КТО ТАКИЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ МУСУЛЬМАНЕ
Очень модное место в Манхеттене Ц ресторан Старлайт Дайнер на 34-й авеню собирает в обеденное время много модных деловых американцев. Сегодня же в отдельной зале собралась не совсем обычная здесь публика. Возле длинного стола с кофе и угощением собралось две дюжины мужчин и женщин, в основном в джинсах и рубашках, совершенно мусульманских и в то же время Ц совершенно западных людей. Собрались, чтоб познакомится, обменятся идеями и планами о положении и судьбе ислама в Америке. Американцы называют такие встречи лмозговой штурм╗. Мне же это напомнило собрания общественных движений первых лет перестройки, когда все было внове, все еще любили всех, а энтузиазм вдохновлял, и казалось, нет пределов для свершений.
- Наша миссия состоит в том, чтоб вернуть себе ислам в Америке, - говорит Ахмед Нассеф Ц высокий парень в хаки, представившийся одним из основателей сайта http://muslimwakeup.com/ (что в переводе значит мусульмане, проснитесь!), спонтировавшего собрание.
- Впервые здесь собрались люди, несогласные с узким, догматическим, буквалистским толкованием нашей веры, предлагаемой некоторыми мусульманскими группами в этой стране за истинный ислам.
лВерно!╗, - поддерживает кто-то из присутствующих, и народ кивает головами. Ведь здесь встретились люди, затеявшие создать движение Прогрессивных мусульман, захватившее воображение многих молодых американцев-мусульман по всей Америке. Как выяснилось, многие из присутствовавших здесь нашли друг друга в интернете.
- Когда я тут покрутилась среди людей, то воскликнула ФБоже мой!Ф Ц говорит Мона Элтахави, 37-летняя уроженка Египта, редактор интернет-журнала Arabic Woman eNews, - Народ здесь спорит о том же, о чем и я говорю.
аНеформальное общение на встрече позволяло всем высказаться и найти заинтересованных слушателей. Высокая девушка говорила о необходимости создать в мечети более дружественную атмосферу для женщины. В другом углу стола спорили о необходимости сделать более понятными динамическими исламские тексты; третьи критиковали авторитарные тенденции, поливавшие масло в пламя нетерпимости. Но основная цель встречи была другой Ц подготовить учредительный съезд Американского союза прогрессивных мусульман Ц первой общенациональной организации, продвигающей проекты либеральных мусульман. Цели организации были впечатляющие Ц не более и не менее, чем переопределить, что означает быть мусульманином в современном мире, живущем ценностями социальной справедливости, равенства людей, независимо от пола, расы иа религии. Вторая цель Ц свежее прочтение 1400-летних священных текстов ислама.
- Мы не боимся задавать вопросы, - говорит исполнительный директор новой ассоциации Нассеф, 38-летний египетский американец с мягким калифорнийским акцентом воспитанника хорошего университета, - Мы честно хотим разобраться с нашей собственной историей, с нашими собственными текстами. Ничего не должно ограничивать нас в постановке вопросов. Святой Коран и хадисы Пророка изучаются и толкуются мусульманами сотни лет, и наше наследие содержит множество путей столько путей для их понимания.а
Ранее Нассеф и другие организаторы создали список лКто есть кто в мусульманском лидерстве в Америке╗. Список включил очень разных людей: от Ахбар Ахмеда бывшего посла Пакистана в Великобританииа до директора Комитета исламских общественных связей в США Салема Ал-Марайати. Чтоб дать ход движению, Нассаф и другие активисты планируют провести крупную учредительную конференцию в марте в Гарвадском университете. Часть финансирования, которое, как известно, основа любого проекта, планируется получить в рамках лГарвадского проекта плюрализма╗. Все признают, что движение пока в находится в пеленках, но аналогичные встречи прошли в Чикаго, Миннеаполисе, Западной Вирджинии и других мусульманских центрах в Америке начиная сразу по окончанию месяца Рамадан, во время праздника Эйд-эль-Фитр. В них приняло участие несколько сот молодых ламериканизированых╗ мусульман.
