Вторник
27.06.2017
06:34
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Права животных: исламский взгляд

    Здесь проведена срединная, умеренная точка зрения на соотношение прав человека и животного. Такие положения как "проведение научных экспериментов над животными должны проходить в случае того, если нет иной альтернативы" морально устарели, и являются рудиментом иудео-христианского антропоцентризма. Также следует учесть, что исламская концепция "наместничества" человека означает только лишь утверждение моральной ответственности человека, а вовсе не качественное превосходство человека и преимущество в правах перед другими творениями Бога. Хищник тоже может использовать человека в качестве пищи, но на хищника не возложена моральная ответственность за способ убийства человека... (Ред.)

    Права животных: исламский взгляд

    Данная статья затрагивает философскую и научную дискуссию, которая касается таких ключевых вопросов как права животных в свете исламского вероучения, правление человека на Земле и статус животных, согласно предопределению Свыше.

    После критической оценки таких современных вопросов как вивисекция и критика, направленной против халал-метода бойни скота, настоящая статья в доступной форме, проливает свет на доводы, указывающие на разумное объяснение, стоящее за исламской концепцией умерен-ности в этой области.

    Позиция умеренности

    Недавняя вспышка «коровьего бешенства» в Британии выдвинула тему, употребляющихся, с давних времен, в пищу молочных продуктов на передний план. Некоторые ученые рекомендовали в пищу молочные продукты и мясо убойного скота с рудиментарными органами, такими как; высушенная кровь, дробленные кости, кишки, спинной и головной мозг и другие кишечные органы такие как; поджелудочная железа, трахея и почки, не придав значения тому, что эти животные – травоядные, а не плотоядные. Целью этого было – ускорение роста животных и увеличение прибыли. Именно эти коренные изменения правильного питания, как уже доказано, явились причиной появления подобной болезни.

    Коран, однозначно, запрещает употреблять в пищу мясо животных, найденных мертвыми (2:173, 6:145, 16:115) и, естественно, не кормить животных, от которых мы непосредственно, получаем продукты питания, другими животными, найденными мертвыми. Также, нельзя употреблять в пищу мясо животных, потребляющих в пищу кровь других животных. Мусульманам запрещено есть таких плотоядных животных как лев, тигр, собака, орел и т.п.

    Коран также указывает на то, что скот, потребляемый нами в пищу, питается растительностью (16:10, 80:27-32, 79:31-33, 32:27). Мусульмане знают о разделении животных на плотоядных и травоядных, и, что скот и домашнюю птицу следует кормить естественными для них продуктами питания, т.е. растительной пищей, так как они травоядны. Но человеческая алчность изобрела и ввела противоестественные методы, итог которых заключается в разрушении.

    Существует два крайних взгляда на крайних животных. Первый гласит о том, что все животные – бесчувственные твари. Второй, как нельзя лучше, выражен эко-феменисткой Анной Примавеси, которая полагает, что мы не должны претендовать на любовь Божию, как, исключительно, только для человека, но и принимать то, что «бездушным» животным представляются равные права наряду с человеком перед Богом.

    В средневековье коровы, овцы и кошки наказывались за такие преступления как упрямство, порча имущества, отсутствие уважения и т.п., бичеванием с подвешиванием. И именно эта концепция «бесчувственных тварей» привела животных и птиц к вымиранию путем безрассудных убийств как охота.

    Мыслители древности утверждали, что животные являются лишь простыми живыми орудиями (инструментами), не наделёнными какими-либо большими способностями. Но Коран признает высокий статус животных, сгруппировав их в общины, как и людей. (6:38). Коран также говорит об общении животных между собой. (27:18). Но Коран позволяет принимать невегетарианскую пищу (5:1, 16:5, 23:21), так как употребление мяса животных не всегда плохо для человека.

