Вторник
19.03.2024
07:10
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    мусульманские женщины в области культуры, их общественная и военная деятельность ч. 2

    Первые мусульманские женщины в области культуры, их общественная и военная деятельность. ч. 2


    Ж) В ОБЛАСТИ ФИГХ И ШАРИАТА



    Из истории Ислама известно, что женщины всегда проявляли интерес к изучению и исследованию религиозных указаний и всегда воодушевлялись на это благочестивыми.

    Жёны и дочери Пророка Хазрета Мухаммеда (с), объясняя женщинам мусульманские законы, преодолели трудности, скопившиеся в этой области. Чаще всего, женщины обращались к "Уммуль-мо'мин" Аише (р.а.). Из исторических источников известно, что даже мужчины обращались к ней, чтобы найти ответы на свои вопросы.

    Сын сестры Айши о ней писал так: "Я не поражаюсь знаниям Айши в области поэзии, потому что она является дочерью Абу Бекра. Знания в области фигх не удивляют меня, так как она - жена Пророка. Но меня восхищают её знания в области медицины, так как я не знаю, где она их подучила".

    Из истории известно, что Пророк иногда советовался с женщинами. Например, при заключении мира Худейбия. Пророк советовался со своей женой Умми-Салама насчёт одного вопроса и последовал её совету.

    Второй халиф Омар ибн Хаттаб также советовался с женщинами. Повествуется, что однажды Омар спросил у своей дочери Хафсы, что говорит шариат о том, в течение какого периода жена и муж могут находиться в разлуке, Хафса ответила, что этот период по закону шариата составляет 4 месяца. Омар повторил сказанное дочерью и рассказал об этом другим. Также известно, что женщины исправляли ошибки в указах Омара в период его правления, и халиф демонстративно извинялся, признавая свою ошибку. Фатимеи-Захра (а), которая является религиозной главой женщин обоих миров превратила свой дом в Медине в школу и консультацию для женщин. Каждая, кто попав в затруднение, нуждалась в совете могла придти сюда и повысить своё образование. В "школе Фатимы (а)" вырастали образованные и учёные женщины, имеющие сведения о светских науках.

    В книге "Бихарул-анвар" говорится: "Одна женщина пришла к Фатимеи-Захра (а) и спросила: "Моя мать слаба, во время намаза у неё возникают некоторые вопросы. Она послал меня к тебе за ответом. Фатима (а) ответила на её первый вопрос. Когда женщина задала её второй вопрос, она ответила и на него. Таким образом, она ответила на 10 вопросов. Наконец, женщина почувствовала себя неловко от множества заданных вопросов; "О дочь Расулуллаха! Я не хочу утруждать тебя своими вопросами!" Фатима (а) ответила: "Когда хочешь, приходи ко мне и советуйся со мной"".

    Историки, повествующие о роли женщин в науке и истории фигх в числе фагихов периода первого века хиджры упоминают жён Пророка Айшу и Умми-Салама, а также дочь Умми-Саламы (падчерицу Пророка) Зейнаб и дочь Абубекра - Асму, Такие женщины, как Умми-Эйман, Физза и дочь Умейса -Асма, взявшие уроки в школе Фатимы (а), имели независимое мнение в религиозных вопросах. В исторических книгах есть сведения о том, что такие женщины, как Умми-Абд и Умми-Варага, влюблённые в религиозную науку, руководили намазом общины.

    Повествуется, что Пророк Мухаммед (с) поручил Умми-Вараге, чтобы она руководила намазом людей в своём доме. Умми-Варага просила Пророка дать ей разрешение нанять за оплату человека, который бы возвещал азаном начало времени молитвы для неё. Пророк ответил на это положительно. До того, как она стала шехидом, Умми-Варага руководила намазом своих домочадцев (раб, рабыня и слуга, возвещающий азан) (см. Абу Давуд - "Сунан", "Салат", 62 баб, 591 хадис).