Слова ламериканизированный╗ здесь не произносят, но и не стесняются. Скорей, признают наши собеседники, лучше сказать американских мусульман, подобно тому, как говорят, американских евреев. Сравнения с евреями не избежать в разговорах с американскими мусульманами. Ведь евреи Ц первая нехристианская этническая и религиозная группа в Америке, добившаяся признания своей особости, своего права оставаться верными своей религии и обычаям, и в то же время быть интегральной частью основного течения американской жизни. Опыт борьбы американских евреев за свои права в обществе и в общине, их широкого участия в движениях заа гражданские права вдохновляет сегодня в Америке многие мусульманские общины. Не случайно одна из наиболее популярных колонок на сайте Нассафа называется лОбними еврея╗.
- Нам важно, - пишет Нассаф в колонке лОбними еврея╗, что в это тяжелое время, когда живущих на Западе мусульман, арабов и выходцев из Южной Азии помечают и клеймят, ставят под подозрение, то очень важно учится опыту евреев, переживших в Европе и Северной Америке, бесчисленные истории тяжелых гонений, унижений, боли, их сопротивления и обновления.
Сайт лПроснитесь мусульмане╗ очень популярен. В месяц его посещают 65-70.000 человек. Его политические, культурные и религиозные темы очень актуальны. Там можно найти призыв помочь пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии и теологический диспут о религиозном смысле трагедии, о войне в Ираке. Много интереса вызвал недавний материал из Индонезии, о совмешстных молитвах мужчин и женщин в крупной мечети в Джакарте.
- Что эти неряшливые индонезийцы еще придумают? Ц гневно записал один из посетителей, - Общие места молитвы... или женюины будут вести службу!?
Много места уделялось прошедшим президентским выборам в США.
- В 2000 г. подавляющее большинство мусульман и арабов голосовало за президента Буша, - объясняет один из активистов, - Нам близка его консервативная позиция, защита семейных ценностей. Тенденциозная политика лборьбы с террором╗ поменяла настроение в общине. Смотрите, после террористической атаки сентября 2001 г. они интернировали и арестовали свыше 600.00 мусульман и арабов в Америке. И до сих пор нет ни одного осужденного по дела террора. Попытки выдать обычных уголовников за террористов тоже провалилис! Если бы речь шла о Фсредних американцахФ, то не сносить головы всем ответственным на самом высоком уровне. Но речь идет о мусульманах и тогда все позволено.
- Президент Буш победил, но и мы победили тоже. Ведь нам удалось привлечь на выборы огромное число американских мусульман, ранее не интересовавшихся голосованием. Такая активность в будущем даст свои плоды и неизбежно приведет к росту нашего влияния на американскую общественную жизнь.
- Смотрите, - опять не избежать сравнения с евреями. Ведь они Ц 2 процента населения, могут очень сильно влиять на американскую политику.
Даже разгром многих мусульманских благотворительных организаций, якобы за то, что они помогали террористам, тоже, по мнению некоторых участников, может оказать положительный эффект.
- Мусульман не отучить от завещанной Пророком обязанности помогать ближнему, давать на благотворительные нужды. Если деньги не пойдут в мусульманские страны, то они останутся здесь и будут служитьа для блага мусульманской общины в Америке.
Много на сайте литературы. Популярная страничка лСекс и Умма╗ предлагает классическую арабскую любовную поэзию.
- Среди мусульманской общины существует огромная жажда подобного общения, в понятных для родившихся и выросших в Америке толкованиях ислама, учитывающих проблемы пола, социальную справедливость и международные реалии, - говорил Ибрагим Муса, ученый и сопредседатель Центра Мусльманских связей при Университете Дюк в Северной Каролине, входящего в десятку наиболее престижных американских университетов.
