Пятница
28.04.2017
19:02
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    А. Куфтаро: Проблемы окружающей среды и духовности человека неразделимы

    Авторы данного ресурса не следуют никаким тарикатам, в данном блоге представлены точки зрения на экологическую проблему всех направлений и деноминаций в исламе. Данная статья, на наш взгляд, представляет собой типичный пример продолжения традиции антропоцентризма, когда за основу берутся те аяты и хадисы, где говорится о "мире, созданном для человека", но игнорируются слова Всевышнего о "поклоняющемся творении" и о самодостаточном, независимом от человека существовании животных и природы. Лейтмотив статьи - благие пожелания "вот хорошо бы, если бы все люди стали хорошими", но нет конкретных путей, как же все-таки "прекратить загрязнение окружающей среды и решить проблему народонаселения".  

    Утверждение же автора: "Ведь человек и отличается от животных, которые созданы из праха и вновь им станут, тем, что обладает бессмертной душой" не соответствует Корану, в котором Аллах Всевышний ясно сказал, что животные созданы общинами подобно людям, и в Судный День будут воскрешены. "Нет животного на земле и птицы, летающей на крыльях, которые не были бы общинами, подобными вам. Мы не упустили в книге ничего, потом к вашему Господу они будут собраны" (6:38) - Ред. 

    А. Куфтаро:

    Проблемы окружающей среды и духовности человека неразделимы 

    Эту речь шейх Ахмад Куфтаро, бывший муфтий Сирии и один из наиболее авторитетных мусульманских богословов современности, произнес в Москве, в январе 1990 года, на Глобальном форуме, посвященном проблемам окружающей среды и развитию в целях выживания человечества, на котором присутствовали многие тогдашние мировые лидеры, в том числе президент СССР Михаил Горбачев. Несмотря на то, что с того времени прошло уже более 15 лет, слова Куфтаро не утратили своей актуальности и сегодня. 

    Я молю Аллаха даровать Свои мир, милость и благословение всем Его пророкам и посланникам, в том числе – последнему из них, Мухаммаду, который говорил: «Все создания зависят от Бога, и Он больше всего любит тех, кто приносит пользу людям». Он также передал следующие слова Всевышнего Аллаха: «Я создал Свои творения таким образом, что они могут получать пользу от Меня, а не Я – от них».

    Дорогие братья и сестры! Аллах, Который создал Вселенную и установил ее восхитительные законы, предначертал человеку жить на этой планете в окружении бесконечной красоты, изумительных богатств и роскоши, которые дают ему возможность обрести счастье. В Коране – Священной книге мусульман – Господь говорит: «…Он подчинил вам то, что в небесах, и то, что на земле, - все, исходящее от Него» (45:13). 

    Бог создал людей и послал им пророков (мир им всем) с Откровениями, наделенных благоразумием и мудростью, чтобы сформировать на земле достойное человеческое общество. Каждый из них заложил свой камень в строительство такого социального устройства. Когда же наступил черед последнего камня, был ниспослан Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), дабы завершить возведение грандиозного здания.

    В результате миссии последнего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за полстолетия значительная часть тогдашнего мира, несмотря на скудность находившихся в распоряжении Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) ресурсов, была объединена. Половина человечества стала одной семьей, или одним телом, настолько взаимосвязанным, что боль каждого его члена отзывалась недугом и бессонницей всего организма. 

    Все жили в атмосфере любви, братства и международного сотрудничества. Равенство, справедливость и свобода были гарантированы каждому.

    То действительно был идеал общества, полного духовности и морали, свободного от любой грязи и от всего недостойного. И это – не фантастика и не утопия, а реальный исторический факт.

    Я верю в то, что сущность подлинной религии заключается в братстве всех пророков (мир им). На мой взгляд, более поздние из них завершали системы законодательства и религиозные учения, переданные предыдущими. Я также верю в то, что люди, живущие на земле, – это единое братство, и они призваны искать правду повсюду, объявив войну мифам и всем видам самообмана и заблуждений.

    В общем, я выступаю за деятельность человека, направленную на достижение добра и противостоящую всем видам зла. Образование же должно служить прогрессу и благосостоянию человечества. Следует также ценить и использовать мудрость прозорливых людей.

    Я хотел бы сказать и о том, что я понимаю под словом «развитие» с точки зрения человека, выступающего за единство религии, цель которой – достижение братских отношений между людьми и счастья всего человечества.

    Суть всех авраамических религий, учения Будды, различных философов и т.д. заключается в общей цели: улучшении условий существования и повышении уровня развития человечества. Каждый из них пытался вывести людей от невежества к просвещению, от горя – к счастью и от угнетения и попрания прав – к справедливости и взаимной любви.

    Разве не говорил Иисус (мир ему) в своих великих заповедях: люби ближнего так же, как ты любишь себя? Неужели не подчеркивал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) важность любви между людьми, утверждая: «Люди – братья друг к другу, и ни один из вас не обретет веры в полной мере до тех пор, пока он не полюбит своих близких так, как себя самого»? Авраам, Моисей (мир им) и другие пророки (мир им всем) стремились к той же самой цели, и об этом ясно говорится в Священном Коране: «Поистине, это – в свитках первых, свитках Ибрахима и Мусы!» (87:18,19).

    Точно так же миссионерская деятельность Будды и других великих философов и социальных реформаторов всех веков и народов преследовала единую цель: улучшение условий жизни людей, совершенствование человека, повышение уровня просвещения и стремление к мудрости. И Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) утверждал: «Тот находится в убытке, у кого вчерашний и сегодняшний день одинаковы».

