Курбан: от «искупительной жертвы» - к благотворительному пожертвованию. Проблемы исламского веганства.
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Критики мусульманского обряда «жертвоприношения» и всего мусульманского халяль-животноводства делятся на две группы. Одни пытаются убедить публику, что мусульмане – это единственные, кто употребляет мясо и «истязает животных», как будто бы в христианских, белых, западных странах все жители – этические веганы, и нет ни мясокомбинатов, ни звероферм, ни цирков, ни зверинцев, ни вивисекции, ни тестируемой на животных косметики, ни собачьих боёв, ни корриды… Другие говорят: да, мы потребляем мсяо, но считаем это вынужденной мерой, а не делаем из этого религиозного ритуала, едим наших «друзей», но нам стыдно… а вы считаете это «богоугодным делом»…
Итак, слово, которое вводит в соблазн как критиков ислама, так порой и самих мусульман - это "жертвоприношение". Чтобы понять, что ежегодно происходит на мусульманский праздник Курбан-байрам, надо вспомнить историю и эволюцию всех религий. «Экологичное», гармоничное с природой и мягкосердечное к животным «язычество» существует только в «расширенном сознании» современных экофилософов. Доавраамические цивилизации и этно-культурные сообщества устраивали экологические катастрофы, уничтожали биологические виды животных и растений, меняли ландшафты. И в этом смысле ничего особенно нового, «природопокорительского», авраамизм с собою не принес.
Архаические культы, языческие "божества" требовали не исполнения нравственных заповедей, не добрых поступков, а "искупительной" (заместительной) жертвы, убийства человека или замещающего его животного, "козла отпущения". В архаических культурах ритуал заменял нравственность: "боги" довольны, если ритуал совершен "правильно", у "богов" можно просить благ для себя, если жертва достаточна. Жертва, которую приносит Богу библейский Авраам - по содержанию совсем иная. Бог еще говорит с человеком на привычном для него языке "жертвоприношения", однако жертва эта несет совсем другой нравственный смысл. Авраам не просит у Бога ничего лично для себя, ни денег, ни власти, ни даже блаженства в ином мире; готовность Авраама "принести в жертву" сына - это и символ полного доверия Богу, и отказ от родо-племенных ценностей в пользу Единобожия. И вот, Бог заменяет на алтаре авраамова сына животным, мясо которого годно в пищу. Итак, человек решил, что ради спасения его жизни разрешено лишить жизни животное. Эта замена определяет природопокорительский, антропоцентрический этап развития авраамической цивилизации - природа становится средством для человека, животные - его пищей. Жертва животных в пользу человека становится обыденностью. Вместо того, чтобы рассматривать тела убитых животных как временную пищу, разрешенную Богом, по неведомому Его промыслу, в тяжкий период развития человеческого общества, человек принял это послабление как свое неотъемлемое право на все времена. Человек проигнорировал и еще один нюанс: то, что Авраам получил в награду за веру и преданность Богу - все его потомки приняли "как должное", не обременяя себя авраамовой богобоязненностью. Результат - человек не справился с полномочиями "венца природы", поставив и природу, и себя на грань уничтожения. Человек уже не довольствуется только необходимым пропитанием – ему подавай меховые одежды, тестированную на животных косметику, цирки, зоопарки… Это ведь всё «цветочки» иудеохристианской цивилизации, не правда ли?
В Коране сохраняется преемственность авраамической традиции, пересказывается история авраамова жертвоприношения, но сама "жертва" радикально пересомысливается. "Ни мясо, ни кровь... ешьте от них и кормите..." "Жертва" здесь уже полностью десакрализована, и становится просто милостыней, благотворительным пожертвованием в пользу бедных. Мясной скот - основная пища арабов-кочевников, пожертвование "натуральным продуктом" посильно почти для каждого бедуина, и религиозный ритуал заменяется формой общественной благотворительности и превращается в социальную доктрину нового авраамизма - авраамизма для всех племен, для черных и белых, евреев и неевреев, скотоводов, земледельцев и горожан.
«Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их (верблюдов) вам, – быть может, вы будете благодарны.
Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность. Так Он подчинил их вам, чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Обрадуй же благой вестью творящих добро», - сказал Аллах Всевышний в Коране (22: 32-37).
Из слов Аллаха Всевышнего понятно, что смысл жертвоприношения – не в том, чтобы убить животное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных: «ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты» (22: 36); «ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (22: 37). Верующему важно понять, что убийство животного ничего не дает ему без искреннего намерения пожертвовать часть имущества в пользу голодных братьев и сестер по вере, более того, убийство животного без такого намерения есть деяние бессмысленное и греховное, ведущее в Огонь (Джаханнам). Согласно хадису, в Судный день воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безо всякой пользы!». Верующие в Аллаха и в Судный день должны сторониться языческого суеверия, будто бы смерть животного предотвращает какое-то несчастье человека.
Скозано: "ешьте от них и кромите " - но не сказано, что кровь этих животных "искупает ваши грехи". Лишение жизни животного имеет вид ритуала, но уже лишено ритуального смысла - его мясом богатые люди накормят бедных, вот и всё. "Ни кровь их ни мясо не доходят до Аллаха но только лишь ваша богобоязненность». Бог ещё говорит с людьми на понятном для них языке старой религии мифа и «искупительной жертвы», но за словом «жертвоприношение» уже стоит новая религия морали и социальной солидарности.