Впрочем, далеко не все в американской мусульманской общине согласны с целями и методами лМусульмане проснитесь╗.
- Я не нахожу их интересными, - сказала в одном из интервью вице-президент для США Исламского общества Северной Америки Ингид Маттсон, - ни лМусульмане проснитесь╗, ни новый Прогрессивный союз.
- Мое главное возражение Ц их язык совершенно необоснованно вульгарен. Согласно моему пониманию, благопристойность, скромность и чувство собственного достоинства Ц важные свойства мусульман. И я не верю, что их рассуждения полезны для мусульман или ведут мусульман ближе к правде, справедливости и Аллаху╗.
И все же официальная позиция старых мусульманских организаций Америкиа благосклонна к новому детитщу либеральных мусульман.
- Мы Ц свободное общество и любая группа вправе бороться за привлечение внимания американской мусульманской общины, - заявил Ибрагим Хуппер, пресс-секретарь влиятельного Совета американско-исламских отношений.
Хотя неофициально можно услышать критику, что поведение либетралов вывходит за рамки принятого.
- Может ли женщина, разгуливающая по улице в бикини считать себя мусульманкой? Ц спросил один из знакомых мусульманских лидеров в Нью-Йорке, - Может ли мужчина, любящий алкоголь или свинину? Насколько я про них знаю,а они не отрицают всего этого.а Они думают, что ислам Ц это то, что им хочется, чтобы было. Мне жаль, но это не ислам!╗
Либеральные мусульмане категорически отрицают подобные замечания. С их точки зрения никто не может предписывать, что есть, а что не является мусульманским. Если вы родились мусульманином, считаете себя мусульманином, то не надо проходить экзаменов и тестов, поверяющих ваши верования и образ жизни. Среди них много очень набожных, а есть и такие, которые не считают себя религиозными и их идентификация с мусульманской культурой. И опять не обойтись без сравнения с евреями.
- Это все равно, чтобы требовать от евреев, чтоб все были с пейсами, одеты в только в черные кафтаны, в шляпы, - говорил Хуссейн Ибиш, 41-летний уроженец Ливана, создавший себе широкую известность остроумными комментариями смелыми выступлениями на посту директора Американско-арабской Анти-дискриминационного коммитета.
Ибиш определяет себя, как лархи-светского╗ человека, и вместе с тем, видит себя неотъемлемой частью мусульманского общества общины, гордящимся своим наследием. Поэтому он согласился быть вице-президентом группы лПрогрессивных мусульман╗.
- Диапазон деятельности мусульман, как религиозной, так и общественной, существенно сократилися за последние 25 лет, - говорит Ибиш, - И мы должны расширить его. Мы обязаны сохранять идеи, которые чрезвычайно важны для большинства традиционных толкований ислама, особенно те, которые не получили надлежащего развития Ц ценностей, как плюрализм, терпимость, великодушие, толерантность к различиям и активный интерес к вере и культуре.
Такие идеи давно ходили в мусульманской общине, но террористическая атака 11 сентября 2001 лстала мощным катализатором, - говорит Сара Эльтантауи 28-летняя выпускница Гарвардского университета, коммуникационный директор группы, - После 9-го сентября здесь просто необходимо исправить непонимание и как раз сейчас как раз наступил такой интенсивный период самоанализа╗. лМы чувствуем, как земля горит под ногами, - говорила она в интервью нью-йоркской газете Ньюсдай по случаю их инициативы.
Важным событием, давшим толчок консолидации Прогрессивных мусульман стал выход осенью сборника 15-и известных ученых-мусульман лПрогрессивные мусульмане: За правосудие, джендер и плюрализм╗, ставшая бестселлером в среде мусульман Северной Америки. Книга не только ставит наболевшие вопросы, но и призывает к действию. Редактор книги Омад Сафи профессор кафедры изучения исламской культуры в Университете Колгейт в Гамильтоне (штат Нью-Йорк) пламенно призывает лвстать на пути тех, для кого Бог слишком мал, слишком слабый, слишком племенной, и слишком мужской╗, а также против тех, лкто смотрит сверху вниз через империалистические шоры╗.
