Основные положения левого биоцентризма
Д. Ортон
“Я думаю, что экологический кризис приведет к концу капитализма” – Рудольф Бахро (1935-1997).
«Мы должны иметь такой уровень жизни, который можно серьёзно предлагать другим – а не такой, который не достижим для большинства человечества.» (Философские диалоги, под ред. Витошека и Бреннана, с. 224)
Сарал Саркар в своей книге «Эко-социализм или эко-капитализм?» высказывает подобную мысль, указывая на то, что экологическое движение – это первое социальное движение в истории человечества обещающее более низкий материальный уровень. Похоже, что с таким лозунгом, зеленые никогда не попадут в Парламент!
Левый биоцентризм охватывает и тех, кто не относит себя к социалистам, однако разделяет их анти-капиталистическую направленность. С самого начала формирования концепции левого биоцентризма, «левизна» рассматривалась в самом широком смысле. Как указывается в Платформе левого биоцентризма, “Левизна означает для нас анти-индустриальную и антикапиталистическую направленность, но не обязательно социалистическую.” Поэтому некоторые левые биоцентристы считают себя социалистами, (как, например, я), в то время, как другие таковыми себя не считают.
Экология не является для них главной ценностью, а люди занимают центральную позицию в их этической вселенной. Разумеется, мы можем сотрудничать с ними на антикапиталистической основе.
Взаимодействие и возникающие противоречия между глубинной экологией и левизной – т.е. взаимодействие между зелеными и красными – всегда вызывали у меня главный интерес во всех моих статьях, обзорах, критике и интернетовских дискуссиях.
Левый биоцентризм произошел из нескольких параллельных анти-капиталистических течений в зеленом и экологическом движении, целью которых было сближение глубинной экологии и левой перспективы:
»темнозеленой теории» (Ричард Сильван);
»социалистического биоцентризма» (Хельга Хоффман и Дэвид Ортон);
»экологизма» (Эндрю Добсон);
»радикального
экоцентризма» (Эндрю Маклафлин,
см. его книгу
»революционной экологии» (Джуди Бари);
“ зеленого фундаментализма” (Рудольф Бахро).
Следовало бы также отметить Фреда Бендера (см. его книгу
Как теоретическое направление, левый биоцентризм становится
все более известным в академических кругах, занимающихся экофилософией. В
настоящее время существует достаточно большое количество статей, посвященных
левому биоцентризму, как в интернете (теоретические и прикладные вопросы), так
и в печатных изданиях, таких как американский журнал Synthesis/Regeneration: A
Magazine of Green Social Thought (с
В прошлом я был главным теоретиком левого биоцентризма, однако сегодня мои последователи внесли свой вклад в понимание левого биоцентризма и повлияли на мои собственные идеи. Более десяти лет в Интернете существует форум левых биоцентристов – группа, коллективно обсуждающая проблемы данного направления глубинной экологии. Это поистине коллективный труд (В 1998 году в результате широкого коллективного обсуждения был принят Left Biocentrism Primer из десяти пунктов, ставший основным соглашением для всех желающих стать членом группы.)
Для большинства левых биоцентристов, как и меня лично, индустриализм, а не капитализм, предстает как главная проблема. Это не значит, что мы согласны с бесконечным ростом и консьюмеризмом капитализма, игнорирующими экологические рамки. Индустриализм может иметь как капиталистическое, так и социалистическое обличье. Эту мысль впервые высказал Эндрю Маклафлин, проанализировав индустриализм с позиции глубинной экологии (и социализма).
Левые, со всеми своими бесконечными оттенками, всегда политически ассоциировали себя с социальной справедливостью. Это их универсальная характеристика. Определение «левый» для биоцентризма означает, что будущее биоцентрическое общество должно быть социально справедливым и для людей, и для других биологических видов, и для планеты в целом. И все же экологическая справедливость должна быть на первом месте. Нет справедливости на мертвой планете. Как заметил покойный канадский экофилософ Стэн Роу, во-первых, мы существа, живущие на Земле, и только во-вторых – люди, и это должно осознаваться на персональном и социальном уровне.
