Персональный сайт - Ислам и экология - 2
Вторник
28.02.2017
08:48
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Ислам и экология - 2

    Как рассматривает эту проблему Ислам?

    Священный Коран считает воду составной частью жизни, без нее не возможна сама жизнь на земле. Всезнающий Аллах в суре «Пророки» сказал: «...и сделали из воды всякую вещь живую» (21/30). 
    Также в суре «Свет»: «Аллах сотворил всякое животное из воды...» (24/45).
    Исходя из этих аятов, можно понять, что основа всего живого–вода. Это доказывает также и научные исследования. Ученые говорят – основной частью человеческого тела (76%) и всех живых существах является вода. Невозможно представить существование мира растений без воды. Чтобы получить килограмм сахара, нужно затратить на полив 1000 литров воды, а для получения килограмма пшеницы – 1500 литров воды. Такое - же положение и в промышленности. Чтобы выплавить килограмм стали, нужно 400 литров воды и т. д.
    С точки зрения Ислама, воды - один из самых величайших даров Аллаха, поэтому не разрешается ее расточать и загрязнять. Экономить воду было свойством предыдущих поколений мусульман. Даже улемы открыли специальные главы в своих книгах под названием: «Экономить воду, даже если черпаешь из моря». Доказательством этого решения является, хадис Пророка, который передали Имам Бухари и Имам Муслим от Анаса /да будет Аллах доволен ими!/: «Обычно Пророк /да будет мир над ним!/ купался водой в размере от одного «саа» до пяти «муддов» и омывался водой в размере одного «мудда» («саа» и «мудда» ед. измерения).
    Имам Ахмад передает от Абдуллы ибн Омара: «Однажды Пророк /да будет мир над ним!/ пройдя мимо Саъда, увидел, как он омывается и сказал: «Эй, Саъд! Почему такое расточительство? Саъд спросил: «И в воде тоже будет расточительство?» Пророк ответил: «Да, даже если ты у текущей реки».
    Общеизвестно, что омовение и купание (гусл) являются обязательными обрядами для каждого мусульманина, если запрещено расточительство воды в них, как обстоит дела в других отношениях ясно, комментарии тут излишни.
    Помолимся Всевышнему, чтобы Он направил нас по верному пути и помогал нам в выполнении Его учения во всех сферах жизни, в том числе и в сохранении природы в ее первозданном виде, какой Он сотворил ее, в Своей милости к человеку.
    Как мы отметили раньше, одной из основных причин сложного нынешнего экологического положения является недостаточность воспитания в этой сфере.
    Ислам придает этой проблеме особое значе-ние, особенно в том, что касается экологического воспитания. Мы уже упоминали, что есть множество аятов священного Корана и хадисов Пророка/да будет мир над ним!/ и все они, прежде всего воспитательного характера. Аяты Корана читаются всегда и везде для выучивания, изуче-ния, молитвы и др. А мусульманам велено как можно глубже осмыслить и понимать их и претворять в жизнь. Также и в отношении к хадисам Пророка /да будет мир над ним!/
    Надо отметить, что в Коране и Сунне не ука-зано все, в чем нуждаются люди, а только те ос-новные проблемы, в которых люди нуждаются по божественному указанию и пророческим со-ветом. А второстепенные, это те, которые изме-няются совокупно с изменениями, происходя-щими в обществе, с изменением времен и места, поколений. Вот такие проблемы оставлены для самих мусульман, чтобы они сами решали эти вопросы в свете священного учения Корана и Сунны. 
    Что касается экологических проблем, то они не были обойдены вниманием и оставлены, что-бы люди сами решили эти вопросы. В Коране уделено особое внимание этой проблеме и есть множество аятов, также в Сунне есть очень много хадисов, это свидетельствует о том, что Ислам уделяет огромное внимание этому вопросу.
    Экологическая проблема в Исламе – это серьезное дело, которым должно заниматься государство. Для подтверждения этой мысли есть много фактов, некоторые из них были упомянуты в предыдущих статьях. Как поступил сам Пророк /да будет мир над ним!/ глава мусульманского государства, когда во время похода увидел своих сподвижников, которые брали двух птенцов из их гнезда? Приказал вернуть их матери. Также было сказано, что наши факихи писали в своих книгах об обязанностях владельцев животных – кормить, поить, и т. д. Если кто не выполнял эти обязанности, то государство заставляет его этому.
    Одни лишь поучения, как бы они ни были благородны и справедливы, не дают никакой пользы, если они не будут претворены в жизнь. Именно это претворение будет самым ярким доказательством того, что те или иные учения заняли достойное место в сердцах своих приверженцев, и они по зову сердца выполняли веления этого учения, которому они верят.