лНа данном этапе истории, - пишета профессор Сафи, - наша задача разобраться с тиранами-притеснителями и узколобыми фанатиками в наших собственных община, в наших собственных домах и в наших сердцах... Прятаться за простеньким утверждением, что Уислам Ц религия мираФ больше не решает нашей проблемы╗. Сафи берет пример с таких религиозных немусульманских лидеров, как Мартин Лютер Кинг и Далай-лама и призывает к широкому толкованию ислама, как социальной доктрины, борющейся с несправедливостью как внутри мусульманской общины, така за ее пределами.
Вскоре после выхода книги, Ахмед Нассеф взял у Омада Сафи интервью для сайтаа и они подружились, наладили постоянную переписку. Сафи Ц глубоко верующий человек, строго соблюдающий религиозные правила предписания и крупный авторитетный ученый согласился стать председателем новой организации. Он поднял научный уровень дискуссии. В свою очередь Нассеф Ц врожденный организатор и менеджер взялся за организационную сторону проекта.
Как у всякого нового дела, много строится на догадках и интуиции. Как удасться новому движению найти себе место в мусульманской общине Америки, насчитывающей по разным оценкам от двух до семи миллионов человек. Активисты движения надеются на то, что их время пришло, и важность их идей позволит избежать трудностей и мелей, ожидающих новое дело слева и справа. Они надеются, что политические, партийные разногласия этническая разница не помешают движению. С горечью отмечают, что видныйа теолог и философ прогрессивного мусульманства Фарид Исак отказался принять участие во встрече. Исак в принципе приветствует идеи лпрогрессивных мусульман╗, но его останавливает, что среди организаторов находитсяа Малик Хассан - миллионер, сделавший состояние на медицинском страховании, один из видных мусульманских сторонников президента Джорджа Буша. лПонятно, что надо организовать широкую коалицию, но УМусульмане за БушаФ среди основателей?╗, - говорит Исак, намекая на деятельное участие в конференции сына и жены Малика Хассана.
Нассеф защищает свою позицию тем, что новая организация делает осмотрительные шаги в попытке создать как можно более широкую и разнообразную базу.
- Мы никуда не придем, - говорит он, - если просто будем дюжиной людей, ведущих между собой беседы╗.
Хватает критиков и с консервативной стороны. Им говорят, что не может быть более тяжелого и неудачного времени для мусульманского общества, чем сейчас, когда столько ненависти изливается на мусульман.
лРазве мало ненавистников у ислама сейчас,Ц цитирует Нассеф одно из полученных писем, - Что надо выносить сор из избы, или как говорят американцы, грязное белье на публику?╗.
Для таких ни Сафи, ни Нассафу не в чем извинятся. лЯ понимаю сравнение с сором из избы, - говорит Нассеф, - Этого никто не любит╗. лМоя обязанность, говорит Сафи, - стирать грязное белье. Мы Ц мусульманское общество имеем проблемы, которые нам необходимо решать╗.
а
http://www.russianlife.nl/kritika/kto_takie_progressivnie_musulmane.htm
Михаэль Дорфман. Кто такие прогрессивные мусульмане
10 Фев, 2011 at 6:12 PM
liberalismens
Начну немного освещать либеральные процессы вне христианства, в других религиях. Начну с религии, не без оснований считающейся наиболее консервативной, а именно - с ислама. Религиозный либерализм в исламе существует реально. Информацию по-русски найти было сложно. Однако, выяснилось, что Михаэль Дорфман, автор многих очень интересных статей (в ЖЖ - юзер lamerkhav) писал о движении, которое называется "прогрессивные мусульмане".
