания «Муталәга» (1903) Р.Фахретдина, в которой он приводит мнения улемов по поводу никаха и развода наряду со своими оценками, а также его труд «Мәшһүр хатынлар» (1904), связанный с известны-ми мусульманскими женщинами. Р. Фахретдин писал это произведение, ис-пользуя источники «ал-Ихата фи ахбар Гирната» (М.Лисанутдин ал-Хатиб), «Тарих Ибн Халдун», «Тарих давлат Али Сельджук» (ал-Фатх Али ал-Бандари ал- Исбахани) и т.д.
Вопрос о статусе женщин впервые в мировом масштабе был поднят на собраниях, созданных российскими мусульманами с 1905 года, как первые ша-ги на пути возвращения своих прав.
Татарские реформаторы в целом разделяли женские вопросы на две об-ласти. Первая из них – права и свободы женщин и связанное с ними социаль-ное положение в обществе. В этой плоскости первые взгляды, привлекающие внимание, высказаны Мусой Джаруллой, который утверждает: « Аят «…сотворил вас из одной души и сотворил из неё пару ей, а от них распростра-нил много мужчин и женщин» (сура 4, аят 1) и слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Женщина создана из ребра» поняты неправильно. Это означает то, что мужчина и женщина созданы из одного и того же источ-ника. В сурах «Румы» (аят 21), «Пророки» (аят 37), «ал-Имран» (аят 164) и «Тауба» (аят 128) описывается подобная ситуация». В отрывке из хадиса в сборниках Бухари и Муслима: «Относитесь к женщинам хорошо, ибо они соз-даны из ребра, а ребро есть самая изогнутая (большая) часть (верхний отдел). Если ты попытаешься его сломать, то непременно сломаешь. А если оставишь, как есть, оно останется изогнутым, хорошо относитесь к женщинам», имеется в виду то, что женщины - это тонкие, чувствительные и изящные существа, и они ломаются с применением силы, и, поэтому, хадис понимается в переносном смысле. Здесь аналогичный смысл, как и в аятах: «Человек создан из поспеш-ности» (21:37), «Аллах … создал вас из слабости» (30:54).
Эта новая мысль Джаруллы о создании женщины сразу была взята на вооружение журналом «Шура» во главе с Р.Фахретдином и редакцией журнала. Нужно заметить, что этот вопрос актуален и сегодня и подлежит виниматель-нейшему изучению.
Ещё одна проблема, поднятая татарскими реформаторами – статус жен-щины в обществе и её образование. Несмотря на то, что в своих книгах Ш.Марджани не уделял место этой теме, он советовал учиться науке и языку, и дочь Галию, как известно, вырастил учёным человеком, поэтому его можно на-звать одним из первых реформаторов, боровшихся за право образования жен-щин. Джадидисты утверждали, что с точки зрения прав, в действительности, женщина равна с мужчиной, и все культурные, социальные, творческие, поли-тические и религиозные права есть и у женщин. Поэтому они решительно были настроены на применение права образования для женщин, и считали одной из наиболее важных причин кризиса исламского мира – лишение женщин основ-ных прав и свобод и небрежность к ним, ведь верховенство мужчин в правах невозможно, по крайней мере, в вопросах воспитания детей.
Один из знаменитых татарских джадидистов Р. Фахретдин, также как и М.Джарулла, жалуется на лишение прав женщин, связывая реформы и развитие страны с образованием и воспитанием женщин . Приводя примеры женщин-учёных прошлого, он указывает на то, что воспитание детей зависит от образо-ванных и воспитанных женщин, и их хождение в мечеть на научные собрания, в школы, их участие в политической и социальной жизни является одним из самых естественных прав, данных им Исламом, ставя в пример Пророка Му-хаммада (да благословит его Аллах и приветствует), рассказывает о том, что в те времена женщины принимали участие в пятничных намазах, поучениях и даже в сомнительных для них вопросах внутри общины обращались к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), но эти права и свободы исчезли под предлогом смуты (фитна). Что не запрещено Аллахом, то не может быть за-прещено людьми. Подверженность женщин этим запретам отдалило их от зна-ний морали и религии, от воспитания и правового поведения в обществе, «если и есть в хождении женщин в мечеть смута, то в их не хождении смута точно есть» .
Вопрос о посещении женщинами мечети и совершении ими коллективно-го намаза вновь разгорелся в татарском обществе в 1916 году. Одна из основ-ных причин этого – совершение намаза известной Марьям бинт Темирпулат (из Акчуриных) после хаджа в окружении женщин в первой мечети Уфы. Этот её поступок возмутил некоторых кадимов-традиционалистов района и возбудил новые споры. Джадидисты же, поддержали сторону Марьям ханум, указав на то, что нет религиозных препятствий для того, чтобы женщины ходили в ме-четь и совершали намаз коллективно, ведь достоверным является факт, что в старину женщины и мужчины вместе ходили в мечеть и лишь потом на это ста-ли смотреть отрицательно.