    Ислам именно таким путем осуществляет свое учение и в том числе учение по экологическим вопросам. Чтобы люди поняли необходимость охраны окружающей среды стояли на принципиальной позиции по этой проблеме. Ислам строго запретил в некоторых местах и в определенное время, вести охоту на животных, рубить деревья и уничтожать растения. Наверное, эти меры Ислама являются самыми первыми запретами в истории в пользу окружающей среды.
    Запретное время, о котором идет речь, это время «Ихрам» а – одевание специальной одежды при выполнении обряда хадж или «умры» (малый хадж). Как известно, «ихрам» является одним из обязательных столпов хаджа и умры, без него они будут недействительными.
    Всезнающий Аллах в суре «Трапеза» сказал: «Дозволена вам охота в море и питание ею в пользование вам и путникам. Но запрещена вам охота на суше пока вы в хараме. Бойтесь Аллаха, к которому вы будете собраны!» (5/96). 
    Исходя из этого священного аята, каждому паломнику и совершающему умра, после того как они намереваются совершить эти обряды и надевают одежду «ихрам» строго запрещается: вести охоту на животных (на суше), резать их, показывать их местонахождение охотникам, вспугивать их. Также запрещается трогать яйца птиц и т. п.
    Ислам не ограничивается только запретом и обещанием мучений на том свете, а наказывает нарушителей сразу. Об этом говорится в суре «Трапеза» так: «О вы, которые уверовали! Не убивайте добычи, когда вы в хараме; а кто убьет из вас умышленно, то воздаяние -скота столько же, сколько он убил. Устанавливают это двое справедливых из вас как жертву, направляющуюся к Каъбе, или искупление – накормить бедняков, или равное этому – постом, чтобы он вкусил вред своего дела. Простит Аллах то, что было прежде; а кто повторит, тому отомстит Аллах: поистине, Аллах велик, обладатель мщения» (5/95).
    В этом священном аяте Аллах запретил мух-риму (человеку в ихраме) охоту, если он нару-шил этот запрет, то должен искупить свою вину пожертвованием скота и раздачей мясо бедня-кам. Это устанавливается двумя справедливыми мусульманами, они указывают, какой скот надо пожертвовать и как поступать дальше.
    Улемы говорили о том, что если мухрим убил газель, например наказание, будет пожертвованием овца или козы, и т. п. Если не найдется скота, чтобы пожертвовать, купить на его стоимость еды и накормить бедняков, если у нарушителя нет денег, тогда, вместо, кормления, он постится один день.
    Например, мухрим убил антилопу, необходимо пожертвовать коровой, скажем, не мог найти коровы, чтобы купить и пожертвовать. Тогда он на цену коровы кормит бедняков. Допустим, что у нарушителя нет денег, тогда он вместо кормления постится один день, чтобы вкусить вред своего дела, как было сказано Всевышним в аяте.
    Нет сомнения, что наказание будет горьким уроком тому, кто легкомысленно отнесся к это-му важному делу, чтобы он больше не повторял и чтобы другие тоже не брали пример с него.
    Надо отметить, что улемы особо указали на то, что мухрим умышленно совершил нарушение или неумышленно все равно нака-зывается.
    Ислам также запретил убивать животных и уничтожать (рубить) деревья и растения на от-дельных территориях, чтобы мусульмане время от времени получали обязательные уроки по экологическому воспитанию Имам Бухари в своем «Сахихе» передает от Ибн Аббаса – да будет Аллах доволен им! – «Пророк – да будет мир над ним! – в день открывания Мекки сказал: «Поистине, эти места «харам» (священная территория), не удаляется ее янтак (тикон) и не удаляются их растения, не вспугивается их добычи, никто не поднимает потерянных вещей в них, кроме того, который хочет показать людям их».
    Харам вокруг священного города Мекки имеет свои известные границы и внутри этих границ никто не имеет право нарушать вышеуказанные запреты. 
    Такие – же запреты действительны для харама города Медины. Имам Муслим в своем «Сахихе» от Джабер Инб Абдуллаха – да будет Аллах доволен им!–передает: «Пророк–да будет мир над ним!–сказал: «Поистине, Ибрахим объявил Мекку харамом, я объявлю Медину харамом между ее окружающими горами, нельзя удалять ее терновника, охотится за добычей».
    Имам Ахмад ибн Ханбал аль–Марвази Имам Абу Дауд ас–Сиджистани передают в своих книгах от Али ибн Талеба: «Пророк - да будет мир над ним!–сказал о Медине: «Нельзя удалять в ней растения вспугивать добычу, поднимать потерянные вещи, кроме того, который хотел объявить об этих потерянных вещах, запрещается ходить в ней с оружием, рубить деревья, разрешается пасти верблю-дов».
