Суббота
20.04.2024
01:03
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Вопросы природы и человека, гигиены и здоровья в исламской культуре

    В конференц-зале комплекса Хазрати Имам (Хастимом) на днях состоялась международная научно-практическая конференция на тему «Вопросы природы и человека, гигиены и здоровья в исламской культуре». Организаторами столь необычного экологического мероприятия выступили Международная организация «ЭКОСАН», Комитет по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Управление мусульман Узбекистана и Ташкентский исламский университет.

     
    Как известно, за выдающиеся заслуги Узбекистана перед исламской культурой и наукой, сохранение памятников исламской цивилизации и дальнейшее обогащение исламского наследия Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) объявила город Ташкент столицей исламской культуры 2007 года.

    Учитывая, что в исламской культуре и религии особое внимание уделяется духовной чистоте человека, милосердию, толерантности и другим общечеловеческим ценностям, а также бережному отношению к окружающей среде, соблюдению личной гигиены, ведению здорового образа жизни, Международной организацией «ЭКОСАН», Комитетом по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Управлением мусульман Узбекистана и Ташкентским исламским университетом решено было провести вышеназванную конференцию. 

    В ее работе приняли участие и выступили Юсуфджан Шадиметов - председатель международной организации «ЭКОСАН», Ортикбек Юсупов - исполняющий обязанности председателя Комитета по делам религии при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Усмонхон Алемов - председатель Духовного управления мусульман Узбекистана, Равшан Абдуллаев - ректор Ташкентского исламского университета, Убайдулла Уватов - профессор Ташкентского исламского университета, Абдураззок Юнусов - заместитель председателя Духовного управления мусульман Узбекистана, Киоко Постилл - заместитель представителя ПРООН в Узбекистане, а также послы ряда зарубежных государств в Узбекистане, в частности Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Пакистан Сажжанд Камран и Консул Посольства Арабской Республики Египет Джейлан Аббас Абдель-Азиз. С докладами также выступили главный редактор газеты «Узбекистан адабиети ва санъати» Ахмаджон Мелибоев, заведующий кафедрой археологии Национального университета Узбекистана, профессор Рустам Сулейманов, главный специалист научно-практического Центра национальной идеи и идеологии Абдукаххор Иброхимов и другие.

    Как было отмечено в выступлениях, человечество, вступая в XXI век, столкнулось с новыми вызовами и угрозами в сфере экологии. Были утеряны многовековые традиции бережного отношения к природе и ее бесценным дарам - воде, земле, растительному и животному миру. В результате же проблемы, что вызваны изменением климата, деградацией почв, засухой, потерей биоразнообразия, дефицитом водных ресурсов, чрезмерным накоплением отходов, стали определяющим фактором, поставившим под угрозу существование самого человечества. Впервые за всю историю эволюционного развития системы «человек-общество-природа» возникли противоречия, нарушающие принципы эволюции, складывавшиеся веками между человеком и природой.

    В то же время в исламской культуре, в священных книгах и источниках исламской религии неотъемлемой частью системы норм и ценностей являются принципы бережного отношения к окружающей среде, вопросы гигиены и здоровья, формирования здорового образа жизни. Но эти возможности не используются в полной мере, хотя идейная значимость исламской культуры для охраны окружающей среды очевидна.

    В связи с этим изучение путей возрождения, традиций сохранения в чистоте окружающей человека среды через основополагающие идеи исламской культуры и религии обретает особую актуальность в настоящее время, характеризующееся интенсивным освоением природных богатств, расточительным использованием ресурсов планеты.

    В исламе охрана окружающей среды основана на том принципе, что все ее компоненты, включая природные богатства, были созданы Всемогущим Создателем. В исламской культуре признано, что люди не являются единственным творением, и уничтожение окружающей среды, ее варварское использование не допустимы.

    В Коране относительно необходимости охраны окружающей среды говорится следующее: «Мы наделили вас властью на земле и определили для вас средства к существованию. Как же мала ваша благодарность!» (7:10).

