Пророк Мухаммад и женщины в контексте воспитания взрослых
Доц. Др. Сельджук Джошкун В свете поговорки "Дерево гнется смолоду", известной реальностью является тот факт, что воспитывать человека лучше всего с малых лет, поскольку по мере его взросления это становится сложнее. Взгляд на жизнь Пророка Мухаммада показывает, что ситуация менялась, и что Он справился с этой задачей. Поскольку абсолютное большинство его сподвижников, число которых достигало десятков тысяч, было представлено взрослыми зрелыми людьми, и Пророк Мухаммад воспитал и обучил их.
В числе того, чему учил Посланник Аллаха, затрагивались и вопросы воспитания детей. Однако, первейшими его слушателями и воспитанниками были взрослые, и в том, что касается детского воспитания, то они получали эти знания от Пророка Мухаммада. Досточтимый Умар утверждал: "Сподвижники Посланника Аллаха учились, будучи в годах". Таким образом, нет ничего, что препятствовало бы нам рассматривать разнообразные действия Посланника Аллаха воспитательного характера, которые он предпринимал по отношению к сподвижникам, в качестве методики воспитания и обучения взрослых. Воспитание Пророком Мухаммадом взрослых женщин
Несомненно, часть взрослых сподвижников, обучением которых занимался Пророк Мухаммад, была представлена женщинами. Пророк Мухаммад, сказавший: "Поиск знания является обязанностью всех мусульман", главную ответственность в этом вопросе возложил на главу семьи и каждого сделал ответственным за его "паству". Ибо, когда речь идет об обязанностях и ответственности, то какого бы рода они ни были, прежде всего, подразумеваются члены семьи и родственники соответственно степени родства. К тому же, Священный Коран гласит: "О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни" (66: 6). Запретив стеснительность и робость, присущую женщинам в том, что касается обучения, Пророк Мухаммад поощрял посещение ими мечетей и показал возможность проведения отдельно от мужчин занятий с женщинами, для чего выделялся особый день. Будучи человеческими существами, мужчина и женщина - равны. Они могут проявлять различия лишь в сфере чувств, эмоций и поведения. По этой причине Пророк Мухаммад время от времени учил и наставлял женщин отдельно от мужчин. "Однажды женщины сказали Пророку Мухаммаду: ‘О, Посланник Аллаха! Мужчины (в возможности слушать тебя) превосходят нас (мы не можем получить от тебя знание в равной с ними мере). Назначил бы ты для нас особый день'. И Пророк определил особый день, в который встречался с ними, наставлял и увещевал их". Кроме назначения специального дня, случалось и так, что Посланник Аллаха в присутствии мужчин делал особое ударение на увещевании женщин. Например, в один из праздников разговения, после произнесения проповеди-хутба, он сошел со своего места и направился к женщинам и стал проповедовать им. Так же и женщины в любой час дня могли свободно посещать Пророка Ислама или любую из его жен, и, задавая самые разные вопросы, решали свои проблемы. Посланник Аллаха предоставил женщинам не только возможность обретать знания, но устранил препятствия, мешающие претворению в жизнь полученных ими в результате этого обучения знаний. Например, он предоставил им возможность применения в жизни тех знаний о поклонении, которые они получили в процессе обучения. К тому же Он поощрял посещение женщинами мечети и распорядился о том, чтобы женщинам давали разрешение на это. Он повелел: "Не препятствуйте вашим женщинам посещать мечети, если они просят у вас разрешения на это". Воспитательные меры по отношению к женщинам
Если взглянуть на времена Пророка Мухаммада с точки зрения наставления и воспитания взрослых, то мы увидим, что женщины получали знания в различных областях. Чтение и письмо, обучение гигиене и здоровью, экономические знания, торговое образование, обучение домоводству, профессиональное и религиозное образование, общественная деятельность и т.д. лишь некоторые их этих областей. Области образования, предназначенные для взрослых женщин, можно определить и обосновать различными высказываниями и практическими действиями Посланника Аллаха.