    Те, кто питается рыбой, страдают не в большей степени сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем вегетарианцы. Десятилетнее обследование 2-тысяч эскимосов Гренландии, главный рацион которых составляли рыба и дикие морские млекопитающие, не выявило ни одно сердечного приступа у них, в то время как есть доклады медиков о том, что существуют психические болезни, вызванные диетическим несоответствием по причине длительных вегетарианских привычек (см. Leslie Bernstei, Discover, февраль 2000, стр. 31-32).

    Как и любое плотоядное существо, человек нуждается в ферментах для образования аминокислотного таурина, который в большом количестве содержится в мясе. В сравнении, травоядные имеют более высокий уровень других травоядных ферментов, включая в себя и такие, которые превращают В-каротин в витамин А и увеличивает 18-ти карбоиную жировую кислоту из растений в 20-22 карбонные жировые кислоты, в которых нуждается животные. Даже строение нашего пищеварительного канала лишь слегка отличается от пищеварительного канала больших обезьян: у человека более короткая толстая кишка и более длинная тонкая кишка. У человека ровные зубы, которые более подходят всеядному существу.

    Этический вегетарианец не носит кожаную обувь, пояса или кожаные ремешки для часов, не приобретает футбольные, бейсбольные мячи или мячи для игры в крикет. Но если не этично убивать животных, то и не следует есть пищу, которая содержит в себе даже в небольшой пропорции ткани животных; продукты из желатина, полученного из костей, такие как желе и конфеты, сыр, изготовленный из сычужка и лецитин, содержащийся в шоколаде.

    В ведической религии, употребление в пищу говядины в более древние времена было разрешено, но спустя некоторое время было запрещено. Но брахманы Бенгала и Кашмира, и по сей день – не вегетарианцы. В Махабхарате, как показывает Нехру в своей книге «Открытие Индии» есть ссылки на говядину и телятину, которую предлагали почетным гостям. Ссылки на жертвенных животных также обнаружены в Риг Веде (Риг Веда 1.22. 6-7).

    Мы не должны впадать в крайности, т.е. рассматривать животных как, в одинаковой мере, равных человеку, но и в то же время, считать их бесчувственными тварями и сверх меры эксплуатировать их. Моральной оправдание за экспериментирование на животных обосновывается верой в то, что существует фундаментальное различие между животными и человеком. Есть разные степени жизни и степени сознания в них. Даже в амебе заложен центр активности любопытства, исследования, планирования, и центром этим является разум животного. Любое животное, на которое охотятся ради пропитания – эксплуатируется и, также, любое домашнее животное, которое содержится на ферме для получения молока, шерсти или бойни также эксплуатируется, так как человеку даны такие права (Коран 16:4-8). Как наместник Всевышнего, человек находится в возвышенной степени, но в то же время, он – покорный раб Аллаха, исполняющий Его волю на Земле (Коран 6:141, 17:29, 7:3).

    Животные наделены таким же аппетитом, что и человек, и человек как земледелец землепашец должен обеспечивать их естественные нужды. Он должен обеспечить их кормом, защитить от хищников и опасных болезней. Необходимо предохранять животных от причинения ненужных и лишних страданий со стороны человека. Неспособность сделать это, ислам рассматривает как жестокость по отношению к домашним животным.

    Равен ли статус человека и статус животных?

    Любое острое различие между человеком и животными, Петер Зингер рассматривает как «деление на виды», которое как он говорит «не может быть оправданным, так как является самым явным расизмом». Том Риган заявляет, что с тех пор как человек рассматривает в инстинктивном плане умственно-неполноценных людей, людьми также должны в равной степени рассматривать животных на более высокой стадии развития: «Это не верное утверждение, что такие люди как, например, дети с задержкой развития и умственно-неполноценные люди, менее значимы чем вы или я по своим врожденным качествам».

