Аракс Пашаян
Проблемы женщин в современном мире достаточно многогранны и включают в себя вопросы, касающиеся поведения женщин в обществе, ее роли, социальных и политических прав. В частности, актуализировавшиеся проблемы женщин в арабских обществах – показатели, позволяющие понять ряд важных явлений исламского мира.
Изучение проблем женщин в арабском исламском мире важно для нас постольку, поскольку Армения находится в непосредственной близости с ближневосточным регионом, что делает актуальной необходимость всеобъемлющего понимания реалий, присущих исламскому миру (и, в первую очередь, соседствующим с Арменией исламским странам).
В арабских странах, имеющих различные политические системы и тенденции общественного развития, проблемы женщин выразились в разных форматах и определенным образом политизировались. Примечательно, что они стали важной составляющей как светской националистической, так и исламской риторики.
Отдельные арабские государства Ближнего Востока уже в 1950-1960гг. (после обретения независимости) начали осуществлять правовые реформы. В ряде арабских стран, например, в Сирии, Ираке, Ливане, Алжире и Египте, укрепление светских устоев, в первую очередь, предоставило женщинам возможность стать участниками общественной, политической и экономической жизни своих стран, что зачастую критиковалось оппозиционными к светским администрациям религиозно-политическими силами. Примечательно, однако, что ряд правовых норм, относящихся к браку, разводу, опеке детей и наследству, в основном был взят из шариата. Эти сферы стали основными мишенями кругов, ведущих борьбу за права женщин. Не случайно, что в 1980-х годах было основано движение «Женщины под господством исламских законов», которое в дальнейшем переросло в сетевую структуру и в настоящее время действует примерно в семи десятках стран. По мнению участников движения, они живут по писаным и неписаным законам, насыщенным различными толкованиями Корана и обусловленным политическими мотивами, что приводит к проявлению дискриминации в отношении женщин.
Обсуждения проблем женщин в арабском мире сформировали общественный дискурс, в котором были выявлены множество идеологических слоев.
Националисты рассматривают права женщин в рамках принципов светских устоев и гендерного равенства, что ближе к идеологии международного феминизма.
Согласно убеждениям светского феминизма, ислам и права женщин противоречат друг другу, поскольку в исламе существует развитая гендерная иерархия. Светский феминизм подходит к проблемам женщин с позиций концепции западной демократии.
Исламская позиция в отношении прав женщин многоохватна и обобщена в типологически несколько отличающихся друг от друга консервативных, радикальных и модернистских подходах.
Представители консервативных течений в вопросе проблем женщин руководствуются исключительно Кораном и другими исламскими первоисточниками. Они считают исламские традиции и шариатские нормы обязательнымы для женщины – в качестве бесспорных истин. В соответствии с тем, что мужчина и женщина физиологически различны, у них также разные миссии: это означает, что функции женщин ограничиваются в основном сферой семьи. По убеждению консерваторов, то, что создано в правовом поле ислама, имеет божественное происхождение, неизменно и фундаментально.
Радикалы примыкают к консерваторам, однако имеют иную, довольно жесткую методологию. С их точки зрения, позволительными считаются устрашение и гонения в отношении аморальных женщин. Как радикалы, так и консерваторы убеждены, что законы, относящиеся к женщинам, привносятся с Запада, следовательно, они неприемлемы и чужды.
В этом контексте заслуживают внимания, в частности, исламские модернисты или феминисты – самые большие группы, борющиеся за права женщин. Можно сказать, что исламский феминизм – одно из самых либеральных движений, сформированных в исламе.
Исламские феминисты интерпретируют проблемы женщин и вопросы полового равенства с точки зрения ислама. Они разделяют фундаментальные ценности ислама, однако руководствуются идеей нового толкования Корана и других исламских первоисточников, в том числе хадисов, выявляющего принцип равенства между мужчиной и женщиной и совместимость ислама с современностью. Исламский феминизм бросает вызов, с одной стороны, традиционным толкованиям исламских первоисточников, с другой – имеющим традиционную монополию религиозным элитам.
По убеждению исламских феминистов, на раннем этапе формирования ислама женщины играли значительную роль в составлении устных текстов, а после утверждения ислама и создания исламского государства их роль стала незаметной. Женщины были оттеснены из сферы толкования Священной книги. В результате касающиеся женщин правовые тексты толковались с точки зрения мужчин, что исказило эгалитарный дух ислама.
Фактически, модернисты рассматривают реформацию исламских прав как одно из основных средств преодоления дискриминации, существующей в отношении женщин, предлагая в отношении исламских прав новый подход, что будет способствовать приведению к эквивалентности правовых и социальных прав женщин. Они стремятся восстановить то, что, по их убеждению, потеряно либо маргинализировано по ходу истории ислама. Они борются за социализацию женщин, за то, чтобы они получили образование, работали, имели возможность заниматься бизнесом, общественной и политической деятельностью. Исламский феминизм, по сути, имеет больше общего с идеями светского феминизма, нежели с консервативными исламскими идеями.
Свои позиции по проблемам женщин имеют также государства, политические и религиозные элиты. Например, Сирия, будучи исламским государством, в вопросе проблем женщин имеет преимущественно светские подходы. А Королевство Саудовская Аравия отличается множеством ограничений прав женщин, в том числе избирательного права. Идее общественно-политических реформ в стране, как правило, противостоит ваххабитская религиозная элита.
Примечательно, что проблемы женщин, содержащие определенную политическую составляющую, занимают важное место в политической повестке арабских правящих режимов и их оппозиционеров. Например, в 1980-х гг. власти Алжира пошли навстречу требованиям исламистов и внесли в законодательство страны шариатские нормы, касающиеся равноправия женщин. А, например, в Кувейте женским правозащитным кругам в 2005г. наконец удалось закрепить в законодательстве страны право участия женщин в выборах. Начиная с 1992г. проект по предоставлению женщинам избирательного права был представлен в Национальном собрании Кувейта, однако ему препятствовали парламентарии с консервативными убеждениями. В 1996г. депутат Национального собрания Ахмад Бакыр сослался на опубликованную в 1985г. фетву, в которой отмечено, что женщины непригодны для политической жизни.
В 1994г. женским правозащитным кругам удалось осуществить правовые реформы в семейном кодексе Марокко, относящиеся к многоженству, браку и разводу. В результате, для женщины возрастная планка для вступления в брак составила 18 лет, женщинам было дано право разводиться на том же основании, что и мужчинам, а условия многоженства были ограничены и ужесточены.
В вопросе прав женщин немаловажную роль играют сами женщины, женские организации. Они отличаются друг от друга своими задачами, светским и религиозным мировосприятием. Многие из арабских женских групп действуют в арабской диаспоре, в частности на Западе, где есть несравненно более широкие возможности для деятельности. Большинство арабских женских организаций борются также с внешними вызовами, угрожающими арабскому исламскому миру.
В настоящее время арабские общества стоят перед определенной дилеммой – сделать выбор между традиционными и современными ценностями и образом жизни. Фактически, с одной стороны, есть текст – как норматив, с другой стороны – обязывающее настоящее. И в этом плане борьба между сторонниками консерватизма и современности в арабском исламском мире, по всей вероятности, еще долго не получит развязки.
http://www.noravank.am/ru/?page=theme&thid=8&nid=1504