Вторник
19.03.2024
05:01
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    ИСЛАМ В ЕВРОПЕ (К ПОЛЕМИКЕ С Г-НОМ ХАНТИНГТОНОМ)

    ИСЛАМ В ЕВРОПЕ (К ПОЛЕМИКЕ С Г-НОМ ХАНТИНГТОНОМ)

    Автор: Ирина Старцева (fairway@inbox.ru)
    доктор исторических наук, г.Москва 

    Дата публикации: 07 Март 2004 ~ Версия для печати 

    Первые мусульмане ступили на европейскую землю еще в 711 году, когда современных европейских наций не было и в помине. То были мавританские солдаты генерала Тарика ибн Зияда, имя которого обессмертилось в географическом названии Гибралтар (Гора Тарика). Мусульманский десант высадился на территории римской Испании, незаконно оккупированной варварскими ордами германцев-вестготов. 

    Мавры некогда были гражданами Римской империи (Рума), поэтому они чувствовали ответственность перед своими испанскими соотечественниками, томящимися под игом германцев. (Напомню, что современный испанский язык относится к романской, т.е. римской, группе языков). Король вестготов Родерик был разбит, а территория Испании была освобождена к 718 г. 

    Около 800 лет Испания была мусульманской страной, однако из-за кровавого террора Инквизиции к XVII веку мусульманское население было истреблено, изгнано или насильственно обращено в католицизм. Но испанская культура и поныне хранит исламские традиции: всемирно известен архитектурный комплекс Альгамбра, самое популярное произведение испанской литературы "Дон Кихот" Сервантеса, по мнению авторитетных литературоведов (включая Борхеса), представляет собой художественную обработку произведения арабо-испанского автора Сида Ахмета Бен-Инхали. А самый известный герой испанского рыцарского эпоса имеет арабское имя Сид - от Сейид ("господин"). 

    Ислам в Европе - это довольно новое явление в европейской общественной жизни. Новое, но серьезное и перспективное. Без учета этого фактора невозможен сколько-нибудь серьезный прогноз на будущее европейского континента. А если принять во внимание традиционное влияние Европы на весь мир, то европейские мусульмане будут прямо или косвенно оказывать влияние на всю мировую цивилизацию. 

    Многие задаются вопросом, а совместимы ли вообще Европа и Ислам? Ведь даже в 1996 году правый западный мыслитель Сэмюэль Хантингтон в своей книге "Столкновение цивилизаций" считал, что Европа и Ислам - это два антипода, две враждебные антагонистические цивилизации. Но сама жизнь все ставит на свои места. 

    В 1990-е появился даже не совсем корректный термин "евроислам" (вроде как "евроремонт"). Не бывает евроислама, азиаислама или америкоислама! Ислам есть Ислам. Но сам факт появления такого термина показателен. 

    В Европе по разным сведениям живут от 15 до 24 миллионов мусульман. Речь не идет об этнических мусульманах Поволжья или Кавказа, которые исповедуют Ислам сотни лет. Речь не идет даже об этнических мусульманах Балканского полуострова, таких как албанцы, босняки, помаки (болгары-мусульмане) или торбеши (македонцы-мусульмане). Речь идет исключительно о Западной Европе, для которой Вена и Прага - это уже восточные бастионы. 

    Далекий от политики турист, прибывая в Европу, отмечает необычайное обилие сравнительно темнокожих мусульман, ошибочно принимая их за приезжих. Большие мусульманские пригороды выросли вокруг Парижа, Берлина и ряда других европейских городов. В своей основной массе это совсем не иммигранты. Таковыми были их деды и отцы, но они новые уроженцы европейских стран. 

    По российским меркам, даже по самым оптимистическим подсчетам, число европейских мусульман невелико. Но тенденция вызывает благоговейный трепет: 

    40 лет назад в Западной Европе не отыскалось бы и тысячи мусульман. Первая иммиграционная волна была спровоцирована французским правительством, которое желало облагодетельствовать тех алжирцев, которые предали национально-освободительную борьбу своего народа за независимость против французских колонизаторов в 1954-1962. 

    Они образовали пирамиду французского общества. Их ждали нищета, бесправность и тяжелая низкооплачиваемая работа. Но дети не в ответе за своих родителей. Все исследователи отмечают, что выросшие во Франции потомки алжирских эмигрантов гораздо ревностнее относятся к Исламу, чем их отцы. 

    Самая крупная мусульманская община находится во Франции. Сейчас там насчитывается от 5 до 7 миллионов последователей шариата, что составляет 10 % от общего числа населения. Ислам во Франции стал второй религией после католицизма. Некоторые смелые аналитики утверждают, что в недалеком будущем Французская Республика станет первой исламской страной Западной Европы. 

    Кроме Франции значительные мусульманские общины насчитываются в Германии (3,4 миллиона), Великобритании (1, 6 миллиона) и Италии (1 миллион). Приближается к миллиону мусульманская община Голландии, где в 1997 году в Роттердаме было открыто первое медресе. Менее значительные мусульманские уммы разбросаны по всем без исключения западноевропейским странам, включая Финляндию и Ирландию. Однако точное количество мусульман в Европе определить сложно хотя бы потому, что неясно, как посчитать миллионы нелегальных иммигрантов, которых «как бы нет». 