    Активисты за права животных приводят свои доводы, утверждая, что: «у нас (людей) нет особого преимущества или положения в этом мире». Их литература полна подобных утверждений, которые отказывают обозначить какое-либо существенное различие между животным и человеком. С тех пор как большие обезьяны; гориллы, шимпанзе и орангутанги рассматриваются как существа, имеющие сознательность или самосознание как и люди, существует довод, что их следует включить в моральную сферу. Они указывают на то, что «ДНК у шимпанзе – 98, 4 %, то же самое, что у человека».

    Журнал New Scientist (11 февраля 1993, стр. 3) такими словами указал на ошибочность вышеприведенного аргумента: «это не отражает довод, что геномы являются, чем-то вроде кулинарного рецепта. Несколько незначительных изменений в небольшой группе генов, отвечающих за развитие коры головного мозга могут запросто иметь несвойственный им импульс. Животное, делящее свои 98,4 % ДНК с человеком являются 98,4%-ми не человеческими и более чем ДНК рыбы, которые, скажем, делят свои 40% ДНК с нами, являются теми 40 % человеческими. Даже разница в 1,6 % представляет огромную разницу в объеме информации (порядка 150 объемных томов книг).

    Тотже «New Scientist» (15 мая 1999, стр. 26-30) пишет о том, что даже незначительные различия, однозначно, имеют большое значение. Человек говорит и пишет на языке, сложно мыслит, помнит прошлое и строит планы на будущее, у него есть воображение, получает удовольствие от осознания того, что является одной из неотъемлемых частей Вселенной. Он обладает самосознанием, чего не имеют животные.

    Несмотря на поверхностно-внешнее сходство в анатомии (основанной общему замыслу строения Высшим Разумом), и на физиологию, (основанную на естественных потребностях млекопитающих, таких как необходимость в атмосферном вдыхании, пищеварении, опорожнении кишечника, размножение), человек стоит классом выше в области физического и интеллектуального развития. Сравните, к примеру, самое красивое, пение певчих птиц с симфонией Бетховена (1770-1827).

    Песни (трели) птиц остаются низменно одинаковыми, при всех их стараниях. Пауки строят уникальные по строению, но почти всегда однообразные паутины, которые крайне редки по своему многообразию. У человека, в отличие от них, всегда новые идеи, которые он воплощает в жизни. Тим Игнольд, из отделения социальной антропологии университета Манчестера (Англия) констатирует «бобр, (строящий дамбы) не задумывает и не в состоянии, т.е. не может воплотить в жизнь воображаемые планы, хотя бы даже из простейшей части того, что было по силам наидревнейшему человеку».

    Биолог – натуралист из Гарвардского университета Симпсон, утверждает, что «… концепция добра и зла, верного и неверного, несовместима в природе, за исключением человеческой точки зрения, которая стала реальностью и отличительной особенностью всего порядка вещей, рассматриваемого человеком, является единственным возможным способом, в котором существующий порядок вещей, который может быть рассмотрен с моральной стороны, так как моральные принципы воплощены только в человеке». Согласно Кестлеру (1905-83) «появление языка знаков, впервые произнесенных, а затем записанных представляет собой самый значительный разрыв между человеком и животным». Биолог Добжанский наделяет человека важным характерным различием: «Человек является единственным живым существом, которое проявляет предельное участие к себе самому. Он осознает себя, в состоянии объективно рассматривать себя и свои поступки. Бертран Рассел (1873-1970) сформулировал это подобным образом: «Животные в полной мере, счастливы, пока у них есть силы и достаточно еды для пропитания. Человек же испытывает страх, тревогу и осознает неизбежность смерти».

    Говоря языком Корана, неотъемлемое свойство человека, сотворенного Всевышним Аллахом, заключается не только в том, что он наделен речью, но и такими свойствами индивидуальность, воля, вера (иман) и добродетель. Животные же лишены морального фактора. Один только человек испытывает чувство вина при совершении чего-либо запретного и предосудительного. Быть существом, наделенным моральными качествами, влечет за собой способность поступать согласно своему выбору.

