Октябрь-Декабрь
2008
No : 17
Ф. Челик
Oдна из наиболее деликатных и часто обсуждаемых тем в отношении ислама касается статуса и роли женщин в мусульманском обществе. Это связано, возможно, с тем, что «судьба женщины, или так называемая «женская тема», затрагивается в Коране чаще, чем какой-либо другой социальный вопрос»(1). Во времена ниспослания Корана, которое произошло в VII веке, требовались значительные изменения в арабском обществе в отношении женщин, а затем Коран настаивал проводить их и в последующие века. Принципы, обозначенные в Коране и определяющие жизнь мусульманок, можно изложить в нескольких пунктах. Они включают социальный, духовный и экономический статус женщин. Для того чтобы обсуждать воистину всеобъемлующую исламских подходов к женскому вопросу, требуется хотя и краткая оценка доисламского арабского общества. В особенности его социополитического, экономического и религиозного аспектов, а также сравнение с кораническими принципами.
Общественное окружение, ставшее основой для возникновения ислама на Аравийском полуострове, определяется мусульманами одним термином – джахилия, или век невежества(2). Проф. К. Армстронг утверждает, что этот термин использовался не для определения исторической эпохи, а для иллюстрирования атмосферы, царившей в те времена «духовного и морального кризиса»(3). Он соответственно описывал «душевное состояние, которое было причиной насилия и террора в Аравии в 7-ом веке»(4). Насилие и общественный кризис затрагивали и женщин: детоубийство – было распространено закапывание заживо детей женского пола; отсутствие института брака в его современном понимании(5), отсутствие у женщин наследственного и завещательного права, несправедливое отношение во время развода, отсутствие у женщин возможности полностью контролировать свое благосостояние(6). И именно в появлении Священного Корана на фоне данного положения вещей можно увидеть справедливый дух ислама.
Одним из наиболее важных принципов, обозначенных в Коране и регулирующих жизнь мусульманок, является духовный статус, отведенный женщинам. Коран, который мусульмане рассматривают в качестве дословно переданного Божественного слова, является средством, через которое Бог являет Себя и описывает Свои законы(7). Когда ислам появился на Аравийском полуострове, где существовал племенной строй, религия отражала племенной характер общества и его социальную структуру(8). Здесь доминировали политеизм и идолопоклонство, а в Каабе – святыне, которой поклонялись со времен пророка Авраама, было 360 идолов. Семьи соединялись друг с другом для образования кланов, а кланы объединялись и образовывали племена, верность и служение племени являлись самым важным фактором, определяющим положение индивида в обществе. Одной из тем, обсуждаемых в отношении женщин в доисламском обществе, является уровень их участия в религиозных обрядах и церемониях. Некоторые ученые утверждают, что появление ислама, которое рассматривается в качестве улучшения прав женщин, в действительности ограничило эти права. Особенно это касается Лейлы Ахмед, которая перечисляет среди выполняемых женщинами во времена джахилии ролей жриц, прорицательниц, предсказательниц и воительниц(9). Однако в своем рассмотрении женщин в доисламском мистицизме, Дж. Элиас отмечает главную причину вовлечения женщин в прорицательство, черную магию и тому подобные виды деятельности – их исключение из религии(10). Появление ислама радикально изменило духовную картину на Аравийском полуострове для женщин. Одним из наиболее важных принципов, приведенных в Коране, является понятие религиозных, моральных и духовных обязанностей, возложенных на всех индивидов, вне зависимости от их пола. Дж. Элиас ссылается на Коран, где говорится: «Тем, кто подчиняется Богу и принимает истинную веру, кто набожен, искренен, терпелив, смирен, щедр и целомудрен, кто постится и всегда помнит о Боге – всем им, мужчинам и женщинам, Бог ниспошлет прощение и богатое вознаграждение»(11). Приводя этот и десять других аятов из Корана, другой исламовед Бенж. Стовасер утверждает, что указанные ссылки на Коран «стремятся установить отсутствие доктрины духовной неполноценности женщин в Кораническом учении»(12). Более того, в противоположность базовой концепции первородного греха в христианстве и иудаизме, Коран никогда не упоминает о том, что женщина – это «сосуд дьявола», или что она обманщица по природе.
Коран, отрицает такое понятие, как «врожденное» зло женщин. Он недвусмысленно требует уважать ее, ибо ей присуще «врожденное» добро – возможность стать матерью (главной кормилицей). Коран дарует ей абсолютное равенство с мужчиной в отношении духовного потенциала (знать и служить Аллаху) и возможности заслужить рай, при условии, что она и он стремятся реализовать этот потенциал и возможности(13).
Следует особо подчеркнуть следующее. Коранический принцип духовной и моральной ответственности означает, что женщины с самых ранних лет появления ислама играли важную роль не только в том, что воплощали принципы веры на практике и занимались суфизмом(14), но и писали официальную историю ислама, составляя фундаментальные работы, устанавливающие стандарты религиозного и общественного порядка в исламском обществе(15). Подробно это исследовано Л. Ахмедом и другими учеными-специалистами.