Есть религии ритаула, таинства, мистерии - и есть религии Писания, Книги, доктрины и письменной морали. В кораническом исламе (суфийские секты - это отдельное направление) нет таинств, ритуалов, мистики, мистерий, мусульманское богослужение - намаз - "беден" с ритуальной, внешне-эстетической точки зрения, это "всего лишь" процесс поклонения Единому Богу. Кораническое повествование принципиально внесюжетно. Во всех мифах о языческих "божествах" главное - сюжет, "приключения" этих "богов", собственно, сущность, отлчие одного "бога" от другого - в том, что с ним произошло. Библейское повествование также сюжетно, отношения Бога и Его пророков имеют смысл регигиозной парадигмы. Жертвоприношение Авраама, водительство Моисея по пустыне, приключение Ионы, страдания Иова - существенная часть авраамической доктрины. Евангельский сюжет о воплощении, распятии и воскрешении Иисуса христиане считают более важным моментом своей религии, чем Десять заповедей, то есть, то, что случилось с Иисусом - для христиан намного важнее, чем то, чему он учил, искупительная жертва важнее нравственного учения!
Коран подтверждает сюжеты из жизни пророков, но радикально их переосмысливает. Важным оказывается не то, что с пророками произошло, а то, чему они учили, то, что через них ниспослал Бог! Коран практически не дает никаких сюжетов о личной судьбе Мухаммада, только лишь наставления по отдельным ситуациям, но главное: "Скажи им: Он, Аллах, Един...". Так же и Авраам (Ибрагим), согласно Корану - пророк Аллаха, и главное в его жизни - проповедь Единобожия и отказ от идолов, и все его поступки и события его жизни имеют смысл только в отношении этого его главного служения. Жертвоприношение сына и замена его животным - символ покорности и доверия Богу и отказ от родоплеменных ценностей. Коран переосмысливает это событие в жизни Авраама радикально, "жертва" уже окончательно теряет ритуальный смысл и приобретает смысл ПОЖЕРТВОВАНИЯ, милостыни, подаяния - тем продуктом, который есть в наличии у каждого бедуина, за исключением рабов и нищих. Эта "твердая валюта" кочевых арабов - мясной скот, копытные животные. Коран ниспослан всем племенам, но в конкретной исторической ситуации, конкретному народу, не в лучший период их жизни. Важно - не убийство животного само по себе, а намерение поделиться пищей с голодными братьями по вере. Поэтому Кораническое откровение можно считать поворотным пунктом в развитии религий - от религии "искупительной жертвы" к религии морали, нравственного выбора и социального служения.
К сожалению, значительная часть людей, считающих себя последователями прорка Мухаммада, "не доросла" до этого понимания, и рассматривает Курбан именно как "искупительную жертву", которая ингода понимается примитивно-язычески: убить животное, чтобы отвратить беду от человека. Это - факт религиозно-этнической деградации, и по нему нельзя судить о религиозной парадигме. В современном мире пожертвование натуральным продуктом в пользу голодающих не теряет своего былого значения - мясом животных, убитых на Курбан-байрам, кормят миллионы голодных людей в странах "третьего мира" (что и вызывает ненависть транснациональных мясных концернов, с чьего голоса и поют многие «зоозащитники»!). Однако пора задуматься о главном смысле этого пожертвования для всех народов и социальных групп.
Некоторые мусульмане-веганы отрицают необходимый характер Курбан-пожертвования и переводят его в категорию "желательного". Более соответствующей духу и букве Корана представляется обязанность состоятельных мусульман делать пожертвования в единице измерения богатства, характерной для страны пребывания, этнокультурной традиции и индивидуального образа жизни. Для современых мегаполисов и развитых индустриальных стран это может быть пожертвование в денежных единицах, или для мусульман-веганов - веганскими продуктами питания.
Логично жертвовать милостыню натуральным продуктом в той местности, где данный продукт – основа экономики, где животные находятся в собственности жертвователя. Но нет смысла специально покупать за деньги животное, чтобы его убить, в то время как в распоряжении верующего находятся денежные ресурсы, которые можно непосредственно рапспределить среди нуждающихся: «ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность». Тем более нет смысла убивать животных ради того, чтобы кормить заплывшее жиром «духовенство», профессиональных попрошаек, тусовщиков и прочих социальных паразитов: «кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты». К слову, во время хаджжа в Саудовской Аравии паломники жертвуют имено денежный эквивалент животного.
Как в современом мире, в котором переплетены множественные религиозные парадигмы и национальные культуры, будет развиваться идеи экологизма и веганства, и насколько на них повлияет экософия Корана – сбудется по воле Бога. Сумеет ли единое человечество решить проблему отказа от мясной пищи для ВСЕХ ЖИТЕЛЕЙ ЗЕМНОГО ШАРА – ведомо только лишь Аллаху. Но очевидно, что возникающие сегодня по всему миру, как грибы после дождя, общины мусульман различных направлений должны творчески и реформаторски подойти к проблеме жертвоприношения, изыскивать новые пути и средства социальной солидарности. Но всем верующим в Книгу Аллаха важно помнить, что единственная жертва, которую требует от нас Аллах – это жертва нашим имуществом, деньгами, временем, трудом, жизнью ради наших братьев и сестер, ради всех существ, созданных Аллахом, Милостивым и Милосердным.
А Аллах Всевышний знает лучше.
(с) Исламское Экологическое сообщество
© IslamEcology Community