    Абут-Тейиб Азимабади в комментариях к "Сунани Абу Давуд", высказывает такую мысль; "Этот хадис показывает, что женщина может руководить намазом своих домочадцев (даже если среди них есть мужчины)". Известный историк и толкователь Табари, создавший собственный месхеб "Табария", выдвинул свои теории фигх и на основании этого хадиса дал фитву (указ) о возможности руководства женщинами намаза мужчин.

    Деятельность учёных женщин-фагих, живших во времена непорочных имамов приветствовались их окружением. В книгах Риджал упоминается книга по науке фигх дочери Имама Зейнулабедииа (а) - Алии (известный повествователь хадисов Зураре, упоминает эту книгу).

    Одна из служанок Имама Джафара Садига (а) - Сайда и дочь Имама Мусы Казими (а) -Умми-Ахмет упоминаются в числе учёных женщин тою периода. Имам Садиг (а) советовал своим современницам обращаться по религиозным вопросам к Хамидеи-Мусаффат, которую прозвали "Золотая женщина".

    Сестра Зураре ибн А'юна - Умми-Асват намного раньше своего брата присоединилась к сторонникам Имама Садига (а), а затем смогла убедить и самого Зураре и наставила его на этот путь (слава Зураре в науке о хадисах общеизвестна). Дочь Салима -Кюльсум, бывшая современницей Имама Рзы (а), написала о нем целую книгу.

    В последующие века в семьях видных религиозных деятелей также выросли ученые женщины-муджтахиды (высшее духовное лицо). Жена Мухаммеда ибн Мекки Амули прозванного "Шехиди-аввал" ("Первый шехид") - Умми-Али, была советчицей мусульманок в религиозных вопросах. Ее дочь Уммюль-Хасан Фатима написала хадисы со слов своего отца и окружении. Современники называли ее «Шейхийя» («Госпожа Шейх»), «Саттул-машайих» («Глава наставников»). Шехид-аввал советовал женщинам пользоваться наукой Умми-Али и Уммюль-Хасан.

    Дочери прославленных Исламских ученых Садруддина Амули, Азизуллаха Меджлиси, Шарифа Руйдешти комментировали почитаемые книги хадисов и фигх и преподавали их.

    Жена всемирно известного Шейха Бахаи, дочь Шейх-уль-ислама Али Муншара с детских лет преподавала женщинам уроки фигх и хадисы.

    Амина бегим — сестра Алламе Мухаммедбагира Маджлиси, составившего энциклопедию "Бихарул-анвар", была женой Мухаммедсалеха Мазандарани. По сказаниям, она помогала своему брату в составлении сборника хадисов, входящего в "Бихарул-анвар". Её муж также обращался к Амина бегим при затруднениях в научной деятельности (см. Алламе Даввани - "Исламские повести").

    Некоторые известные учёные Ислама обучались у женщин, и не только не считали это для себя унизительным, наоборот, гордились этим. Учёный по хадисам Ибн Джовзи посвятил много хадисов своему педагогу, женщине по имени Шехда. Алламе Суюти, считающийся большим знатоком толкований, хадисов, истории и терминов, писал о том, что во многих науках его педагогами были женщины. Хатиб Багдади в период своего проживания в Мекке 5 дней обучался под руководством ученной женщины Кериме Мервезие, в течение которого он прочёл книгу Бухари "Сахих".

    Жснщина-муджтахид Сеййида Нусрет баим Амин (1887-1984), прозванная "Бану-Амин", была знаменитым деятелем науки нашего века. Бану-Амин, проживавшая в Исфахане, училась у самого знаменитого учёного Аятуллаха Сеида Мухаммедали Наджафабади и написала 9 книг по истории, этике, толкованиям, фигх, агаид, ирфану. Эта учёная женщина в возрасте 40 лет, получила разрешение на издание законов шариата — иджтихад у Аятуллахов Сеида Мухаммедказым Ширази, Шейх Абдулкарим Хаири, Сеид Мухаммедали Наджафабади, Ибрагим Истахбанати, Шейх Мухаммедрза Наджафи и др. Покойный Аятуллах Истахбанати, давая разрешение Бану Амин, написан он ней такие слова: "Если бы все женщины были похожи на эту ханум, то они обязательно стали бы превосходить мужчин". Бану Амин, в свою очередь, дала разрешение на повествование хадисов такому почитаемому муджтахиду, как покойный Аятуллах Сеид Шихабаддин Наджафи Мер'аши.