Например, если взглянуть на данный вопрос с позиции методики и способов обучения взрослых женщин грамоте, то эти вещи можно обнаружить в высказываниях и поступках Посланника Аллаха, относящихся к данной теме. Общеизвестно, что в первые годы посланничества количество грамотных мусульман было крайне мало, и что со временем это число возросло. В число владеющих грамотой входили не только мужчины, но и женщины. Известная сподвижница ас-Сифа Бинт Абдуллах аль-Адавийа знала науку чтения и письма еще до начала эры Ислама. Позднее она научила грамоте множество сподвижниц Пророка. Таким образом, она была первой в истории Ислама женщиной - учителем грамоты. Помимо ас-Сифы в числе сподвижниц, которые знали чтение или письмо, или владели обеими из этих наук, аль-Белазури упоминает о досточтимой Аише, досточтимой Хафсе, досточтимой Умм Саламе, Умм Кульсум бинт Укбе, Кариме бинт аль-Микдад и Аише бинт Саад. Пророк Пророк в этих вопросах был вдохновителем и сказал ас-Сифе Бинт Абдуллах такие слова: "Научи Хафсу лечению кожных болезней (рукйат ан-намл) так, как ты научила ее письму". Можно встретить различные предпосылки также и для других областей знания. Во времена Пророка Мухаммада существовали женщины, занимавшиеся различными видами деятельности. Иногда они преподносили Ему результаты своего ремесла, а Он, принимая дары, воодушевлял их. Иногда он давал небольшие советы женщинам, занимавшимся ремеслами. Такое поведение Посланника Аллаха не только способствовало тому, что женщины, занимавшиеся существующими и поныне промыслами, продолжали свою деятельность, но и становилось стимулом для увлечения некоторых из них новыми ремеслами. Во времена Посланника Аллаха находились женщины, которые занимались различные видами предпринимательства. Одна их часть занималась куплей-продажей, другая часть - парикмахерским делом, некоторые занимались выделкой кож, другие - целительством и тому подобными практиками. Для того чтобы эпоха Пророка выглядела в качестве примера существования профессионального образования, обращенного к женщинам, будет уместно привести несколько зарисовок на эту тему. 1. Во времена Посланника Аллаха были женщины, занимавшиеся торговлей: Асма была одной из них. Сын Асмы доставлял из Йемена благовония, а она продавал их в Медине. У Микдама б. Маадикариба была одна рабыня, которая продавала молоко и закупала масло. Кайла Умм Бани Анмар также являлась одной из женщин, профессионально занимавшихся куплей-продажей. Будучи в Марва она подошла к Посланнику Аллаха, села рядом с ним и сказав: "О, Посланник Аллаха! Я женщина, занимающаяся куплей-продажей", поделилась с ним некоторыми проблемами, связанными с торговлей. Посланник Аллаха дал ей некоторые советы, касающиеся этого вида деятельности. 2. Были женщины, занимавшиеся цирюльничеством: одной из них была Умм Рила. Это была красноречивая женщина, легко выражавшая свои желания словами. Она пришла к Посланнику Аллаха и спросила: "Я стригу женщин, украшаю их для их мужей. Есть ли в этом какая-нибудь опасность?". Пророк Мухаммад ответил: "Украшай их, если они того желают". Среди жен Пророка Мухаммада были и такие, которые пользовались услугами парикмахеров. К тому же, у первой жены Пророка Мухаммада достотичмой Хадиджа была своя цирюльница по имени Умм Зуфар. Согласно высказыванию Посланника Аллаха эта женщина неоднократно посещала их дом в годы жизни досточтимой Хадиджи. 3. Были женщины, занимавшиеся выделкой и оценкой кож: их таковых можно назвать Матерей правоверных досточтимых Зайнаб Бинт Джахш и Савду. Они выделывали кожи, продавали их, а прибыль раздавали в качестве милостыни. 4. Были женщины, занимавшиеся врачеванием: из вопросов, которые задавал Урва и ответов, которые ему давались, можно понять, что досточтимой Айша была сведущей в целительстве и медицине. Согласно Хишаму б. Урве, его отец говорил: "Я не встречал никого, кто лучше, чем Айша знал бы медицину, фикх и поэзию". Урва спросил Айшу: "Матушка! Я не удивляюсь твоей сообразительности, ибо ты - жена Посланника Аллаха и дочь Абу Бакра. Не удивляюсь я и твоим познаниям в поэзии и истории. Ибо ты - дочь Абу Бакра, который очень хорошо знал эти вещи. Но я поражаюсь твоему знанию медицины. Как это получилось и откуда это?". Айша, положив руки на его плечи, объяснила, что когда в конце жизни самочувствие Посланника Аллаха ухудшилось, то лечить его приходили различные делегации, и что она применяет то, чему научилась, наблюдая за ними. Были и такие женщины, которые отличились в области врачевания и, если можно так выразиться, получили медицинское образование и занимались только этим делом. Руфайа была одной из таких женщин. Она прославилась тем, что лечила раненных. Сообщается также, что одна из сподвижниц по имени ар-Рубайа бинт Муаввиз вместе с Пророком Мухаммадом участвовала в сражениях, поила водой раненных, ухаживала за ними, доставляла павших и покалеченных в Медину. В ту пору были и женщины, которые занимались акушерской практикой. Одной из них была Сальма. Она была повитухой при рождении сына Пророка Ислама Ибрагима и дочери Пророка Мухаммада Фатимы. Умм Атийа аль-Ансари: еще в эпоху Джахилийи была известной среди арабов целительницей. Она прославилась тем, что после принятия Ислама успешно лечила раненных. Вместе с Посланником Аллаха она отправлялась на войны, где занималась лечением раеннных. Умм Синан аль-Аслами была одной из тех женщин, которые получили из уст Посланника Аллаха разрешение на то, чтобы отправившись в Хайбар, лечить раненных и носить им воду. Перечисленные примеры являются маленькими свидетельствами того, что во времена Пророка женщины не были оторваны от мира и заперты в стенах своих домов, что они были активны во всех сферах деятельности, что тогда существовала атмосфера, позволявшая им заниматься тем или иным делом, что Посланник Аллаха воодушевлял, поощрял их и показывал им путь. Как видно из этих примеров, Посланник Аллаха, являвшийся одновременно Пророком и президентом, предоставил все возможности для предпринимательства среди взрослых женщин. Создав соответствующую атмосферу Он косвенно способствовал решению проблем в этой области, а непосредственно сам давая наставления, фактически, оказал поддержку и заложил основы профессионального образования.
|