    Как говорит Альберт Камю (1913-1960), никакое животное не восстает против собственной судьбы, лишь один человек делает это.

    Человек ответственен перед Творцом за заботу о своих ближних (Коран 2:30, 6:165). Животные страсти человека не возьмут верх над ним, если не в состоянии контролировать их. В известном смысле слова, животные инстинкты являются необходимыми свойствами человека, которые способствуют росту и развитию, которые должным образом приспособлены.

    Среди бесчисленных творений, человек самое превосходное творение. Всевышний сотворил его стоящим выше уровня ангелов, так как ангелы преклонились перед ним (Коран 2-34). Поклонение ангелов человеку обозначило превосходство человека над ними, ибо Аллах возвысил человека над всеми творениями (Коран 17:70), Коран говорит, что происхождение языка и письменности имеет божественное начало и каждый человек несет в себе искорку божественности в себе. Коран 32:9, 96:4, 68:4, 55:4, 15: 26-29).

    Душа в человеке – носитель человеческого достоинства и ответственности.

    Так как мы несем великую ответственность перед Богом, мы одарены интеллектом для исследования и изучения тайны Вселенной (Коран 33:72). Человек должен отвечать и нести ответственность перед своим Творцом (Коран 17:36). Это значит, что человек сотворен и наделен разумом, волей, чувствами, совестью, умением, речью, творчеством, а также способностью и ответственностью за свой моральный и духовный выбор. Человек может быть моральным, только потому что он – рационален. Человечество возвеличило над всеми творениями по той причине, что Творец вдохнул в них дыханием своим (Коран 15:26-30).

    Человек может быть культурным в отличие от животных. Один только человек, показал себя способным к знаниям, необходимых для надежного господства над окружающей средой. Указывая на отличительные свойства человека от животных, Бертран Рассел пишет, что у животных нет никаких данных для того, чтобы иметь что-либо схожее со способностью повествовательной речи. Однако мы можем сказать, без всякого преувеличения, что язык является прерогативой человека, и возможно, это и есть главный признак, возвышающий нас над «бессловесными» животными.

    Как пишет великий исламский ученый Аль-Газали (1058-1111): «…отличительное свойство – знание, возносит его (человека) над всем поднебесным миром».

    Заключение

    Прежде всего Коран является Священным Писанием – Путеводителем, а не научным пособием. Он дает указание, касающих всех сторон духовных и материальных аспектов жизни. Очевидно, современным защитникам прав животных следовали бы взять для себя из Корана основные принципы для своей жизненной цели, которые содержат в себе в наивысшем сострадании и жалобов по отношению к каждому живому единству, так как Коран учит, что жизнь – священна (Коран 8:61, 19:62, 39:58).

    Мусульманин – это тот, кто во всем покорен воле Аллаха, творит мир и живет в согласии со всем живым творением Всевышнего. Его основная обязанность поддерживать правду и справедливость и предотвращать зло и противостоять лжи и заблуждению.

    Всевышний Аллах удостоил чести человека, наделив его властью над всеми живыми существами (Коран 2:29).

    Как заверенное лицо Бога на Земле, человек должен в разумной мере использовать их. Мусульманин должен стараться познать мир животных для того, чтобы оградить, защитить и поддержать их как представитель Господа на земле.

    По отношению к человеку, животные предназначены для использования только в определенных целях, таких как источник пропитания, помощники в работе, средства перевозки. Но это совсем не значит, что человек должен использовать их ради своих увеселительных развлечений, например, таких как, когда животные выставляются для противоборства друг против друга (собачий бой и т.п.).

