Персональный сайт - Экологическая традиция в Исламе
Суббота
25.02.2017
00:37
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Экологическая традиция в Исламе

    Утренняя светозарность
    (Экологическая традиция в Исламе. Обзор русскоязычной литературы)

    «Клянусь ночью, когда она покрывает,
    и днем, когда он засиял…» (92; 1-2)
    «Клянусь утром 
    и ночью, когда она густеет!
    Не покинул тебя твой Господь 
    И не возненавидел» (93; 1-3)

    Итак, чтобы озаглавить обзор мусульманской литературы, посвященной тому, что западный человек привык именовать «экологией», обратимся к истоку – к прямой речи Аллаха Всевышнего, ниспосланной человечеству.
    «Ад-Духа» - это название одной из сур Корана (93), и слово, часто встречающееся во многих сурах. На русский язык его переводят по-разному: «Утро» (Иман В. Порохова, Э. Кулиев, И.Крачковский), «Рассвет» (Б.Шидфар), «Утренняя светозарность» (Саблуков). В суре 91 И.Крачковский и Порохова переводят слово «духа» как «сияние» («клянусь солнцем и его сиянием»; «в знак солнца и сияния его» 91; 1). «В знак (ореола утреннего света» Порохова, 93; 1). В переводе Б.Шифдар это также «восход» («Клянусь солнцем и его восходом» 91; 1) Итак, утро – не часть астрономического дня, не ежедневное начало повседневных забот, а «сияние солнца», «утренняя светозарность», поэтический образ, экзистенциальной состояние, созерцание чистого, безгрешного и прекрасного творения Аллаха Всевышнего. Утренняя светозарность Истины Единобожия. Восходящее солнце Ислама над миром…


    Сура 2 «Баккара» 
    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете! (21)
    который землю сделал для вас ковром, а небо – зданием, и низвел с неба воду, и вывел ею плоды пропитанием для вас. Не придавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете! (22)» (Крачковский)

    Сура 6 «Поистине, Аллах дающий путь зерну…
    Он – тот, который устроил для вас звезды. И устроили они Аллаху сотоварищей» (95-100)

    Сура 79 (27-33)
    Вы ли труднее для создания или небо? Он его построил,
    Воздвиг свод его и устроил,
    Омрачил ночь его и вывел зарю,
    И землю после этого распростер,
    Вывел из нее воду и пастбище
    И горы – он утвердил их,
    На пользу вам и вашим скотам

    Сура 80 (24-32)
    Пусть же посмотрит человек на свою пищу, - 
    Как Мы пролили воду ливнем,
    Потом рассекли землю трещинами
    И взрастили на ней зерна,
    И виноград, и траву,
    И маслины, и пальмы
    И сады густые
    И фрукты и растения
    На пользу вам и вашим животным


    Мироустройство Аллаха Всевышнего не предполагает извечного «цивилизационного конфликта», агрессивной потребительской цивилизации, человека-природопокорителя – с одной стороны «баррикады», и, с другой - страшной, враждебной, непознаваемой и, в конечном счете – побежденной и страдающей природы. Мироздание устроено «на пользу вам и вашим животным».

    Сура 16 Пчела

    10. Он – Тот, кто шлет вам воду с неба:
    Вам от нее – питье
    И от нее – произрастание (лугов),
    Где вы (свои стада) пасете.
    11. Он ею вам выращивает злаки,
    Оливы, пальмы, виноградную лозу
    И множество других плодов (вам в пищу).
    Поистине, здесь кроется знамение для тех, 
    Кто размышленью предается.
    12. Он подчинил вам Ночь и День
    И Солнце и Луну
    И Волею Своей
    На службу звезды вам поставил.
    Поистине, здесь кроется знамение для тех,
    Кто обладает разуменьем

    «Знамение для тех, кто размышленью предается» - во всяком творении Аллаха Всевышнего – от гигантских небесных светил до крохотной пчелы.

