Персональный сайт - Кошки в исламской культуре / Cats in Islamic Culture
Суббота
25.10.2014
23:37
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 182
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании
  • Статистика

    Онлайн всего: 0
    Гостей: 0
    Пользователей: 0

    Мой сайт

    Кошки в исламской культуре / Cats in Islamic Culture

    Кошки в исламской культуре / Cats in Islamic Culture

    автор - Cem Nizamoglu

    «Кошек издавна либо почитали как богов, либо преследовали как демонов. В Средние века в Европе кошек и женщин причисляли к исчадиям дьявола. И как результат – мучили, сжигали и убивали другими немыслимыми способами, поскольку люди верили, что подобным образом они избавятся от зла и болезней. Так, во время эпидемии чумы было убито множество кошек – правда, это не помогло и даже усугубило ситуацию» [Glossary of Religion and Philosophy: Black Death].

    С другой стороны, с давних времен кошки почитались, их любили и относились к ним с пониманием. Начиная с прозвища Абу Хурайра (Abu Hurairah) - отец кошек - и заканчивая небольшой «Фигуркой кошки на оттоманском держателе кольца» - существует множество упоминаний кошек в мусульманской цивилизации, хотя большая часть их утрачена или скрыта.

    В данной статье мы процитируем несколько источников, свидетельствующих о том, как относились к кошкам в мире Ислама.

    В начале вступительной статьи к книге Лорейн Читток «Кошки Каира» (Lorraine Chittock Cats of Cairo), Аннамари Шиммель (Annemarie Schimmel) пишет: «Когда в 1830-х британский востоковед Лейн (E. W. Lane) проживал в Каире, он с большим удивлением наблюдал, как ежедневно в саду Правосудия собиралось огромное количество кошек. Люди приносили туда корзины с едой для этих животных. Лейну рассказали, что подобным образом Кадий (Qadi – y мусульман назначаемое из высшего духовенства лицо, исполняющее обязанности судьи - перев.) выполнял обязательства, данные в XIII веке при правлении султана Мамлюк (Mamluk – исламская династия) аль-Захир Байбарс (al-Zahir Baybars). Султан, который обожал кошек, даровал городу «кошачий сад», где все каирские мурлыки смогли бы найти всё, что им нужно. С течением времени это место продавалось и перепродавалось, однако закон требовал, чтобы стародавний подарок султана почитался.
    Традиция сохранена. До наших дней посетители Каира увидят множество кошек в этом городе – а также в Стамбуле, Кайруане (Тунис), Дамаске и других исламских городах. (…) Часто мы замечали кошек в мечетях, и туда их охотно впускают не только чтобы ловить мышей» [Lorraine Chittock, Cats of Cairo].

    «С давних времен арабы держали в своих домах кошек. Иначе нам трудно было бы понять почему (по словам одного древнего историка) молодая вдова Пророка, Айша (A'isha) жалуясь на то, что все покинули её, говорила: «Даже кошка моя ушла от меня» [Muttaqun On-Line, "Cats: According to Quran and Sunnah"]. Кошки «являлись компаньонами многих мусульман, от домохозяек до великих ученых мужей. Этих животных любили не только за красоту и изящество, но и с практической точки зрения. Так, мусульманские ученые сочиняли оды в честь своих кошек, поскольку те защищали их бесценные книги от мышей».
    Кошки не только уничтожали грызунов и других опасных животных вроде скорпионов, но и служили примером для мусульман. Вот история Ибн Бабшада (Ibn Babshad) :

    «Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась – снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году (устный рассказ записан в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири)».

    Тысячи суфийских историй также повествуют о кошках. Например, рассказ Суфи Шиби (Sufi Shibli), датируемый X веком, об увиденном им сне, в котором ему прощены были все грехи за спасение жизни одного котенка.

    Суфисты были не только религиозными деятелями; среди них были учителя, математики, врачи, советники, а также другие занимавшиеся известными в те времена науками. Они изучали астрономию и молекулы. А также писали, что «урчание кошки часто сравнимо с дхикр (dhikr), ритмическим монотонным повторением священных текстов», которое среди прочего использовали в ранней исламской медицине для исцеления больных. Современная наука не так давно обнаружила подтверждение целебной силы кошачьего урчания, частоты которого способствуют залечиванию и сращению переломов костей. [The Importance of Sound in Healing].

    Любовь к кошкам отразилась не только в изобразительном искусстве, но и в легендах. Некоторые называют их «суевериями», но на самом деле мифы проливают свет на повседневную жизнь древних людей, наших далеких предков. Вот несколько примеров:

    «Считается, что кариина (qariina, что значит «добрый дух») часто принимает облик кошки или собаки, или другого домашнего животного. Верование, что кариина вселяется в тело кошки по ночам настолько сильно, что ни копт (представитель группы египетских арабов, исповедующих христианство - перев.), ни мусульманин не решится обидеть или поранить кошку после наступления темноты. (Существует много историй об ужасных последствиях подобных проступков)».

