Вторник
19.03.2024
09:59
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Сунна (исламское предание) о расточительстве воды

    Есть ли хадис, касающийся конкретно расточительства в использовании воды?
    Вопрос: Мир вам и милость Аллаха. Существует ли хадис, касающийся человека, который расточительствует при использовании воды. В нём говорится, что человек не должен использовать воды сверх меры, даже если он стоит на краю реки?

    Хвала Аллаху.
    От ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки» (приводи Ахмад под № 6768 и Ибн Маджа под № 419).

    Шейх Ахмад Шакир сказал: «Цепочка передатчиков этого хадиса достоверна». Шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал, что это слабый хадис. О чём он упомянул в «Иръуа аль-гыляль». А после в «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха» он написал, что хадис хороший. Этот хадис считала слабым группа учёных, так как в цепочке передатчиков есть Ибн Лахи‘а. Но аль-Албани, да помилует его Аллах, сказал, что этот хадис передал Кутейба ибн Са‘ид, а то, что он передал, является достоверным. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 3292.
    В «Маусу‘а аль-фикхийа» («Энциклопедии по фикху») сказано: «Они (учёные – прим. пер.) единогласны, что расточительство в использовании воды является порицаемым» (Т. 4. – С. 180).
    Шейх ‘Абд-уль-Мухсин аль-‘Аббад, да хранит его Аллах, сказал: «Все учёные единодушны, что расточительство в использовании воды запретно, даже если человек находится на берегу моря. Так как Ахмад и Ибн Маджа передали от ‘Абдуллаха ибн ‘Амру ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах или обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение… (после он упомянул хадис полностью)» (Шарх сунан Аби Дауд).
    Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, сказал: «Мы должны знать, что чрезмерность в использовании воды при совершении малого и полного омовения попадает под слова Всевышнего Аллаха:
    ولا تسرفوا إنه لا يحب المسرفين
    „…не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных" (сура «аль-А‘раф», аят 31). Поэтому, учёные, да помилует их Аллах, говорили: „Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки". Так что же говорить о тех местах, где вода добывается (при помощи механизмов)?
    Итак, расточительство в использовании воды при омовении и для других целей является порицаемым (делом)» (Шарх рийад ас-салихин).
    А Аллах знает лучше.

    http://islamqa.com/ar/ref/171285

    http://kahhar-786.livejournal.com/614806.html


    السؤال:

    هل هناك أي حديث بخصوص المسرف و فيها يقول النبي ( صلى الله عليه و سلم ) أن الشخص لا ينبغي أن يسرف في الماء حتى و لو كان يقيم على جانب نهر ؟


    الجواب :
    الحمد لله
    روى الإمام أحمد (6768) وابن ماجة(419) عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ رضي الله عنهما (أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَرَّ بِسَعْدٍ وَهُوَ يَتَوَضَّأُ فَقَالَ : مَا هَذَا السَّرَفُ يَا سَعْدُ ؟ قَالَ : أَفِي الْوُضُوءِ سَرَفٌ ؟ قَالَ : نَعَمْ ، وَإِنْ كُنْتَ عَلَى نَهْرٍ جَارٍ) .
    قال الشيخ أحمد شاكر : إسناده صحيح ، وكان الشيخ الألباني رحمه الله قد ضعفه في "إرواء الغليل" ثم حسنه في سلسلة الأحاديث الصحيحة ، وقد ضعف الحديث جماعة من العلماء لأن فيه ابن لهيعة ، لكن ذكر الألباني رحمه الله أن الحديث من رواية قتيبة بين سعيد عنه وروايته عنه صحيحة .
    انظر : سلسلة الأحاديث الصحيحة (3292) .

    وجاء في "الموسوعة الفقهية" (180/4) : "واتفقوا على أن الإسراف في استعمال الماء مكروه" انتهى .

    وقال الشيخ عبد المحسن العباد حفظه الله : " أجمع العلماء على النهي عن الإسراف في الماء ولو في شاطئ البحر ، لما أخرجه أحمد وابن ماجه عن عبد الله بن عمرو رضي الله عنهما أن النبي صلى الله عليه وسلم مر بسعد ثم ذكر الحديث المتقدم" انتهى من "شرح سنن أبي داود" .

    وقال الشيخ ابن عثيمين رحمه الله : "ولنعلم أن الإكثار من استخدام الماء في الوضوء أو الغسل داخل في قول الله تعالى : (ولا تسرفوا إنه لا يحب المسرفين) ولهذا قال الفقهاء رحمهم الله : يكره الإسراف ولو كان على نهر جار ، فكيف إذا كان على مكائن تستخرج الماء ؟
    فالحاصل : أن الإسراف في الوضوء وغير الوضوء من الأمور المذمومة " انتهى من "شرح رياض الصالحين" .


    والله أعلم

    http://islamqa.com/ar/ref/171285 الإسلام سؤال وجواب