    Вместе с тем, необходимо отметить, что в течение многих веков в Исламском мире женщинам не давалось разрешения быть судьями, выносить вердикты, а также самим давать разрешения на занятие муджтахидской деятельностью другим. На основании месхебов, как шафии, малики, и зейди, женщина не может становиться судьёй и выносить решения. В школе фигха Ханафи женщина может быть судьёй только в тех вопросах, в которых принимается её свидетельство (например, в судебных делах, связанных с имущественными вопросами). В тех вопросах, где её свидетельство не может быть принято (например, в вопросах мести, насилия, наказание по тяжести преступления и др.). женщина не имеет права быть судьёй.

    Известный историк и толкователь Мухаммед ибн Джарир Табари, живший в X веке по христианскому летоисчислению, отвергнув все ограничения, признавал право женщины выносить решения по всем вопросам шариата.

    По широко распространенной теории фигха Джафари женщина, получившая глубокие религиозные знания, может достичь высокого уровня муджтахид. Но вынесенная ею фитва действительно только для неё самой. Другие не могут следовать ей (то есть, подчиняться её решениям и фитва). Каждый человек по законам шариата должен подражать только муджтахиду-мужчине. В большинстве книг фигха прошлых лет и современности помимо прочих условий, требуется чтобы подражали только муджтахиду-мужчине.

    Но известно, что некоторые ученые шариата к этому вопросу подходили с другой точки зрения, выражая сомнение в необходимости подражать только мужчинам. Покойный Аятуллах Сейид Мохсун Хеким в своем произведении "Мустадрак" писал: "Некоторые исследователи дали фитву о возможности подражания женщинам и и безполым лицам". Предполагается, что Аятуллах Мухаммедтаги Ширази, давший фитву в 1920 году в Ираке о джихаде против английских захватчиков, не считал объязятельным подражание муджтахидам-мужчинам. Так, в его "Захиратул-ибад", содержащим ответы на вопросы о законах шариата, ничего не сказано о половой принадлежности муджтахида, которому можно подражать. Покойный Имам Хомейни в сборнике "Техрирул-весиле" также не упоминает в числе необходимых качеств муджтахида то, что он должен быть мужчиной. Покойный Аятуллах Сейид Абулгасим Хойи в написанном им пояснении "Урватул-вусга" доказывает, что женщина может быть муджтахндом и возможно подражание ей.

    Шейхи научного религиозного центра современности-университета "Ал-Азхар" (Египет) в последние годы подтвердили фитву: "Необязательно, быть мужчиной и свободным, чтобы стать муджтахидом, так как последователи Пророка в вопросах религии обращались к фитвам "Уммуль-мо'минин" Айши (р.а) и других женщин".

    ИСТОЧНИКИ:

    1. Меджлиси - "Бихарул-анвар".
    2. Муслим - "Джамеус-Сахих",
    3. Абу Давуд - "Сунен".
    4. Ибн Хишам ~ "Жизнь Пророка",
    5. Тебриси - "Мекаримул-ахлак".
    6. Шейх Туси - "Риджал".
    7. Имам Хомейни - "Тахрирул-василе".
    8. Айетуллах Хойи - "Моджаму риджалул-хадис".
    9. Суюти - "Итган".
    10. Мухаммед Дашти • "Нахджул-хаят".,
    11. Якуби - "История".
    12. Ибн Хаджар Аскалани - "Исабе".
    13. Ибн Абдул-Берр - "Истиабе".
    14. Мухаммед Сиддик Хасан хан - "Хуснул-усве".

    15. Мухаммедтаги Рахбер - "Хиджаб и свобода" и др. источники.

    http://www.islam.az/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=9