Пятница
21.07.2017
11:48
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Коран и глобализация - III


    Коран и глобализация -  III

    3.2. Исламское видение преодоления глобального кризиса


    Коранический подход к решению любых проблем имеет ценностную ориентацию, и проблема исторического и культурного релятивизма в исламе решается условным разделением ценностей на трансцендентальные и конкретно-исторические. Исламские ценности упорядочивают, структурируют впечатления и желания человека. Именно человек выступает в роли носителя этих ценностей: они необходимы ему для определения стоящих перед ним целей. Однако, несмотря на свой нормативный характер, исламские ценности преломляются в индивидуальном опыте каждого человека. В каждой конкретной ситуации индивид или социальная группа сталкиваются с конфликтом ценностей, которые они разрешают самостоятельно, неся ответственность за свой выбор.
    Так, человеческая жизнь рассматривается исламом как одна из высших ценностей: «…Кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям» (Коран, 5:32).
    Но если человек распространяет смуту на земле после того, как на ней утвердился порядок, то общественное благополучие ислам оценивает выше, чем жизнь преступника: «Сражаться в этот месяц – великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей – еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство» (Коран, 2:217).
    С другой стороны, вера также относится к высшим ценностям, ради которой ислам допускает пожертвование собственной жизнью и имуществом: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха своим имуществом и своими душами, выше пред Ним» (Коран, 9:20). Но если человека принуждают отказаться от веры, угрожая ему смертью, то ему разрешается сделать это на словах: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, – не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера» (Коран, 16:106).
    Таким образом, ценностная значимость предписаний ислама носит динамичный характер и во многом определяется конкретными обстоятельствами. На основе такого подхода выработаны правоведческие принципы, применяемые при анализе текстов Корана и Сунны. Хотя некоторые отрицают то, что юридические решения зависят от изменяющихся культурно-исторических толкований парадигматических текстов, убедительной нам представляется точка зрения тех, кто рассматривает смысл Корана и Сунны как некую культурную переменную [1].
    «Всесторонний взгляд на последовательность ниспослания откровений и пророческую миссию показывает, как нужно строить политику и поступать при разных обстоятельствах и в разных ситуациях, опираясь на одни и те же базовые принципы, исходящие из одного священного источника» [2].
    Тексты Корана и Сунны необходимо исследовать с лингвистических и исторических позиций, не возводя непреодолимых барьеров для решения проблем современности. Нельзя отрицать и тот факт, что именно различия в понимании обстоятельств и ценностных приоритетов во многих случаях порождали различие мнений между правоведческими школами. Однако подобные разногласия имеют четко оговоренные рамки, очерченные традиционными ценностями и неизменными предписаниями шариата.
    «Большая часть правовых конструкций, обусловленных временем и пространством, развивается на основе принципов и предписания шариата и по этой причине является динамичной, отвечающей социальным нуждам. Другими словами, социальные институты, правовые детали и политика носят временный и гибкий характер, тогда как набор постоянных ценностей, религиозных обязанностей, правовых принципов и независимый от времени морально-правовой код (шариат) непреложны, неизменны и постоянны. Поэтому шариат является отправной точкой для всех форм деятельности в сфере социального строительства» [3].
    Предназначение коранических ценностей, согласно исламскому вероучению, сводится к тому, чтобы вернуть цивилизацию на путь, соответствующий божьему замыслу и самой природе человека: «Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету» (Коран, 14:1). В средние века ислам справился с этой миссией, вызвав бурное развитие философской и научной мысли не только в мусульманском мире, но и в Европе. По мнению мусульманских ученых, сегодня мировая цивилизация снова нуждается в формировании гуманитарных институтов, подобных тем, которые были созданы в мусульманском обществе. Как показала история последних десятилетий, Запад с этой миссией не справляется, поскольку его главной целью является установление экономической гегемонии, служащей его собственным интересам.
    «В настоящее время мы имеем негативную среду, подобную той, для исправления которой был ниспослан ислам, – пишет М. Зубейри. – Любое развитие в мусульманских странах должно включать в себя такое международное лидерство. Получать помощь должны не только развивающиеся страны – миллионы обыкновенных граждан на Западе, уставших от закрепленных законом имущественных прав…» [4].