    Эти запреты для всех мухримов и немухримов. Нам можно назвать эти веления и запреты практическим воспитанием в области экологии. И какое же это прекрасное воспитание. По сути дела, они и должны быть такими, ведь они же воспитание. По сути дела, они и должны быть такими, ведь они же божественные и пророческие наставления. 
    Необходимо отметить, что запретное время связано с хаджом и умрой, а их время–самое счастливое время в жизни каждого мусульманина, так как оба они связаны с посещением самых святых мусульманских мест, хождением вокруг Каъбы и выполнением определенных обрядов в тех местах, где был ниспослан Коран, именно по этому мусульмане называют паломничество–путешествием жизни.
    Священные заповедные территории, в которых всем запрещается убивать животных, рубить деревья, топтать растения–самые священные места для каждого мусульманина на земле, Мекка, Медина и окружающие их места, где расположен дом Аллаха, место рождения Пророка /да будет мир над ним!/ где были ниспосланы священные аяты Корана, было основано мусульманское общество, жил сам Пророк со своими сподвижниками, где захоронены он и его друзья и т. д. Нет сомнений, что этот священный экологический карантин оставит свой след в жизни каждого паломника и посетителя. Как известно, война чрезвычайное вынужденное обстоятельство, в котором совершаются дела запрещенные в мирное время, в том числе убивать людей, разрушение и т. д.
    Ислам–религия мира, всеми способами старается предотвратить войну, разрешает вести войны только по необходимости и даже в этом случае завещает мусульманам не забывать человечность. По этому поводу существуют множество учений, приведем только один из них, завещание правоверного халифа Абу Бакра Сиддика одному из своих полководцев: Имам Малик ибн Анас в своей книге «ал-Муватто» передает от Яхъя ибн Саида: «Когда Абу Бакр отослал армии на Шам, сам пешком вышел проводить ее Язид ибн Аби Суфъяном, последний был одним из полководцев. Абу Бакр сказал ему: «Я завещаю тебе: не убивай женщин, детей, стариков, не руби плодовых деревьев, не разрушай, не подрезай овец и верб-людов, можно только для еды, не подрезай финиковые пальмы и не жги их, не прячь добычи от людей и не будь трусом».
    Да, правоверный мусульманин не забывает экологических проблем даже во время исключительных положений, когда сам находится под угрозой, это трудное положение не дает ему повода бессмысленно убивать животных, уничтожать растения, деревья.
    Исходя из этого, мы с уверенностью можем сказать, что экологическое воспитание в Исламе действует везде и всегда.
    С точки зрения Ислама ответственность за экологическое воспитание лежит на старших членах общества, это они должны воспитать подрастающее поколение экологически зрелыми, добрыми к миру животных и растений, чтобы молодежь в будущем не нарушала законы религии по этому вопросу.
    Улемы передают от Абдуллы Ибн Умар /да будет Аллах доволен им!/ Тот по дороге увидел несколько молодых парней, которые сделали из курицы мишень и играя, стреляют в нее, когда парни увидели Ибн Умара сразу убежали. Ибн Умар сказал: «Кто сделал это?! Поистине, Пророк /да будет мир над ним!/ проклинал того, кто поступал так». Комментаторы в своих комментариях писали о силе и твердости Ибн Умара в таких делах. На родителях, опекунах и воспитателях лежит ответственность за нарушение этих заветов.
    Нынешнее поколение мусульман должно брать пример с Ибн Умара и его поколения. Каждый мусульманин должен быть преданным учению своей религии и также постараться претворить его в жизнь, как это делали Ибн Умар и его друзья. Парни, мучащие курицу, не зря убежали, увидев Ибн Умара, они хорошо знали, что Ибн Умар обязательно накажет их. Сегодняшняя молодежь тоже должны хорошо понимать и чувствовать, что старшие обязательно их будут порицать за нарушение учения Ислама по всем вопросам, и в том числе по экологическим проблемам.
    То, что было обсуждено в этих статьях, об учении Ислама по экологии–малое от многого, капля от моря. Существуют много аятов и хадисов, высказываний сподвижников Пророка, их деяний, также слова улемов, муджтахиддинов и факихов, которые невозможно перечислить в нескольких статьях. Все они призывают мусульман бережно относиться к окружающей среде, миру животных и растений, не причинять зла им, не уничтожать их.
    Руководствуясь учением Ислама по экологии, можем сказать, что сегодня мусульмане должны быть в первых рядах экологической борьбы. Улумы должны сделать все, чтобы воспитать подрастающее поколение экологически зрелым, сами должны быть примером другим в этом плане, не быть снисходительными к нарушениям этих насущных вопросов современного мира. 
    Пусть сам Аллах направить нас по правильному пути!

    ШЕЙХ МУХАММАД САДЫК МУХАММАД ЮСУФ

    http://www.islam.uz/ru/content/view/22/43/