Отношение к животным в Исламе |
Известный мусульманский юрист Изз ад-Дин абд ас-Салам, которого называют «Султану-ль-уляма» - «господин ученых», сформулировал следующее положение, касающееся прав скота и других животных по отношению к человеку:
- «Человек, владеющий скотом, должен предоставлять ему то пропитание, которое необходимо для него, имея в виду то количество пищи, которое характерно для данного вида.
- Даже если животное состарилось или болеет, не принося никакой пользы, он не должен нагружать их сверх того, что оно способно перенести.
- Владелец должен оберегать своего питомца от тех животных, которые могут принести ему вред, – как того же, так и других видов.
- Он не должен ранить их и ломать костей животных.
- Забивать скот хозяин имеет право, проявляя доброту и милосердие. После забоя он не должен сдирать с них шкуры и ломать их кости до тех пор, пока их тела не остыли, он не должен приносить в жертву детенышей на глазах у их родителей.
- Владелец обязан устраивать для животных безопасные места отдыха и водопоя, во время брачного периода он должен предоставлять возможность встречаться самцам и самкам. Человеку не следует выбрасывать тех животных, которых он берет ради забавы.
- Он не должен забивать животных таким способом, который делает их мясо непригодным для еды».
Никогда до Ислама мир не наблюдал такой заботы о «братьях наших меньших».
Гуманное исламское отношение к животным можно суммировать следующим:
Во-первых, Ислам требует, чтобы домашние животные или животные на ферме были обеспечены надлежащим продовольствием, водой, и крышей над головой. Посланник Аллаха (СААС), проходивший рядом с верблюдом, живот которого от голода подтянуло к спине, остановился и сказал:
“Побойтесь Аллаха в том, что касается этих бессловесных животных! Ездите на них верхом, если они здоровы, и ешьте их (мясо), если они здоровы.” (Абу Дауд)
Второе: животное не должно быть побито или замучено. Однажды Пророк (СААС) увидел животное с клеймом на морде. Он сказал, "Разве это не достигло Вас, что я проклял того, кто клеймит морду животного или бьёт его по морде?"
Пророк (СААС) советовал его жене относиться к непослушному верблюду, на котором она ехала, по доброму.
Заставлять животных драться с друг другом для развлечения также запрещалось Пророком.
Третье: Ислам запрещает использование животных или птиц как цели при стрельбе. Когда Ибн Омар, один из сподвижников пророка Мухаммада (СААС) увидел, что какие-то люди занялись стрельбой из лука, используя курицу как мишель, он сказал:
Стрельба в живых голубей была применена однажды на Олимпиаде, и сегодня стрельба в голубей позволяется во многих местах.
Четвёртое: отделение птенцов от их матерей не позволяется в Исламе.
Пятое: запрещается калечить животное, отрезая его уши, хвосты или другие части
тела без веское на то причины.
Шестое: за больным животным необходимо соответственно ухаживать.
Эти правила, установленные исламом еще полторы тысячи лет назад по отношению к животным, указывают на то, что другие существа не должны использоваться и оскорбляться, как кому хочется, но что они, подобно людям, имеют права. Ведь правосудие и милосердие Ислама распространяется на всех, кто населяет эту землю.