    Большая часть французских приверженцев ислама - потомки выходцев с арабского Магриба (Алжир, Тунис, Марокко). 

    В Германии, Нидерландах, Австрии и Дании мусульманское сообщество в основном (2/3) представлено потомками турецких эмигрантов. 

    Британские мусульмане (около 70 %) - потомки выходцев из Британской Индии (Пакистан и Бангладеш). 


    Все без исключения специалисты сходятся на том, что численность европейских мусульман стремительно растет. Сегодня данные 2000 года уже кажутся безнадежно устаревшими. Для объяснения этого эффекта выдвигаются следующие аргументы: 

    1. Стабильно высокая рождаемость в мусульманских семьях. Среднее количество детей не опускается ниже четырех. Во многом это стимулируется самой религией. 

    2. Вымирание "коренного" атеистического или номинально-христианского населения. Многие европейцы считают, что дети могут помешать им вести "нормальную" жизнь. А те, кто имеют одного ребенка, крайне редко решаются на рождение второго. Способствует этому и феминистская пропаганда, утверждающая, что дети якобы препятствуют женщине занять достойное место в обществе. 

    3. Раскол между богатыми и бедными государствами. Истоки этого раскола восходят к многовековому грабежу Европой и Северной Америкой стран Третьего мира. Ясное дело, что в поисках лучшей жизни люди покидают свои страны и устремляются в богатую Европу. Но без помощи братьев и товарищей устроиться на новом месте невозможно. Скажем, у африканца-мусульманина братьев всегда больше, чем у африканца-язычника, ибо семья первого - многомиллионная умма, а второго - незначительный, часто обедневший клан. 

    4. Обращение в Ислам "коренного" населения Европы. В сравнительно небольшой Франции количество белых французов-мусульман уже составляет более 50 тысяч человек, что значительно превосходит число русских мусульман. 




    Европейские последователи ислама - это активная политическая сила. Весной и летом 2001 года достаточно громко заявили о своих правах британские мусульмане индийского происхождения из фабричных городов средней Англии - Брадфорд, Лидс и Олдем. 

    Когда во время парламентских выборов во Франции в 2002 году правоэкстремистский "Национальный Фронт" начал набирать относительную популярность среди некоторых представителей "коренного" населения, именно массовые демонстрации французских мусульман вернули эту организацию на обочину политической жизни. 

    Именно европейские мусульмане во многом способствовали выработке Европой самостоятельной позиции по вопросу войны в Ираке в 2003. 

    Последние широкомасштабные акции европейских мусульман проходили зимой 2003-2004 г.г. Они были направлены против абсурдного запрета французским Министерством образования ношения хиджаба (головного платка) в школах. 

    Идеологом Ислама в Европе и духовным лидером европейских мусульман считается Тарик Рамадан. Его биография в чем-то уникальна, а в чем-то характерна для европейских мусульман. Он родился в Женеве (Швейцария) в 1962 году в многодетной семье египетского эмигранта. Родным языком Тарика стал французский. Он получил образование на Западе. Некоторое время будущий идеолог европейских мусульман изучал философию Фридриха Ницше и преподавал в лицеях. Но однажды он побывал в Египте - на родине своих предков - и стал тем, кем он есть сейчас. 

    Тарик по-прежнему элегантный интеллектуал, но при этом ревностный мусульманин. С 1990-х он проповедует Ислам в крупнейших городах Запада, выступает на телевидении и пишет книги о своей религии. Тарик поддерживает дружеские отношения с одним из основоположников движения "антиглобалистов" фермером Жозе Бовэ, который на своем тракторе сравнял с землей ресторан McDonald?s. Тарик также пользуется огромным авторитетом среди молодых мусульман Европы. Вот наиболее характерные названия трех из десяти его книг: 

    "Мусульмане в секуляризированной среде" (The Muslims in a Secular Environment), "Мусульмане Запада и будущее Ислама" (Western Muslims and the Future of Islam), "Что значит быть европейским мусульманином?" (To be a European Muslim). 

    Основной тезис Тарика Рамадана заключается в том, что европейские мусульмане не должны замыкаться в своих гетто. Рожденные в Европе, они должны получать европейское образование и активно участвовать в европейской общественно-политической жизни, "чтобы содействовать распространению Ислама". 

    Бесспорно, подобная открытость может привести к смешению культур. На это Тарик Рамадан отвечает, что необходимо отличать историческую национальную культуру от вечной религии. 

    "Арабская культура - это еще не культура Ислама", - заявляет он. "Не бойтесь перестать быть арабами, бойтесь перестать быть мусульманами!", "Я - европеец, но я – мусульманин", - говорит Тарик… 

    О судьбах исламской религии (и, разумеется, ее последователей) в Европе можно говорить очень много. Но главное в другом: Сэмюэль Хантингтон глубоко заблуждался, когда попытался развести по разным полюсам ислам и европейскую культуру. Нелепое занятие, поскольку и то, и другое - неотъемлемые части единого целого - древней европейской цивилизации. И не считаться с этим для любого мыслящего человека недопустимо .
    http://fairway.h1.ru/2/210_1.html