Ещё один знаменитый реформатор Габдулла Буби предостерегал, что ес-ли женщины не получат свои самые естественные права и свободы и если меры к этому не будут приняты, то это будет навязано посредством Европы или России. Он указывает в этом случае на опасность вхождения посторонней мо-рали и обычаев в быт татарских женщин , свидетелями чего и являемся сего-дня мы, современные этнические мусульмане.
Что касается вопроса многожёнства, то здесь мнение татарских реформа-торов таково, что оно в Коране не приказывается, а лишь есть его возможность, используемая при необходимости, где непременным условием является соблю-дение справедливости, но рекомендуется ими создание одной семьи. Этого мнения наряду с Г.Буби придерживались Р.Фахретдин и М.Джарулла. Послед-ний на Первом Всеобщем Конгрессе Мусульман России представил доклад о правах женщин и даже попросил запрета многожёнства, исходя из того факта, что многие мусульмане стали злоупотреблять этой милостью Аллаха, не вы-полняя соответствующих условий, чем вызвал бурную полемику в исламском мире.
Второй вопрос- это соблюдение исламского хиджаба. В среде татарских реформаторов хиджаб понимался и в значении покрывающей лицо ткани, и в значении покрывающей голову. М.Джарулла указывает на наличие в арабском языке разных названий и даёт краткую характеристику каждой из них:
1) если лицо закрыто полностью – «бурка», «кына»,
2) если открытыми останутся только глаза – «никаб»,
3) если глаза открыты, а нос прикрыт – «лифам»,
4) если платок над ртом – «лисам»,
5) если покрывает шею и голову и не закрывает лицо – «химар»,
6) если размером больше, чем «химар» - «насыф», «муканна» или «мик-на»,
7) если покрывает голову, шею, плечи и грудь - «джильбаб»,
8) если покрывает всё тело - «рида».
М.Джарулла указывает на то, что они были распространены среди арабов издревле и наряду с паранджёй, будучи показателями чести и стыда, использо-вались в качестве украшения, а в особые дни (смерть, свадьба) от паранджи от-казывались. Исходя из этого, он говорит о наличии в Коране двух видов хиджа-бов, первый тип хиджаба прикрывает всё за исключением лица и рук – «хи-мар», «джильбаб», а второй тип – это упоминающийся в 53 аяте суры «Ахзаб» - в значении «хиджаба уважения», который не требует прикрывания лица. По его мнению, этот аят означает необходимость соблюдения прав женщин, их чести и уважения и то, что это является обязанностью мужчин. Он пишет: «На женщи-не должна быть не паранджа, а скорее хиджаб чести, хиджаб целомудрия, па-ранджа совести. Если женщина начнёт обладать одной из них, то ей не будет позволена паранджа, и возможно, открыть лицо станет обязательным.
Эти взгляды были поддержаны Р.Фахретдином, который указывал на то, что паранджа не обязательна в исламе, она была введена в религию факихами под предлогом боязни смуты, приводя в доказательство тот факт, что женщины во время паломничества не носили паранджу. На начальном этапе ислама не было таких понятий, как «боязнь смуты» и «испорченные времена», в то время женщины принимали участие во всём, начиная с приёма гостей и заканчивая войной. Как видно, на взгляды джадидистов в женском вопросе повлиял му-сульманский учёный Ибн Араби.
Если старания татарских джадидов и дали какие-то положительные ре-зультаты, то большевистский период стал препятствием для всего движения за пробуждение. Среди указанных положительных результатов первым стало соб-рание женского курултая в Казани с 24 по 27 апреля 1917 года. Среди совмест-но принятых в общем порядке 70 статейных решений, главной темой стала практика многожёнства. Женщины вместе с избранными представителями пе-редали эти решения Всеобщему Собранию Мусульман России. Второй положи-тельный результат – это собрание в Москве. Салима Якупова, занимавшая на заседании одно из 12-ти мест, создала отдельную секцию «женского вопроса». Таким образом, инициатива татарских реформаторов по правам женщин, к со-жалению, в большевистский период осталась безрезультатной.
Сегодня же мы являемся свидетелями процесса исламского возрождения в российском обществе. Немалую роль в этом сыграли татарские женщины, которые и в советское время не прекращали обучать народ основам Ислама. Ра-дует и тот факт, что создаются активно действующие женские кружки и орга-низации, целью которых является распространение Ислама; подрастает поколе-ние образованных мусульманок, на которых возложена огромная задача – вос-пользовавшись всеми правами, данными Всевышним, донести нашу религию следующим поколениям в её первозданном виде.
Список использованной литературы:
Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. – Ка-зань: Иман, 1998, - 94 с.
Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокуль-турному осмыслению. - Казань: Иман, 1997,- 80 с.
Кулиев Э.Р. Коран. Перевод смыслов. - Ульяновск: Ульяновский дом пе-чати, 2003.- 687с.
Мараш Ибрагим. Религиозное обновление в тюркском мире. – Казань: Иман, 2005, - 157 с.
Мустафа А. Место мусульманской женщины в правовой сфере. // Шура // 1912/5, стр.141-144.
http://www.e-riu.ru/knldg/prepod_publ/?id=625