    Но религия не только стремится установить для человека «рай на земле», но и учит людей вере, основанной на здравом смысле, мудрости, любви к знаниям и добродетели. Об этом сказано в Священном Коране: «Кто совершил благое – мужчина или женщина – и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали» (16:97). Бог также говорит нам: «Для тех, кто делал добро в этом мире, - добро. А жилище будущее – лучше, и прекрасно обиталище боящихся!» (16:30). В общем, религия призвана не только гармонизировать жизнь на планете, но и устремляет человека к вечной жизни. 

    Ведь человек и отличается от животных, которые созданы из праха и вновь им станут, тем, что обладает бессмертной душой. Религия же открывает перед ним путь к вечному блаженству.

    Теперь несколько слов о проблеме загрязнения окружающей среды. 

    В соответствии с тем, о чем я ранее говорил, жизнь человека является священной, и в Коране говорится: «…Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех» (5:32).

    На мой взгляд, сегодня можно утверждать, что мир находится на грани самоубийства. Некоторые группы людей, не задумываясь, причиняют непоправимый вред окружающей среде и загрязняют нашу прекрасную природу, в то время как остальные не задумываются об этом.  

    Позволяют ли подобные действия, ведущие к уничтожению, не только религия, но и обычный здравый смысл? Наша планета подобна космическому кораблю, скитающемуся по бескрайней Вселенной. Его пассажиры несут полную ответственность за поддержание корабля в исправном состоянии, обеспечивающем его безопасность. 

    Религия приводит в этом смысле очень красивый пример. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сравнивал тех, кто соблюдает законы Аллаха, и тех, кто нарушает их, с пассажирами верхней и нижней палуб корабля, соответственно. «И люди, находящиеся на нижней палубе, - отмечает Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует), - хотят сделать дырку в днище для того, чтобы получить доступ к воде, не беспокоя пассажиров верхней палубы. Но если позволить им это, то погибнут все находящиеся на корабле, если же воспрепятствовать, то пассажиры, вне зависимости от того, на какой палубе они находятся, останутся в безопасности».

    Таким образом, действия пассажиров нижней палубы подобны сегодня поведению некоторых лиц, проделывающих «дырки» в корабле планетарного масштаба. Поэтому мы все должны прилагать усилия к тому, чтобы «плавание на нашем корабле» было безопасным. Нам следует думать о том, чтобы человеческая деятельность не наносила вреда окружающей среде, той природе, которая подчиняется совершенным законам, заложенным Создателем при ее сотворении. 

    Вселенная является Божественным даром, которым Он щедро наделил нас. Разве мы не должны быть ответственными и заслуживающими доверия? 

    Но как мы можем стараться приносить пользу друг другу и в то же время наносить вред нашей общей планете, разрушая озоновый слой и загрязняя ее? Ведь точно такой же вред человечеству наносят и аморальные поступки, которые оскверняют наши души эгоцентризмом, алчностью, безразличием к чужому горю, к судьбе других людей, суевериями и самообманом, затмевающими истину и одурманивающими разум.

    Из-за своей неблагодарности люди разрушают общество и цивилизацию, созданные нашими благородными предками под руководством пророков и посланников Бога (мир им всем). Лидеры прежних времен стремились к благу, надеясь на то, что благословенные потомки завершат дело, начатое ими, однако мы только уничтожаем созданное их руками.

    Ради же мира, счастья и лучшей доли для всего человечества мы должны сохранить красоту природы нашей планеты, которая поддерживает существование человечества. Для этого следует положить конец всем войнам, преградить путь всему тому, что оскверняет нашу душу и разум, а также прекратить загрязнение окружающей среды и решить проблему народонаселения. 

    Мы должны стремиться к достижению гармонии, когда царит братское сотрудничество, соблюдается справедливость, люди отзывчивы и доброжелательны друг к другу, а в обществе процветает благотворительность. 

    На мой взгляд, три группы могут двигать общество вперед по этому пути:
    • честные государственные лидеры и политики;
    • добродетельные ученые;
    • здравомыслящие религиозные деятели и мудрецы. 

    Этим выдающимся людям должны помогать средства массовой информации, которым также следует нести просвещение жителям самых далеких уголков планеты. Необходимо, наряду с этим, вести диалог между наукой и рассудком, с одной стороны, а также верой и религией – с другой.

    Данным путем мы сможем создать на планете мирную среду, добиться гармоничного сосуществования и братства между народами. 

    В заключении своей скромной речи я хотел бы отметить, что единственная опасность, которой подвергаются люди во все времена, исходит от них самих. Поэтому мир не может быть достигнут без борьбы за совершенствование человека и защиты его достоинства. 

    Но человек может стать добродетельным, лишь обратившись к сущности религий, к их истинной природе, согласующейся со здравым смыслом и рациональным мышлением. Лишь тогда, когда искренние люди с ясным рассудком поймут, что божественные Откровения были ниспосланы на благо всем, общество достигнет процветания. 

    В этой связи необходимо, чтобы религии вновь стали выполнять первоначально возложенную на них миссию призыва людей к знаниям, мудрости и преображению души. Когда же последняя очищается под влиянием разума, научных истин и духовного совершенствования, то люди, в конце концов, понимают и необходимость очищения окружающей среды от всех вредоносных элементов. 

    И только так человечество сможет осуществить свое великое призвание – жить в любви и мире.
    http://www.islam.ru/science/ecology/kuftaro/

    Курдский шейх Ахмад Мухаммад Амин Куфтаро (1915-2004 гг.) был верховным муфтием Сирии, высшим суннитским авторитетом и главой мюридов тариката Накшбандийя в стране. Сделал много для возвращения этнических мусульман к Исламу, основал уважаемый среди суфиев исламский университет "Абу Нур", был одним из основных контактёров Папы Римского в межрелигиозном диалоге... подробно: http://malikit.livejournal.com/290885.html