Суббота
23.11.2024
15:46
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Исламский взгляд: окружающая среда и ее ценность

    Исламский взгляд: окружающая среда и ее ценность 


    Быстрое разрушение окружающей человека среды есть не что иное, как кризис ценностей. Это, фактически, наиболее шокирующее проявление развития западной цивилизации. Нельзя не сделать вывода, что современные наука и технология создали нам физическую возможность полного самоуничтожения, в буквальном смысле этого слова. Угроза самому фундаменту нашего земного существования – проявление этой возможности.
    Современная ситуация

    Современная цивилизация характеризуется потрясающим масштабом владения теми физическими и природными силами, которые на протяжении истории человечества были источниками бедствий и страданий разного рода. Современный человек, не являясь больше беспомощным перед капризами дикой природы, уже подчинил себе всю земную среду обитания и теперь бросает свой алчущий взгляд на звезды. Такое беспрецедентное господство над природой является уникальной впечатляющей чертой современной западной цивилизации. Каждая другая существующая в настоящее время цивилизация пытается подражать науке и технологии Запада и приобретать аналогичные средства устрашающего владычества. Политические идеологии, религиозные убеждения, культурное наследие и исторические традиции приносятся на алтарь «современности». Оказывается, что каждое нынешнее общество борется за трофеи западного захвата природы, не ограничивая себя какими-либо моральными соображениями.

    По иронии судьбы, в то время как весь остальной мир ослеплен сиянием западного могущества, сам Запад более не уверен в моральном фундаменте своей цивилизации. Столкнувшись с огромным масштабом проблем, стоящих перед сегодняшним миром – проблем, не поддающихся техническому решению – люди на Западе проявляют все симптомы нервного срыва. Полная невозможность поддержания вечного существования нации «прогресса» бросает жуткую тень сомнения: сможет ли человечество как вид выжить на этой планете. Зловещее предчувствие грядущих стихийных бедствий – возможно, самой большой опасности, с которой сталкивается человечество сегодня – заставляет умерить свой пыл западных ученых. Короче говоря, сегодня исчезает то иллюзорное чувство господства, которым человек довольствовался на протяжении короткого периода времени. Безусловно, ушла в прошлое вчерашняя убежденность в могуществе Прометея.

    Экологическая этика и религиозное сознание

    Человек как существо никогда не находится в «естественном» состоянии, поскольку к тому моменту, когда его можно назвать человеком, он уже является носителем определенной культуры. Таким образом, стремление человека навязать природе свою волю можно истолковать, как его желание остаться в «человеческом» состоянии. Способ взаимодействия человека с природой – его поиски господства над ней или же попытки умилостивить ее жалкими подачками – отражает, таким образом, понимание человеком своего места в этом мире и те ценности, которых он придерживается. Без сомнения, окружающая человека среда – та часть природы, в которой человек обитает и которую он приспосабливает для удовлетворения своих потребностей – несет на себе печать мировоззрения, присущего данной цивилизации. Корни подхода к экологическим вопросам уходят в моральное и этическое сознание человека в данной культуре.

    В последнее время люди, все более озабоченные ухудшением природной среды в глобальном масштабе, часто задают вопросы: «Насколько нынешний экологический дисбаланс отражает отсутствие духовных корней у современной культуры? Каковы философские предпосылки того отношения к окружающей среде, которое привело современное человечество на грань катастрофы? Что отличает интеллектуальное и духовное наследие Запада в его этическом подходе к природе и окружающей среде от более ранних и других современных культур? Является ли истощение природных ресурсов и ухудшение состояния окружающей среды всего лишь «оборотной стороной» индустриального общества, которое выпустило из бутылки джина технического прогресса и теперь не может его контролировать? Виновен ли в экологической драме человек, породивший слишком большое количество себе подобных? Возможно, корни наших сегодняшних проблем с окружающей средой – в том, что человек до сих пор распространял этические принципы лишь на отношения между людьми?»

    Провокационный ответ на этот вопрос дает Линн Вайт Джр, выдвигающая тезис о том, что корни наших сегодняшних экологических проблем лежат в иудео-христианской этике. Вайт утверждает, что, согласно библейской традиции, человек – над природой. Он является особым творением Бога, и ему предписано владычествовать (наполнить землю и подчинить ее, господствовать над всякой рыбой в море, над всякой птицей в воздухе и над всем, что движется по земле). Христианство, продолжает Вайт, придает захвату природы человеком «священный» характер, и на этом базируются естественные науки. Своим возникновением западная наука и технология, как фактически и нынешний светский мир, обязаны библейской концепции: это – естественное развитие того, что было заложено в Христианстве. Здесь рассуждения Вайт приобретают обвинительный характер: Христианство, как она полагает, должно понести ответственность за нынешние проблемы с окружающей средой, поскольку корни современного экологического кризиса заложены в первой же главе книги «Бытие». Придерживаясь этой точки зрения, Вайт находит достаточно смелости для того, чтобы требовать изменения сегодняшней «этики господства», злоупотребление которой привело к экологическому кризису, и замены ее «францисканским консерватизмом».