Другой важный принцип, относящийся к женщинам и вплетенный в канву Корана, касается брака. Ахмед называет брак областью, в которую ислам внес самую грандиозную реформу, в то время, как до появления ислама института брака не существовало(16). Однако реформистская природа ислама заключается не только в появлении новых правил, но и в накладывании новых идей на уже существующие(17). Так, например, в доисламском обществе в Аравии не существовало института брака в традиционной форме, но там присутствовали его другие формы, часто крайне неблагоприятные для женщин(18). Коран определяет брак как контракт между мужчиной и женщиной, в котором обе стороны равны друг другу, но не идентичны между собой. Он рассматривает институт брака и сексуальные отношения между мужем и женой не в качестве чего-то постыдного, а как достойные одобрения.
«[Другое] из знамений Его - то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, и учредил любовь и [взаимную] благосклонность между вами» (Св. Коран, 30:21).
Статус женщин и семьи в исламском обществе является, таким образом, преимущественно продуктом коранических предписаний, которые продолжают оказывать влияние на жизнь мусульманок в современном мире.
В качестве заключения хочу отметить, что экономические принципы, определенные в Коране, обеспечили женщин такими правами, которых женщинам в остальном по тем временам цивилизованном мире пришлось ждать до 19-го века, когда эти права были признаны и дарованы им(19). С появлением ислама женщины получили право наследовать и завещать собственность, иметь имущество и контролировать свое благосостояние, а также получать приданое при вступлении в брак и при разводе(20). Экономическая защищенность, определенная в Коране, стала, наверное, одной из наиболее поразительных реформ в то время, и ее до сих пор продолжают обсуждать и в наши дни.
Принципы, определенные в Коране и регулирующие жизнь мусульманок, изменил родовой строй общества, в котором возник ислам. Невозможно всесторонне оценить каждый из этих принципов в рамках этой статьи, но, очевидно, что изменения, к которым привел ислам, имели далеко идущие последствия для жизни мусульманок и прямо повлияли на то, как разворачивается их жизнь в постоянно меняющихся обществах.
Литература
1. A. Guillaume, Islam, 2nd edn, Harmondsworth, 1956, p.71.
2. H. Smith, ‘Islam’, The World’s Religions, San Francisco, 1991, p.223.
3. Karen Armstrong, Muhammad:Prophet for Our Time, London, 2006, p.34.
4. Там же, с. 19-20.
5. L. Ahmed, ‘Women and the Advent of Islam’, Signs, Summer 1986, p. 668.
6. B.F. Stowasser, ‘The Status of Women in Early Islam’, in Hussein, F (ed), Muslim Women, New York, 1984, pp. 15-17.
7. Smith, ‘Islam’, p. 235.
8. J.L Esposito, Islam: The Straight Path, New York, 2005, p.3.
9. Ahmed, ‘Women and the Advent of Islam’, p. 691.
10. J.J. Elias, ‘Female and Feminine in Islamic Mysticism’, Muslim World, July/Oct 1988, p.214.
11. N.J Dawood, The Koran, London, 2003, p.296.
12. Stowasser, ‘The Status of Women in Early Islam’, pp.20-23.
13. A. Wadud, Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective, New York, 1999, p.99.
14. См. Elias, ‘Female and Feminine in Islamic Mysticism’, с.
15. Ahmed, ‘Women and the Advent of Islam’, p. 671.
16. Там же, с. 667.
17. Esposito, Islam: The Straight Path, p. 94.
18. Ahmed, ‘Women and the Advent of Islam’, p. 670.
19. Esposito, J.L, Islam: The Straight Path,
20. Stowasser, ‘The Status of Women in Early Islam’, p. 15-18.
Библиография
— Ahmed, L, ‘Women and the Advent of Islam’, Signs, лето 1986, стр. 665-691.
— Armstrong, K, Muhammad: Prophet for Our Time, Harper Press, Лондон, 2006.
— Armstrong, K, Islam: A Short History, Phoenix Press, Лондон, 2004.
— Dawood, N.J, The Koran, Penguin Books, Лондон, 2003.
— Elias, J.J, ‘Female and Feminine in Islamic Mysticism’, Muslim World, июль / октябрь, 1988, стр. 209-224.
— Esposito, J.L, Islam: The Straight Path, OUP, Нью-Йорк, 2005.
— Guillaume, A, Islam, 2nd edn, Penguin, Хармондсворт, 1956.
— Smith, H, ‘Islam’, The World’s Religions, Harper, Сан-Франциско, 1991.
— Stowasser, B.F, ‘The Status of Women in Early Islam’, in Freda Hussain (ed), Muslim Women, St Martin’s Press, Нью-Йорк, 1984, стр. 11-43.
— Wadud, A, Qur’an and Woman: Rereading the Sacred Text from a Woman’s Perspective, OUP, Нью-Йорк, 1999.
http://noviyegrani.com/archives_show.php?ID=246&ISSUE=17