    Однако ислам не проповедует идеологию алармизма – он лишь предупреждает о появлении социальных и экологических проблем, цивилизационных кризисов, разъясняя истинные причины этого. Для предотвращения такого развития событий Коран призывает строить человеческую цивилизацию, гармонизируя отношения между человеком, обществом и природой.
    Ислам отвергает бездеятельный оптимизм с надеждой на то, что проблемы общества и цивилизации исчезнут сами по себе. Его позицию скорее можно охарактеризовать как конструктивный алармизм, направленный на реализацию последовательной программы, предполагающей постепенное реформирование взаимоотношений между индивидами, социальными группами и окружающей средой. Такое реформирование связей является одной из главных функций религии вообще, ведь это понятие образовалось от латинского слова religatio – «привязывание». Религия не только привязывает человека к Богу, но и укрепляет связи между людьми, социальными общностями и природой.
    Потребность в социальном единстве ислам объясняет тем, что все люди являются потомками Адама (Коран, 4:1). Единство природы и человека в писании объясняется тем, что человек произошел из земли (Коран, 22:5).
    Коран предлагает четкий, последовательный проект общественного устройства, затрагивающий все стороны бытия. Предложенный им механизм преодоления цивилизационного кризиса опирается на знания и мудрость, которым ислам придает трансцендентальное начало. Несмотря на это, они совершенно не лишены рационалистического начала.
    Некоторые ученые даже высказывают мнение, что «ни в одном месте Корана, ни в одном его аяте нет даже намека на содержание, для изложения и доказательства которого средств рационального мышления было бы недостаточно и с этой целью следовало бы выйти за пределы этого мышления и обратиться к иррациональному мышлению» [5].
    Однако, на наш взгляд, среди положений исламской религии есть такие, которые, на первый взгляд, представляются иррациональными, но это не дает нам основания сразу отвергать их. Любовь, красота и многое другое в нашей жизни не является рациональным, и нам следует признать, что рациональный подход к бытию имеет свои ограничения. С другой стороны, неподдающиеся рациональному объяснению положения ислама не противоречат разуму, что сделало бы их иррациональными. Скорее, они выходят за его рамки, поскольку их невозможно объяснить всесторонне ни логическими, ни эмпирическими методами.
    Однако существование предела человеческих познаний, способностей разума и чувственных возможностей Коран также считает одной из милостей Бога. 
    «Если бы границы наших чувственных возможностей были раздвинуты шире, как у некоторых животных, наше восприятие вещей в повседневной жизни было бы совсем иным. И дело даже не в том, что форма вещей, структура их поверхности, цвет и другие их свойства были бы весьма отличными от того, что мы ощущаем в нашей обычной жизни, а просто некоторые из них вообще перестали бы для нас существовать, что нанесло бы ущерб всей человеческой культуре и цивилизации. Точно так же сила нашего зрения более ограничена, чем у некоторых видов животных, но если бы мы были наделены зрением, способным проникать внутрь оболочки явлений и видеть события и процессы, лежащие в основе явленного мира, то формы вещей перестали бы существовать для нашего зрительного восприятия, и мы лишились бы возможности извлекать из них знание о частном, которое ведет к пониманию общего. Другими словами, исчезло бы само значение вещей. Существование пределов, ограничивающих каналы и источники получаемого нами знания, является благом и милостью Божьей, дарованной нам для того, чтобы мы имели возможность понимать значения объектов познания и узнавать в них их Творца» [6].
    Вселенский характер ислама изначально предполагал всеобщую интеграцию человечества (Коран, 7:158), однако в средние века мусульманской общине не хватило средств и возможностей для осуществления этой миссии. Глобализация открыла перед исламом такие возможности, однако ныне главным препятствием на этом пути зачастую оказывается неправильная интерпретация ценностей этой религии.
    Одной из главных общечеловеческих ценностей, которые проповедуют Коран и Сунна, является способность человека к размышлению. Ислам поощряет и направляет творческий поиск для того, чтобы человеческая мысль постоянно развивалась и совершенствовалась. Во многих аятах писания содержится похвала в адрес людей, задумывающихся и размышляющих над божьими знамениями, разбросанными по свету и находящимися в самом человеке.
    Коран призывает человека к полезному труду и порицает леность и бездействие. Вместе с тем писание предостерегает от любых поступков, которые приносят вред, напоминая человеку о том, что все его устремления будут оценены по достоинству (Коран, 9:105).