    Из мифа о шахе Исмаиле Сафави (Shah Ismail Safavi):
    «С ним всегда был его кот, и врагом становился ему тот, кто его обижал. У [Исмаила] был шатер, в котором было 365 или 366 входов, круглых как мир, и утром открывался тот, которым ежедневно пользовался кот.... Говорили, что в облике этого кота [Исмаил] имел духа-защитника, помогавшего и советовавшего ему, и совершившего с ним много чудес...» (Medieval Christian Perceptions of Islam -A Book of Essays, edited by John Victor Tolan, London/New York: Routledge, 2000)

    Кошачьи фигурки можно найти в разных областях истории Ислама, от изобразительного искусства до литературы, украшений и монет, ковров и бытописаний.
    Существуют упоминания кошек в полузабытой истории мусульманской науки, например, о кошках пишется в научной книге IX века под названием Kitab Al-Hayawan (Книга животных).

    Есть записи о постройке заведений для защиты животных, среди них – дома-приюты для кошек.

    В исламском мире кошку почитают и защищают, потому что кошек любил Пророк Мухаммед. Существует множество историй о Пророке Мухаммеде и кошках, в результате чего расцвела любовь к этим животным среди мусульман.

    Пророк Мухаммед советовал людям относиться к кошкам как к членам семьи, то есть, о кошках надлежит заботиться. Не только на словах, но и на деле Пророк служил отличным примером в этом.

    Одна из самых знаменитых легенд говорит о кошке по имени Муэзза (Muezza), или Муизза (Mu'izza). Это была любимая кошка Пророка Мухаммеда. Однажды когда прозвучал призыв к молитве и Пророк собрался облачиться в свое одеяние, он заметил, что кошка заснула на одном из рукавов. Чтобы не потревожить кошку, Мухаммед отрезал этот рукав. Когда Пророк вернулся после совершения молитвы, кошка проснулась и низко поклонилась ему [by Georgie Anne Geyer: "When Cats Reigned Like Kings" Page 4 and 28]. Пророк трижды погладил кошку.

    Также считается, что когда Пророк читал проповеди, на своих коленях он часто держал Муэззу.

    И его последователи, и сам Пророк «радовались присутствию кошек» ["Power of Words: Prophet (s.a.w.) and a cat"]. Так, в начале VII столетия жил Абу Хурайра (Abu Hurayrah), известный сподвижник и основной повествователь изречений и деяний Пророка. Свое прозвище Абу Хурайра (что означает дословно «отец кошек») получил от Пророка за то, что заботился о маленьком котенке. (По-арабски кот – qit, но маленький кот мужского пола называется hurayrah).

    Существует легенда о том, как кошка спасла Пророка от смертельно опасной змеи. Вот как описывает Аннамари Шиммель:

    «Есть разные варианты легенды о том, как кошка Абу Хурайры, которую тот носил с собой, спасла Пророка от опасной змеи. За это Пророк приласкал её, так что следы пальцев Пророка до сих пор видны на лобиках большинства кошек в виде четырех полосок. Кроме того, после того, как рука Пророка коснулась спинки кошки, она обрела способность всегда приземляться на лапы, никогда не падая на спину» (A. Schimmel, Deciphering the Signs of God, Albany, NY, 1994).

    «Кошка настолько чистое животное, что позволяется совершать омовение перед Молитвой той водой, которую пила кошка.

    К сожалению, в наши дни некоторые люди преступают традиции Пророка, верша зло, мучая и отравляя кошек. Согласно Исламу, за это следует жестокое наказание. Ислам отводит кошкам особое место, как любимым и почитаемым животным, тогда как жестокое обращение с ними считается тяжким грехом. В достоверном хадисе (hadith – сказание о словах и деяниях Пророка) сказано: «[одна] Женщина вошла в ад за то, что заперла кошку, не давала ей пищи и воды и не позволила ей самой искать пропитания». [Islam Web , "Islam Teaches the Love of Animals"]

    «Люди часто упоминают о любви Пророка Мухаммеда к кошкам. Независимо от того, насколько достоверен хадис «Любовь к кошкам – часть веры», в нем отражается общее отношение к этим маленьким созданиям семейства кошачьих». В Исламе есть свидетельства бережного отношения к другим животным тоже, например, к лошадям, верблюдам, пчелам, муравьям и даже мухам.

    Проявление милосердия к животным – часть Ислама. Пророк Мухаммед учил милосердию ко всем созданиям Аллаха.

    источник; также фото с сайта

    Перевод – Е. Кузьмина © При использовании моих переводов обязательна ссылка на сайт http://elena-kuzmina.blogspot.com/

    http://elena-kuzmina.blogspot.com/2009/12/cats-in-islamic-culture.html