    13. И то, что Он (для вас) рассеял на земле
    такой обильной гаммой цвета, -
    Поистине, здесь кроется знаменье для людей,
    Кто вспоминает (благодарно о милосердии Аллаха).
    (Порохова)

    13. И то, что сотворил Он для вас на земле, разного цвета и вида. Поистине в этом знамение для людей, внимающих назиданию. (Шидфар)

    13. Он сотворил для вас на земле разнообразие цветов. Воистину, в этом – знамение для людей понимающих. (Кулиев)


    Сура 16
    79. Разве не видят они птиц,
    держащихся в пространстве неба 
    Послушно (воле своего Творца)?
    Так удержать их может лишь Аллах, -
    В этом , поистине, знание для тех,
    Кто верует (в Него) (Порохова)
    79. Разве они не видят птиц, покорных в воздухе небесном; их поддерживает только Аллах. Поистине, в этом – знамение для людей верующих (Крачковский)  
    79. Неужели вы не видели птиц, покорно летающих в небе? Никто не удерживает их, кроме Аллаха. Воистину, в этом – знамения для людей верующих (Кулиев)
    «Птицы, покорно летающие» - какой необычный образ для русского читателя, привыкшего видеть в птице символ своеволия? «И ветру, и орлу, и сердцу девы нет закона». Свобода – в том, что «никто их не удерживает, кроме Аллаха». Вот «знамение для людей верующих». Покорность («ислам») птицы, летающей в бескрайних небесах творения Аллаха Всевышнего, а не чирикающей в клетке ложных религий, идеологий, комплексов, фобий… Не приписывайте Аллаху сотоварищей – и будете свободны, и придет конец бесплодным дискуссиям «о рабстве и свободе человека», о «рабстве у идеи свободы». Летай в небе и надейся только на Единого Аллаха, знай, что только лишь Он Единственный тебя поддерживает – и будешь свободен. Такая свобода «покорной птицы» не противостоит совершенству мироустройства, «экологична» в буквальном, научном, и в поэтически-метафоричном смысле.

    «…» Абсолютная ценность, сакральность, безгрешность творения есть и логическое, и экзистенциальное (следствие) идеи Единобожия. Ислам не признает иудео-христианскую идею «первородного греха», иррациональную «коллективную ответственность» и всех людей, и всего сотворенного мира. Логическим следствием этой внутренне противоречивой доктрины и стали все философские «дуализмы», «бинарные оппозиции», материализовавшиеся в потребительской, «природопокорительской» (термин профессора Вс. Зубакова), а еще точнее, природоуничтожающей цивилизации, в «экологическом кризисе» - кризисе системы, пожирающей весь мир и саму себя, в буквальном смысле тонущей в собственных нечистотах. Иудео-христианский «библейский» монотеизм во всем своей конфессиональном многообразии не способен предложить современному миру убедительную концепцию правильных отношений человека, Бога и природы. Можно лишь рассказать о святых и праведниках, но примеры могут быть разные. Святой Франциск Ассизский, произнесший свой знаменитый «манифест» любви к Божьему творению: «брат волк», «брат камень», сам чудом избежал костра инквизиции и клейма «еретик». Современное радикальное экологическое движение в западных христианских странах отвоевало права животных и природы в буквальном смысле «на баррикадах», и не связано напрямую с базовыми религиозными ценностями западной цивилизации, а иногда, напротив, имеет выраженную антихристианскую, «языческую» направленность.
    Современному православному философу Татьяне Горичевой пришлось произвести постмодернистскую «деконструкцию» византийского христианства, совершить «экзистенциальный подвиг»: оставаясь в рамках церковного канона, актуализировать личный мистический опыт и свою безмерную любовь к «братьям нашим меньшим»… И тут же получить обвинение в «язычестве»!
    Ислам – не «новая», не «самая молодая», а первичная, естественная, природная религия, «религия Адама», предлагает очень простую и естественную систему отношений человека к Божьему творению: почитать, заботиться, но не поклоняться вместо Бога; любить без фрейдовской «кушетки», не впадая в инцест.