    Используя их у себя на службе, человек не должен без какой-либо на то необходимости причинять им боль или вред. Ловить птиц и держать в клетках, не имея на то соответствующей причины, расценивается в исламе как ничто противоестественное и отвратительное. Ислам также выступает против жестоких методов в животноводстве и охоты. Любое уничтожение их просто ради тщеславия знатных и богатых дам неприлично. Несмотря на то, что растительный и животный мир создан для пользы человеческого рода, жертвоприношение их является установленным положением в Коране: «И те, которые с Аллахом наравне другого божества не призывают; и не лишают жизни душу, которую Аллах запретной для убийства сотворил, иначе как по (установленному) праву» (25:68).

    Ни один мусульманин не может смириться с изуверским уничтожением детенышей тюленя или охотой на красивых животных, которая ведет к вымиранию рода, ради их меха, бивней и рогов. Все живые существа – итог Божественного творения, к которым следует относиться как доверенным Самим Аллахом творениям человеку на его разумное попечительство.

    Истинно верующий единство Бога всегда проявит глубокое уважение к его совершенным творениям.

    До недавнего времени, ми и представить не мог, что животные заслуживают сострадания и милосердия, привязанности и любви к ним. Более тысячи лет назад появилась община, предохраняющая животных от жестокости. Ислам превозносил доброе отношение к животным как часть веры и жестокое обращение по отношению к ним, достаточной причиной для попадания в ад. По руководством Божественного Откровения почти в каждой сфере человеческой активности и в детальном описании жизни и деятельности пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), записана история служащая путеводным светом для последующих поко-лений. На этом предназначение пророчества закончило свою окончательную миссию.

    Заявление американского общества спасения, приведен-ное ниже, обращает отношение ислама к данной теме.

    «Несправедливо убивать животных, не имея на то опре-деленной причины или нужды, или ради развлечения, а также причинять им боль или страдания.

    Необходимо обеспечивать их свойственной для них пищей, кровом и заботой, так как на человека возложена подоб-ная обязанность. Несправедливо проводить на животных медицинские, познавательные и коммерческие опыты, не имея на то крайней необходимости, до тех пор, пока не будет продемонстрирована соответствующая необходи-мость и не обеспечены все меры по устранению боли и страдания для них.

    Несправедливо держать животных, предназначенных в пищу человека в противоестественных условиях, вызыва-ющих дискомфорт и лишающих их возможности разви-ваться и жить в условиях, необходимых для них.

    Нельзя убивать мясной скот методом, который не ведет за собой мгновенную потерю сознания. Используемые методы должны вызывать не более минимума опасений. Противоестественные и жестокие методы в скотоводстве и фермерстве, лишающие домашний скот жизненных радостей, запрещены в исламе, такие как содержание в тесных и темных условиях, принудительное кормление неестественным для них кормом, целью которых является снижение содержания жира, усиленный противоестественный рост в весе, вследствие которых срок жизни сокращается – все они являются антиисламскими.

    Является в этическом плане неверным, рассматривать животных как «беспомощные жизненные формы», с которыми можно обращаться как угодно, и у которых нет своего экологического пространства. Вы не должны забывать, что без экспериментов над животными Кох (1843-1910), Пастер, Мистер и Эдвард Дженнер никогда бы не изучили работу организмов, как циркулирует кровь, как действуют лекарственные препараты, как лечатся болезни.

    Мусульманские ученые должны уважать животных как живые сотворенные существа, а не относиться к ним как к простым, «лабораторным инструментам». У них есть моральное обязательство – убедиться, что исследова-тельские цели не могут быть достигнуты иными путями.

    Как существо, наделенное моралью, человек не должен морально поддерживать страдания животных, кроме как в случае, содействующем достижению высокой цели – спасению угасающей, на одре болезни, жизни. В основном, проведение научных экспериментов над животными должны проходить в случае того, если нет иной альтернативы.

    Такие пункты, как сокращение, усовершенствование и замена в методике проведения опытов над животными должны быть неотъемлемой частью проекта, научных исследований, чтобы свести к минимуму использование и страдания животных в этой области.

    Перевел с английского Даниял Фарис

    http://zamanaonline.com/rel_life/zhivot.htm