    К непреходящим ценностям ислам относит чистоту – как материальную, так и духовную (Коран, 24:21). В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что пророк сказал: «Вера состоит из семидесяти с лишним или шестидесяти с лишним ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов “нет божества, кроме Аллаха”, а самым низким – устранение с дороги того, что причиняет вред. Стыдливость тоже является одним из ее ответвлений» [7].
    Ислам высоко чтит красоту и эстетику, поощряя развитие тех областей искусства, которые не связаны с притязаниями на божественность, идолопоклонством и распутством. Установленные Кораном и Сунной ограничения, однако, не притормозили развитие искусства в мусульманских государствах, а способствовали формированию известных школ миниатюрного искусства, живописи, архитектуры, каллиграфии, ковроткачества и т.д. В одном из хадисов, переданном Ахмадом и Муслимом со слов Ибн Масуда, сообщается, что пророк сказал: «Поистине, Аллах красив и любит тех, кто красив» [8].
    Ислам побуждает уважительно относиться к чувствам других, запрещает покушаться на честь и достоинство людей (Коран, 49:11-12). Аль-Бухари и Муслим передали со слов Ибн Масуда, что пророк сказал: «Если будете втроем, пусть двое не перешептываются втайне от третьего, пока вы не присоединитесь к другим людям, ибо это может принести ему огорчение» [9].
    Особое место в Коране отводится разъяснению ценности человеческой жизни. Ислам запрещает покушаться на жизнь невиновных людей и убивать детей из страха перед голодом и нищетой (Коран, 6:151), а также лишает человека права самостоятельно расставаться с жизнью (Коран, 4:29).
    Таким образом, акцентируя внимание на общечеловеческих ценностях, Коран призывает к преодолению цивилизационных проблем путем создания ценностно-смыслового мира, в котором каждый актор будет гармонично вписан в трансцендентальную идею мироздания. При этом человек выступает единовременно в роли субъекта и объекта реформации, ядра нового мирового порядка, движущей силы цивилизационных перемен. Проблема человека является одним из главных предметов обсуждения в Коране. Более того, это писание целиком является либо обращением к человеку, либо повествованием о нем. Слово «человек» повторяется в нем 63 раза, выражение «сыновья Адама» – 6 раз, а слово «люди» – 240 раз [10].
    Несмотря на то, что все предписания Корана и Сунны предполагают совершенствование человека и общества, мы хотели бы остановиться на некоторых положениях исламской религии, имеющих наибольшую актуальность для современного общества. Эти положения касаются как отдельных индивидов, так и деятельности международных политических институтов, транснациональных корпораций, мировых научных центров, религиозных конфессий и других акторов. Поэтому реализация основанной на них программы в полном объеме, на наш взгляд, возможна только при осознании всеми обществами всей сложности и масштабности надвигающегося кризиса. Тем не менее, усвоение и воплощение в жизнь этих принципов на практике представляют наибольшую важность для мусульманских обществ, поскольку они лежат в основе культурно-антропологических и социально-психологических особенностей исламского мировосприятия.

    Примечания:
    [1] Сахедина А. Исламское богословие христиано-мусульманских отношений, с. 168.
    [2] Abusulayman A.A. Crisis in the Muslim Mind, р. 48.
    [3] Irfan Ul Haq. Economic Doctrines of Islam, р. 33.
    [4] Zubairi M.Y. The Principle of Intrinsic Opportunity: Its Role in Islamization of Scientific Development, р. 54-58.
    [5] Байындыр А. Взгляд на сектантство в свете Корана, с. 12.
    [6] Аль-Аттас М.Н. Введение в метафизику Ислама – изложение основополагающих элементов мусульманского мировоззрения, с. 158.
    [7] Ан-Навави Я.Ш. Рийад ас-Салихин, с. 71.
    [8] Аш-Шаукани М.А. Нейл аль-Аутар, т. 1, с. 410.
    [9] Ан-Навави Я.Ш. Рийад ас-Салихин, с. 474.
    [10] Абдулхакк С.И. Мафхум ал-Хадара фи ал-Ислам, с. 211.
    http://www.waytoquran.net/cgi-bin/e-cms/vis/vis.pl?s=001&p=0035&n=000013&g=