Рецензия на книги:
Buddhism and ecology. M. Batchelor, K. Brown (ed.). New York: WWF, 1992. 115 p.
Christianity and ecology. E. Breuilly, M. Palmer (ed.). New York: WWF, 1992. 118 p.
Islam and ecology. F. Khalid, J. O’Brien (ed.). New York: WWF, 1992. 105 p.
Judaism and ecology. A. Rose (ed.). New York: WWF, 1992. 142 p.
Hinduism and ecology. New York: WWF, 1992. 120 p.
Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF) сделал великое дело, издав специальные сборники экологической мудрости, сконцентрированной в пяти популярных религиях – буддизме, христианстве, исламе, иудаизме и индуизме. Собственно говоря, этот проект начался еще с сентября 1986 г. когда по предложению WWF представители этих религий собрались в Италии, в местечке Ассизи (родине святого Франциска Ассизского), чтобы впервые обсудить вопросы природоохраны.
Устроители этого семинара и издатели рецензируемых пяти сборников совершенно справедливо полагают, что религии и церкви являются одними из основных институтов, формирующих общественное мнение. Они являются источниками многих наших ценностей и оказывают решающее влияние на человеческие действия. Религиозные убеждения являются действенной мотивацией для активного участия в программах, направленных на охрану природы.
Поэтому очень важно изучить не только священные писания (для начала хотя бы мировых религий), но и работы различных святых, народные религиозные верования, размышления современных теологов, апокрифы, выделив золотые россыпи экологической этики.
Рецензируемые сборники и представляют собой первый опыт такой работы. Так, книга “Ислам и экология” знакомит читателя с различными природоохранными высказываниями пророка Мухаммеда. Согласно исламу, добро, сделанное животному, так же хорошо, как и добро, сделанное человеку.
Сборники, посвященные восточным религиям, акцентируют внимание на базовых религиозных принципах – ахимсы (непричинение вреда всем существам) и метты – (доброты и любви ко всем существам).
Для современного заповедного дела оригинальными являются исламские концепции харим, хима и индуисские концепции – шриван, танован – заключающиеся в особом религиозном заповедании природных территорий.
С большим интересом читаются сборники, посвященные экологическим взглядам в христианстве и иудаизме. Так, известная история с Ноем интерпретируется с точки зрения современной проблемы защиты биоразнообразия: ведь библейский герой спас не только полезные виды, а всех без исключения животных. Серьезное исследование посвящено Франциску Ассизскому, известному христианскому святому, за свою любовь к природе в 1979 г. названным Папой Римским покровителем экологов.
Лишь одно плохо: эти очень важные работы, изданные в Нью-Йорке, практически недосягаемы для постсоветских экологов. Единственный экземпляр этих книг находится в Москве, в библиотеке “Эколайн”.
В.Е. Борейко
http://ecoforum2.narod.ru/hem31/review1.htm