Пятница
24.11.2017
02:54
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Может ли женщина быть имамом?

    Почему не стоит совершать джума-намаз за женщиной? 
    По всей видимости, инициатива женщины, совершившей пятничный (джума) намаз в качестве имама на позапрошлой неделе в Нью-Йорке, не является гласом вопиющего в пустыне, как нам пытаются представить. По комментариям некоторых СМИ, можно подумать, что Амина Вадуд, решившаяся на столь экстравагантный поступок, - одинокий борец с «мужским засильем» в исламском мире, которая тонет в океане непонимания и осуждения ретроградов. Однако, дело совсем не в этом. 

    Так, проблема сегодня уже не замыкается на личности самой Вадуд, которая, будучи весьма сведущей в Исламе, скорее всего, просто не совладала со своими эмоциями. Кажется, это тот самый случай, когда последние берут верх над рациональным подходом. 

    На данный счет даже есть короткая притча, словно специально сочиненная в наши дни. Как-то одной мусульманке, достигшей высочайшего уровня в области шариатских наук, мужчины предложили: «Вы самая образованная среди нас, Ваши познания в Коране и Сунне широко известны, станьте нашим имамом в намазе». И она… возглавила их молитву. 

    Наверное, поэтому, учитывая специфические черты характера Вадуд, комментарии исламских ученых в отношении ее поступка были весьма сдержанны. Разъясняя его категорическое несоответствие шариатскому праву, они, между тем, деликатно советовали Амине даже не признать ошибку, а просто беспристрастно ознакомиться с соответствующими исламскими источниками на данный счет, что, в принципе, ставит все точки над «i». 

    Этим мы, конечно, не хотим сказать, что проблем в области обеспечения прав женщин (как и мужчин, кстати) в мусульманском мире вообще нет. Но возникают они, прежде всего, как раз из-за отсутствия должного понимания и соблюдения норм Ислама. 

    А Шариат, например, не запрещает мусульманке выступать с лекциями в аудитории, где присутствуют мужчины. Она также может возглавлять намаз в женском коллективе, быть ученым-богословом. Вообще, любая социально полезная деятельность в рамках Ислама только приветствуется. Касаясь же пятничного намаза (а этот вопрос уже достаточно разобран мусульманскими правоведами ), заметим здесь лишь то, что он вообще не является обязательным для женщин.

    Но, несмотря ни на что, пример Вадуд становится привлекательным. Совершение джума-намаза под руководством женщины перестает быть событием, что называется, на грани фантастики. И не стоит исключать, что все эти акции координируются из одного центра. 

    Не зря инициативу Амины Вадуд и др. активно поддерживают и тиражируют т.н. «умеренные мусульмане» - группа, пытающаяся провести «реформацию» Ислама путем отказа от всех его принципов и установок, не вписывающихся, по их мнению, в современный западный секулярный миропорядок. При этом они фактически не скрывают определенных связей с американскими неоконсерваторами, агрессивным крылом нынешней администрации США, спровоцировавшей «антитеррористическую кампанию» и войну в Ираке. 

    Таким образом, совершение пятничного намаза под руководством женщины – акция, которую вполне можно поставить в один ряд, например, со скандальным венчанием двух гомосексуалистов православным «батюшкой» в России, что, естественно, было категорически осуждено Церковью, или призывами официально разрешить католическим священникам исповедовать «однополую любовь», на что официальный Ватикан никак не идет и т.д. 

    Все это - пробные шары в кампании против тех, кого в определенных кругах считают препятствием на пути дальнейшей «демократизации». Отсюда вполне естественно, что на акции Вадуд как минимум половину собравшихся составляли журналисты.

    После пятничного намаза под руководством женщины, скорее всего, последуют призывы отказаться от хиджаба. Сначала его заменят на косынки, а потом и вовсе снимут. 

    За Вадуд уже совершали намаз женщины с непокрытой головой, даже азан (призыв на молитву) провозглашала мусульманка без хиджаба. Не говоря уже о том, что мужчины и женщины во время молитвы стояли вперемешку, что так же, как и совершение джума-намаза за женщиной, делает ее недействительной. Вся молитва, кстати, также была произнесена на блестящем американском английском, и лишь некоторые суры Корана Вадуд потрудилась произнести по-арабски.

    А другая устроительница акций Асра Номани, писатель, активист движения феминисток и бывший репортер «Wall Street Journal», удивила всех тем, что назвала нормы исламского права «традициями, которые были созданы мужчинами». «Хватит! Мы собираемся перейти из задних рядов и помещений мечети в передние», - заявила она. И это, несмотря на прямое противоречие ее слов хадису Пророка (мир ему), который говорил, что для мусульманки предпочтителен именно последний ряд молящихся. 

    Но, с другой стороны, вряд ли начинание в духе Вадуд и Номани перерастет в серьезное явление. Ислам, к счастью, хорошо застрахован от подобной «реформации». В лучшем (или, скорее, худшем) случае, этих женщин, как и всех «умеренных мусульман», ждет судьба мелкой секты в сравнении с полутора миллиардной общиной приверженцев Ислама, вроде бехаитов или Ахмадии. А скорее всего, они станут лишь еще одной маргинальной группировкой, как т.н. «геи-мусульмане». 

    В этой связи у арабов существует интересная поговорка: на каждого Мусу (пророк Моисей – мир ему) есть свой Фараон. Т.е. без наличия черного невозможно увидеть и белое, а все происходящее с намазом под руководством женщин - где-то и естественное явление.

    Как современным мусульманам относиться к происходящему? В первую очередь, необходимо иметь в виду хадис о том, что перед Судным Днем появятся люди, которые будут говорить об Исламе то, что никто ранее не слышал. Рецепт же, как не сбиться с правильного пути, один: изучайте Коран и Сунну и будьте бдительны.
    http://www.islam.ru/pressclub/vslux/djuma_women