Как нетрудно догадаться, подобное явление ислама может развиваться в западных демократических странах, но никак не в мусульманских клерикальных, где фундаменталисты за любое проявление "вольнодумства" могут приговорить к смерти (как это случилось, к примеру, с британским писателем Салманом Рушди, убить которого призвал мусульман всего мира аятолла Хомейни). Поэтому в странах, где ислам является господствующей религией, говорить о либеральных процессах сложно. Тем не менее, процессы эти реально происходят в мире среди мусульман, не желающих мириться с устаревшими традициями и стереотипами. И вот как описывает Михаэль Дорфман такое движение в США.
Очень модное место в Манхеттене – ресторан Старлайт Дайнер на 34-й авеню собирает в обеденное время много модных деловых американцев. Сегодня же в отдельной зале собралась не совсем обычная здесь публика. Возле длинного стола с кофе и угощением собралось две дюжины мужчин и женщин, в основном в джинсах и рубашках, совершенно мусульманских и в то же время – совершенно западных людей. Собрались, чтоб познакомится, обменятся идеями и планами о положении и судьбе ислама в Америке. Американцы называют такие встречи «мозговой штурм». Мне же это напомнило собрания общественных движений первых лет перестройки, когда все было внове, все еще любили всех, а энтузиазм вдохновлял, и казалось, нет пределов для свершений.
- Наша миссия состоит в том, чтоб вернуть себе ислам в Америке, - говорит Ахмед Нассеф – высокий парень в хаки, представившийся одним из основателей сайта http://muslimwakeup.com/ (что в переводе значит мусульмане, проснитесь!), спонтировавшего собрание.
- Впервые здесь собрались люди, несогласные с узким, догматическим, буквалистским толкованием нашей веры, предлагаемой некоторыми мусульманскими группами в этой стране за истинный ислам.
«Верно!», - поддерживает кто-то из присутствующих, и народ кивает головами. Ведь здесь встретились люди, затеявшие создать движение Прогрессивных мусульман, захватившее воображение многих молодых американцев-мусульман по всей Америке. Как выяснилось, многие из присутствовавших здесь нашли друг друга в интернете.
- Когда я тут покрутилась среди людей, то воскликнула ”Боже мой!” – говорит Мона Элтахави, 37-летняя уроженка Египта, редактор интернет-журнала Arabic Woman eNews, - Народ здесь спорит о том же, о чем и я говорю.
Неформальное общение на встрече позволяло всем высказаться и найти заинтересованных слушателей. Высокая девушка говорила о необходимости создать в мечети более дружественную атмосферу для женщины. В другом углу стола спорили о необходимости сделать более понятными динамическими исламские тексты; третьи критиковали авторитарные тенденции, поливавшие масло в пламя нетерпимости. Но основная цель встречи была другой – подготовить учредительный съезд Американского союза прогрессивных мусульман – первой общенациональной организации, продвигающей проекты либеральных мусульман. Цели организации были впечатляющие – не более и не менее, чем переопределить, что означает быть мусульманином в современном мире, живущем ценностями социальной справедливости, равенства людей, независимо от пола, расы и религии. Вторая цель – свежее прочтение 1400-летних священных текстов ислама.
- Мы не боимся задавать вопросы, - говорит исполнительный директор новой ассоциации Нассеф, 38-летний египетский американец с мягким калифорнийским акцентом воспитанника хорошего университета, - Мы честно хотим разобраться с нашей собственной историей, с нашими собственными текстами. Ничего не должно ограничивать нас в постановке вопросов. Святой Коран и хадисы Пророка изучаются и толкуются мусульманами сотни лет, и наше наследие содержит множество путей столько путей для их понимания.