    Идолопоклонство и поклонение природе

    От крестового поход против греха идолопоклонства, заключающегося в поклонении природе, также (по мнению Вайт) следует отказаться, поскольку «сомнительно, чтобы такая вещь, как идолопоклонство в форме поклонения природе, когда-либо существовала в заметной мере за пределами восприятия этого явления (часто - ошибочного) иудео-христианской культурой». Напротив, «лишенная «священности» природа, наша природа, стала идолом – «объективной реальностью», считавшейся окончательной и самодостаточной: высшей, единственной реальностью». В нынешнем экологическом кризисе, постигшем человечество, обвиняется вся пророческая традиция – от Авраама (мир ему) до Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

    Однако в данном диспуте, касающемся проблемы окружающей среды и «монотеистического унижения природы», как обычно, едва ли упоминается Ислам, как будто бы это – религия, свалившаяся с Луны, а сегодняшняя миллиардная численность мусульман Земного шара – статистическая иллюзия. Считается по умолчанию, что «Ислам, как и марксизм, является иудео-христианской ересью», которая вряд ли может содержать в себе что-нибудь оригинальное. Для тех, в голове которых находится пара мыслей о расцвете исламской науки в средние века, имеется немедленное «объяснение» этого факта: «оказывается, что основные концепции и содержание исламской науки происходят всецело из греческих источников», и «изучение роли мусульманской науки в контексте данной дискуссии уведет нас в сторону от обсуждаемого вопроса».

    Вопрос о взаимоотношении Ислама с естественными науками до сих пор ожидает надлежащего изучения. Если развитие науки в Исламе не приводило к тем же последствиям, что и на Западе, то это – благодаря тому, что она не отрывалась от этической основы.

    Роль религиозного сознания в формировании отношения к окружающей среде заслуживает первоочередного внимания. Утверждения об идентичности позиций Библии (в том виде, как она существует на данный момент) и Корана по этому вопросу безосновательны. Здесь требуется тщательное изучение и сравнительный анализ. Несмотря на обычный для монотеистической религии словарь: Бог, создание, человек, история и Откровение, Кораническое понимание конечной цели существования человека, а, следовательно, и взгляд на его отношение к природе, отличается не только формально, но и, по сути, от Библейского. Природа и этика находятся в самом центре коранической концепции. Согласно Корану, влиять на естественный мир в соответствии с божественной этикой – главная цель человека.

    Спасение или проклятие

    Фактически спасение или проклятие человека полностью зависит от его способности взять на себя моральную ответственность в отношении к окружающей среде. Тема взаимосвязи природы и этики занимает настолько важное место в Коране, что даже сторонние наблюдатели не могут не заметить этого. Сегодняшний экологический кризис сделал Ислам особенно актуальной этической традицией. Ослепленные в свое время сиянием современности, сегодняшние мусульмане, количество которых в мире огромно, видят последствия экологической расточительности Запада и возвращаются к собственным духовным корням. Вся так называемая светская философия со своей ложной верой в вечность прогресса и процветания оказывается неадекватной реальности, если посмотреть на эту проблему в свете коранической этики ответственности и умеренности. Не случайно мусульманские интеллектуалы одними из первых подали голоса против злоупотреблений в обращении с природой, которые совершались во имя науки и прогресса.

    В ближайшие годы мусульманские мыслители, я надеюсь, будут все более активно выступать по вопросам, касающимся окружающей среды и ее ценности. Я надеюсь, что исламское самосознание сделает их достойными партнерами в том диспуте, который до недавнего времени был прерогативой Запада. 

    В то время, как некоторые поносят всю монотеистическую традицию, обвиняя ее в нынешних экологических катаклизмах, истина требует, чтобы продолжался поиск «монотеистических» решений проблемы, хотя и за пределами библейской традиции. Я верю, что Ислам обладает необходимым «монотеистическим» лекарством от сегодняшних экологических болезней человечества.

    С. Первез Мансур
    www.islamonline.net
    http://antiinkvizitia.ucoz.ru/index/0-18