    «Мы простерли землю, поместили на ней незыблемые горы и взрастили на ней в меру всякие вещи» (Коран, 15:19), «Мы предоставили на земле пропитание вам и тем, кого вы не кормите» (Коран, 15:20), «Нет таких вещей, хранилищ, которых не было бы у Нас, и ниспосылаем Мы их только в известной мере» (Коран, 15:21).

    В исламе также уделяется большое значение чистоте и гигиене человека. Символично, что каждая книга по мусульманскому праву, как правило, начинается с раздела «Очищение» («Тахара»).

    Пророк Мухаммад провозгласил: «И перед телом твоим у тебя обязанности». Кроме того, Пророк Мухаммад постоянно побуждал людей уделять внимание чистоте зубов и гигиене рта. Он говорил: «Сивак очищает рот и радует господа». Внимание, которое Пророк уделял гигиене рта, доходило до такой степени, что он говорил: «Если бы я не боялся создать трудностей для членов своей общины, то я бы непременно вменил им в обязанность использование зубочистки перед молитвой».

    Немаловажное значение Пророк уделял и уходу за волосами. «У кого есть волосы, пусть он облагораживает их», - говорил он. Что касается одежды мусульманина, то она должна быть всегда чистой и опрятной, от нее должны исходить приятный аромат и благоухание. Пророк, увидев однажды человека в грязной одежде, спросил: «Неужели ты не мог найти ничего, чтобы постирать свою одежду?».

    Неотъемлемой частью мусульманской культуры являются горячие бани. Эти гигиенические сооружения появились в Мавароуннахре и Туркестане на основе имеющихся местных бань только с внедрением ислама. Привнесенная с Ближнего Востока конструкция получила здесь дальнейшее развитие. В Ташкенте открыта и изучена археологами баня конца XV-XVI веков.

    Как видно, элементы нравственного отношения к природе, объектам экосистемы, принципы здорового образа жизни и формирования философии здоровья присутствуют в священных писаниях ислама, в которых и следует искать корни экологических знаний и использовать эти знания в решении современных проблем окружающей среды и здоровья населения, так как нынешний экологический дисбаланс индустриального общества связан с тем, что производство, взяв от природы 100 условных единиц ее вещества, использует не более 3-4, а остальное выбрасывает в окружающую среду в виде загрязняющих веществ.

    В связи с этим участники конференции приняли развернутые рекомендации о необходимости на основе концепции ислама, учений и произведений мыслителей исламской цивилизации и культуры, социально-философского наследия наших предков возродить и внедрить в сознание населения древние традиции бережного отношения к природе, соблюдения требований санитарии и гигиены и последовательно добиваться, чтобы эти вековые традиции стали твердым убеждением каждого человека, обязательным практическим навыком и жизненной потребностью.

    Так, на основе священных писаний и источников было рекомендовано разработать религиозно-этические основы экологии, которые позволили бы сохранить равновесие между человеком и природой. Требуется пропаганда этических основ экологии, идей здорового образа жизни среди широких масс. При этом необходимо уделить особое внимание бережному и экономному расходованию воды.

    В образовательном и воспитательном процессе следует усилить роль исламской культуры, духовности и нравственности в деле формирования экологического сознания общества, особенно у представителей подрастающего поколения.

    Экологической пропагандой должны быть широко охвачены ряды видных ученых и религиозных деятелей, историков, писателей, в полную силу использованы возможности средств массовой информации.

    В конечном итоге все это должно быть направлено на то, чтобы с использованием изречений из Корана, Хадиса и других священных книг ислама в общественных местах (на Амри-маърифах, пятничных молитвах, в мечетях) глубже и всестороннее раскрывать опыт и традиции исламской культуры по сохранению и приумножению природных богатств, ведению правильного и здорового образа жизни. 
    По материалам службы «Экосанинформ».

    http://www.zerkalo21.uz/ekologiya/za_chistotu_chelovecheskoy_prirodi.mgr