Ранее Нассеф и другие организаторы создали список «Кто есть кто в мусульманском лидерстве в Америке». Список включил очень разных людей: от Ахбар Ахмеда бывшего посла Пакистана в Великобритании до директора Комитета исламских общественных связей в США Салема Ал-Марайати. Чтоб дать ход движению, Нассаф и другие активисты планируют провести крупную учредительную конференцию в марте в Гарвадском университете. Часть финансирования, которое, как известно, основа любого проекта, планируется получить в рамках «Гарвадского проекта плюрализма». Все признают, что движение пока в находится в пеленках, но аналогичные встречи прошли в Чикаго, Миннеаполисе, Западной Вирджинии и других мусульманских центрах в Америке начиная сразу по окончанию месяца Рамадан, во время праздника Эйд-эль-Фитр. В них приняло участие несколько сот молодых «американизированых» мусульман.
Слова «американизированный» здесь не произносят, но и не стесняются. Скорей, признают наши собеседники, лучше сказать американских мусульман, подобно тому, как говорят, американских евреев. Сравнения с евреями не избежать в разговорах с американскими мусульманами. Ведь евреи – первая нехристианская этническая и религиозная группа в Америке, добившаяся признания своей особости, своего права оставаться верными своей религии и обычаям, и в то же время быть интегральной частью основного течения американской жизни. Опыт борьбы американских евреев за свои права в обществе и в общине, их широкого участия в движениях за гражданские права вдохновляет сегодня в Америке многие мусульманские общины. Не случайно одна из наиболее популярных колонок на сайте Нассафа называется «Обними еврея».
- Нам важно, - пишет Нассаф в колонке «Обними еврея», что в это тяжелое время, когда живущих на Западе мусульман, арабов и выходцев из Южной Азии помечают и клеймят, ставят под подозрение, то очень важно учится опыту евреев, переживших в Европе и Северной Америке, бесчисленные истории тяжелых гонений, унижений, боли, их сопротивления и обновления.
Сайт «Проснитесь мусульмане» очень популярен. В месяц его посещают 65-70.000 человек. Его политические, культурные и религиозные темы очень актуальны. Там можно найти призыв помочь пострадавшим от цунами в Юго-Восточной Азии и теологический диспут о религиозном смысле трагедии, о войне в Ираке. Много интереса вызвал недавний материал из Индонезии, о совместных молитвах мужчин и женщин в крупной мечети в Джакарте.
- Что эти неряшливые индонезийцы еще придумают? – гневно записал один из посетителей, - Общие места молитвы... или женюины будут вести службу!?
Много места уделялось прошедшим президентским выборам в США.
- В 2000 г. подавляющее большинство мусульман и арабов голосовало за президента Буша, - объясняет один из активистов, - Нам близка его консервативная позиция, защита семейных ценностей. Тенденциозная политика «борьбы с террором» поменяла настроение в общине. Смотрите, после террористической атаки сентября 2001 г. они интернировали и арестовали свыше 600.00 мусульман и арабов в Америке. И до сих пор нет ни одного осужденного по делу террора. Попытки выдать обычных уголовников за террористов тоже провалились! Если бы речь шла о ”средних американцах”, то не сносить головы всем ответственным на самом высоком уровне. Но речь идет о мусульманах и тогда все позволено.
- Президент Буш победил, но и мы победили тоже. Ведь нам удалось привлечь на выборы огромное число американских мусульман, ранее не интересовавшихся голосованием. Такая активность в будущем даст свои плоды и неизбежно приведет к росту нашего влияния на американскую общественную жизнь.
- Смотрите, - опять не избежать сравнения с евреями. Ведь они – 2 процента населения, могут очень сильно влиять на американскую политику.
Даже разгром многих мусульманских благотворительных организаций, якобы за то, что они помогали террористам, тоже, по мнению некоторых участников, может оказать положительный эффект.
- Мусульман не отучить от завещанной Пророком обязанности помогать ближнему, давать на благотворительные нужды. Если деньги не пойдут в мусульманские страны, то они останутся здесь и будут служить для блага мусульманской общины в Америке.
