Корей Хаббас
Ислам предписывает каждому верующему, будь то мужчина или женщина, искать знаний и постигать Божественную истину, изучая окружающий мир. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) советовал своим последователям искать знаний повсюду. Следуя этому напутствию, мусульманки уверенно продолжают осваивать сферу науки, и среди выпускников высших учебных заведений в некоторых из стран исламского мира, по данным ЮНЕСКО, их уже больше, чем мужчин.
Между тем, проявление мусульманкого стремления к знаниям всегда приветствовалось в подлинно исламском обществе. Шариат не устанавливает разницы между мужчиной и женщиной в этой области. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Стремление к знаниям – это обязанность каждого мусульманина (как мужчины, так и женщины)» (Бухари).
В этой связи на Международном конгрессе «Ученые-мусульманки за лучшее будущее» в 2000 в Марокко было подчеркнуто, что «...целостное следование принципам Ислама и совершенствование знаний в области науки может быть достигнуто независимо от пола».
Поэтому ученые-мусульманки сегодня становятся лидерами в своей области знания, завоевывают награды, получают патенты и вносят большой вклад в познание мира человечеком. Пока этих женщин не замечают, но рано или поздно они сами широко заявят о себе.
Уже сегодня даже Соединенные Штаты отстают от шести мусульманских стран по проценту женщин, защитивших дипломы по научным специальностям. Среди них - Бахрейн, Бруней, Кыргызстан, Ливан, Катар и Турция. Марокко же опережает США по проценту женщин среди выпускников-инженеров.
Ниже приводятся данные, показывающие процент женщин среди выпускников высших учебных заведений, готовящих ученых и инженеров (по состоянию на 2002/2003 год). Они взяты из доклада Института статистики ЮНЕСКО.
Доля женщин среди выпускников-ученых (в процентах):
Бахрейн 74
Бангладеш 24
Бруней 49
Киргизстан 64
Ливан 47
Катар 71
Турция 44
Для сравнения:
США 43
Япония 25
Доля женщин среди выпускников-инженеров (в процентах)
Эритрея 4
Марокко 25
Для сравнения:
США 19
Япония 13
Одна из ученых-мусульманок Рехаб Иман, имеющая степень бакалавра в области архитектурного инжиниринга, а также степень магистра в области Шариата, утверждает, что именно исламские ценности дали ей побудительный мотив к достижениям в научной сфере. Причем те мужчины-мусульмане, которые находились рядом с Рехаб, не только не отговаривали ее от обучения, но и поощряли в стремлении к знаниям. «Моими лекторами были мужчины, моими помощниками были мужчины, моими спонсорами были мужчины. Все они верили в мой талант», - рассказывает Рехаб.
Если же мы обратимся к истории, то обнаружим, что мусульманки получили доступ к занятиям наукой гораздо раньше, чем женщины на Западе. Поэтому неудивительно, что в ряде стран их процент среди выпускников учебных заведений столь высок.
Однако, к сожалению, надо признать, что женщины в мусульманских странах сегодня все еще часто сталкиваются со сложностями на пути к образованию, которые, впрочем, не отличаются от тех препятствий, которые стоят перед представителями и представительницами других конфессий. В первую очередь, это бедность, политическая нестабильность, авторитаризм и зависимость от иностранных держав.
Но, несмотря ни на что, сегодня в Тунисе – стране, 98% населения которой – мусульмане, - число женщин среди учащихся высших учебных заведений на 5% превышает число мужчин. В Малайзии женщины составляют 55% учащихся ВУЗов, в Ливане – 54%, в Иордании и Ливии – 51%. Бахрейн намного перегнал США по доле женщин среди лиц, получающих высшее образование.
Благодаря развитию образования, многие мусульманки смогли стать известными учеными. Вот некоторые из них:
Профессор Самира Ибрахим Ислам
Профессор Ислам была признана ЮНЕСКО Ученым года в 2000 году. Она внесла весомый вклад в развитие наркологии. Эта женщина занимает несколько ведущих академических постов у себя на родине – Саудовской Аравии, а также работает во Всемирной организации здравоохранения.
Профессор Ислам сыграла ключевую роль в построении инфраструктуры Саудовской академии наук. Начиная с 70-х годов она поддерживает соотечественниц, желающих получить высшее образование.
Самира Шах
Недавно во время Международной конференции по машинному обучению в Канаде Самира Шах представила новый алгоритм обучения при помощи компьютера, разработанный ею в научно-исследовательском институте Дели. В настоящее время она защищает докторскую диссертацию, а ее проект - «Глобальный оптимизатор» - ожидает получения патента.
Профессор доктор Бина Шахин Сиддики
Доктор Сиддики внесла существенный вклад в медицину и сельское хозяйство, изучая местные растительные материалы. Она получила несколько патентов за разработку антиканцерогенных пестицидов и написала более 250 научных статей. Бина Шахин Сиддики защитила кандидатскую и докторскую степени в Университете Карачи (Пакистан). Она также получила несколько престижных международных наград.
История также свидетельствует о том, что на протяжении всего существования исламского общества женщины вносили свой вклад в сокровищницу его знаний. Мусульманки лечили больных одного с ними пола, как это предписано Шариатом, наряду со своими коллегами-мужчинами на протяжении столетий. Более того, они писали научные труды в области медицины.
Известна также создательница астрономической лаборатории «Иджлия» и другие женщины-ученые, которые были почетными лицами в своих странах. Иши Нили, например, прославилась достижениями в области фармакологии. Среди мусульманок были и знаменитые поэтессы и писательницы: ‘Улая бинт аль-Махди, Аиша бинт Ахмад Кадим, Валлада бинт Халифа, врачи: Зайнаб, офтальмолог, и Умул Хасан бинт Абу Джафар. Более того, даже такие величайшие ученые Ислама, как Имам Шафи‘и, аль-Бухари, Ибн Халкан и Ибн Хаббан приобретали некоторые знания у женщин.
http://www.gazavat.ru/history3.php?rub=14&art=127