Я много критиковал глубинную экологию за то, что многие статьи оказывались туманными и мало связанными с практической работой. Я указывал на то, что наблюдается недостаток реальных политических, экономических и социальных аналитических статей, отсутствует классовый анализ у большинства глубинных экологов. Во многих отношениях академики свернули глубинную экологию вовнутрь и отстранились от реальных проблем этого мира. Канадский журнал глубинной экологии The Trumpeter может служить примером академического обскурантизма. Левые биоцентристы унаследовали у марксизма социально-непримеримую позицию (Зигмунд Квалой), в отличие от социальной гармонии, проповедуемой Арне Нейссом и другими глубинными экологами «мейнстрима».
В то время как левые настаивают на коллективной собственности в противовес частной, они обычно не подвергают сомнению саму идею собственности – т.е., идею, о том, что человеческий род может «владеть» природой и другими биологическими видами. Другими словами, природа может быть разрушена государственной, коллективной, частной или племенной «собственностью». Левые биоцентристы поддерживают неантропоцентрическую точку зрения, согласно которой не мы владеем Землей, а она владеет нами. Для нас общество включает не только людей, но и других животных, растения и саму Землю. В таком обществе живет дух Земли, как это было в прошлых анимистических сообществах, и этот дух ограничивает эксплуатацию природы.
Следует возвратить эту духовность в общество для достижения экологической устойчивости. Левый биоцентризм выступает за “коллективное пользование”** в противовес частному использованию природной среды. Коллективное пользование предусматривает право на ответственное использование природными богатствами Земли, но не владением ими. Мы также склонны признать экоцентрическое правительство, которое намного шире и требовательнее, чем любое антропоцентрическое правительство.
У людей нет права разрушать или портить мир природы для своих узких интересов.
Природа должна остаться общим достоянием. Ее нельзя приватизировать или отдать в руки частного или коллективного владения.
Для нас, экономика должна не только обеспечивать долгосрочное благополучие людей и их среду обитания, но и защиту и долгосрочное благополучие других биологических видов. Люди должны иметь ограниченную среду обитания на суше и на море, наравне с другими видами.
Поэтому стратегия уменьшения населения должна стать частью любой зеленой экономической политики. Для экоцентрических левых, разделяющих принципы глубинной экологии, существует приоритет экоцентрического сознания – они «думают как гора», по выражению Алдо Леопольда. Социальная справедливость, хотя и важная составляющая политики левых биоцентристов, все же вторична. Разделение на «левых – правых» поэтому имеет подчиненный характер по отношению к разделению на «антропоцентризм – глубинная экология».
Люди должны вступить в новые, ненасильственные отношения с миром природы, в котором леса и дикая природа перестают быть «ресурсами» для человека и корпоративного потребления. Использование данного термина корнями уходит в философию антропоцентризма, в лесную промышленность, где есть «вредители» и «древесина», которую можно определить как “старую” или “перезревшую”, где есть “подлесок”, не имеющий коммерческого использования.
Левые биоцентристы сталкиваются внутри своего движения с первичными и вторичными противоречиями. Первичные противоречия связаны прежде всего с индустриальным капиталистическим обществом, его практиками и разрушительным антропоцентрическим взглядом на Землю. Вторичные противоречия относятся к другим вопросам, не имеющим принципиального характера.
Левый биоцентризм открыт для левых партий, но выступает с критикой в отношении традиционных левых партий. Я лично считаю себя, во-первых, экоцентристом, во-вторых, канадским левым. Мои основные симпатии в отношении социальной политики на стороне коммунистов/социалистов, а не капиталистов.
В нынешнее время планетарного экоцида, левый биоцентризм может многое предложить левому движению.
Я уверен, что данная теоретическая доктрина, родившаяся на стыке глубинной экологии и движения за социальную справедливость, – прямой путь к будущему экоцентрическому и социально справедливому постиндустриальному обществу.
_________
**У автора этот термин называется usefruct, т.е. коллективное «ничейное» пользование.
Перевод Виктора Постникова
http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/orton/