Много на сайте литературы. Популярная страничка «Секс и Умма» предлагает классическую арабскую любовную поэзию.
- Среди мусульманской общины существует огромная жажда подобного общения, в понятных для родившихся и выросших в Америке толкованиях ислама, учитывающих проблемы пола, социальную справедливость и международные реалии, - говорил Ибрагим Муса, ученый и сопредседатель Центра Мусльманских связей при Университете Дюк в Северной Каролине, входящего в десятку наиболее престижных американских университетов.
Впрочем, далеко не все в американской мусульманской общине согласны с целями и методами «Мусульмане проснитесь».
- Я не нахожу их интересными, - сказала в одном из интервью вице-президент для США Исламского общества Северной Америки Ингид Маттсон, - ни «Мусульмане проснитесь», ни новый Прогрессивный союз.
- Мое главное возражение – их язык совершенно необоснованно вульгарен. Согласно моему пониманию, благопристойность, скромность и чувство собственного достоинства – важные свойства мусульман. И я не верю, что их рассуждения полезны для мусульман или ведут мусульман ближе к правде, справедливости и Аллаху».
И все же официальная позиция старых мусульманских организаций Америки благосклонна к новому детитщу либеральных мусульман.
- Мы – свободное общество и любая группа вправе бороться за привлечение внимания американской мусульманской общины, - заявил Ибрагим Хуппер, пресс-секретарь влиятельного Совета американско-исламских отношений.
Хотя неофициально можно услышать критику, что поведение либералов выходит за рамки принятого.
- Может ли женщина, разгуливающая по улице в бикини считать себя мусульманкой? – спросил один из знакомых мусульманских лидеров в Нью-Йорке, - Может ли мужчина, любящий алкоголь или свинину? Насколько я про них знаю, они не отрицают всего этого. Они думают, что ислам – это то, что им хочется, чтобы было. Мне жаль, но это не ислам!»
Либеральные мусульмане категорически отрицают подобные замечания. С их точки зрения никто не может предписывать, что есть, а что не является мусульманским. Если вы родились мусульманином, считаете себя мусульманином, то не надо проходить экзаменов и тестов, проверяющих ваши верования и образ жизни. Среди них много очень набожных, а есть и такие, которые не считают себя религиозными и их идентификация с мусульманской культурой. И опять не обойтись без сравнения с евреями.
- Это все равно, чтобы требовать от евреев, чтоб все были с пейсами, одеты в только в черные кафтаны, в шляпы, - говорил Хуссейн Ибиш, 41-летний уроженец Ливана, создавший себе широкую известность остроумными комментариями смелыми выступлениями на посту директора Американско-арабской Анти-дискриминационного коммитета.
Ибиш определяет себя, как «архи-светского» человека, и вместе с тем, видит себя неотъемлемой частью мусульманского общества общины, гордящимся своим наследием. Поэтому он согласился быть вице-президентом группы «Прогрессивных мусульман».
- Диапазон деятельности мусульман, как религиозной, так и общественной, существенно сократились за последние 25 лет, - говорит Ибиш, - И мы должны расширить его. Мы обязаны сохранять идеи, которые чрезвычайно важны для большинства традиционных толкований ислама, особенно те, которые не получили надлежащего развития – ценностей, как плюрализм, терпимость, великодушие, толерантность к различиям и активный интерес к вере и культуре.
Такие идеи давно ходили в мусульманской общине, но террористическая атака 11 сентября 2001 «стала мощным катализатором, - говорит Сара Эльтантауи 28-летняя выпускница Гарвардского университета, коммуникационный директор группы, - После 9-го сентября здесь просто необходимо исправить непонимание и как раз сейчас как раз наступил такой интенсивный период самоанализа». «Мы чувствуем, как земля горит под ногами», - говорила она в интервью нью-йоркской газете Ньюсдай по случаю их инициативы.
Важным событием, давшим толчок консолидации Прогрессивных мусульман, стал выход осенью сборника 15-и известных ученых-мусульман «Прогрессивные мусульмане: За правосудие, джендер и плюрализм», ставшая бестселлером в среде мусульман Северной Америки. Книга не только ставит наболевшие вопросы, но и призывает к действию. Редактор книги Омад Сафи профессор кафедры изучения исламской культуры в Университете Колгейт в Гамильтоне (штат Нью-Йорк) пламенно призывает «встать на пути тех, для кого Бог слишком мал, слишком слабый, слишком племенной, и слишком мужской», а также против тех, «кто смотрит сверху вниз через империалистические шоры».
«На данном этапе истории, - пишет профессор Сафи, - наша задача разобраться с тиранами-притеснителями и узколобыми фанатиками в наших собственных община, в наших собственных домах и в наших сердцах... Прятаться за простеньким утверждением, что "ислам – религия мира” больше не решает нашей проблемы». Сафи берет пример с таких религиозных немусульманских лидеров, как Мартин Лютер Кинг и Далай-лама и призывает к широкому толкованию ислама, как социальной доктрины, борющейся с несправедливостью как внутри мусульманской общины, так за ее пределами.
Вскоре после выхода книги, Ахмед Нассеф взял у Омада Сафи интервью для сайта и они подружились, наладили постоянную переписку. Сафи – глубоко верующий человек, строго соблюдающий религиозные правила, предписания и крупный авторитетный ученый, согласился стать председателем новой организации. Он поднял научный уровень дискуссии. В свою очередь Нассеф – врожденный организатор и менеджер взялся за организационную сторону проекта.
Как у всякого нового дела, много строится на догадках и интуиции. Как удастся новому движению найти себе место в мусульманской общине Америки, насчитывающей по разным оценкам от двух до семи миллионов человек. Активисты движения надеются на то, что их время пришло, и важность их идей позволит избежать трудностей и мелей, ожидающих новое дело слева и справа. Они надеются, что политические, партийные разногласия, этническая разница не помешают движению. С горечью отмечают, что видный теолог и философ прогрессивного мусульманства Фарид Исак отказался принять участие во встрече. Исак в принципе приветствует идеи «прогрессивных мусульман», но его останавливает, что среди организаторов находится Малик Хассан - миллионер, сделавший состояние на медицинском страховании, один из видных мусульманских сторонников президента Джорджа Буша. «Понятно, что надо организовать широкую коалицию, но "Мусульмане за Буша” среди основателей?», - говорит Исак, намекая на деятельное участие в конференции сына и жены Малика Хассана.
Нассеф защищает свою позицию тем, что новая организация делает осмотрительные шаги в попытке создать как можно более широкую и разнообразную базу.
- Мы никуда не придем, - говорит он, - если просто будем дюжиной людей, ведущих между собой беседы».
Хватает критиков и с консервативной стороны. Им говорят, что не может быть более тяжелого и неудачного времени для мусульманского общества, чем сейчас, когда столько ненависти изливается на мусульман.
«Разве мало ненавистников у ислама сейчас,– цитирует Нассеф одно из полученных писем, - Что надо выносить сор из избы, или как говорят американцы, грязное белье на публику?».
Для таких ни Сафи, ни Нассафу не в чем извинятся. «Я понимаю сравнение с сором из избы, - говорит Нассеф, - Этого никто не любит». «Моя обязанность, говорит Сафи, - стирать грязное белье. Мы – мусульманское общество имеем проблемы, которые нам необходимо решать».
Опубликовано на Критическом сайте Ларисы Володимировой.
PS Сайт muslimwakeup.com в настоящее время не работает. Однако, существуют другие сайты аналогичного направления: например, http://www.mpvusa.org/ и http://www.progressiveislam.org/
http://liberal-faith.livejournal.com/10774.html