Вторник
12.12.2017
23:03
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Ислам. Экоэтика

    Ислам. Экоэтика

    В. Борейко

    Эта мировая религия (около 900 миллионов верующих), благодаря пророку Мухаммеду, имеет очень много правил, притч и поучений в защиту живой природы. Коран учит, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться ее ресурсами. Даже накануне Судного дня люди должны вести себя достойно, ибо Мухаммед сказал: "Если придет Судный день и у тебя на ладони будет росток пальмы, ты должен посадить его. Даже если будет потеряна всякая надежда, посадка должна продолжаться, так как посадка пальмы - это хорошее дело само по себе". Посадка пальмового ростка продолжает процесс развития и способствует продолжению жизни, даже если не предвидится никакой от нее выгоды. Мухаммед заявлял, что посадка деревьев может служить заменой милостыне.

    Мухаммед говорил, что "некоторые растения благословенны как мусульмане, в особенности пальма".
    Ислам учит ухаживать за растениями: "Тот, кто сажает дерево и следит за ним с заботой до тех пор, пока оно не становится плодоносящим, будет затем награжден". "Если кто-то посадит дерево или засеет поле, и люди, звери и птицы будут на нем питаться, это будет считаться благодеянием с его стороны" (Islam..., 1992). "Согласно заповеди Аллаха тот милосерден, кто пожелав вкусить плодов земных, сажает и терпеливо взращивает дерево" (Максуд, 2000).
    Когда Мухаммед стал правителем Мекки и Медины, он объявил, что деревья в этих городах и вокруг них находятся под защитой таких декретов: "Я объявляю Медину, и все, что находится между ее двумя горными тропами, святым, и срывать листья здесь можно лишь для прокорма лошадей"; "Дичь Мекки нельзя тревожить, а ее свежие травы - срезать". Эти законы подкреплялись указом о том, что инструмент человека, срубившего деревья, будет конфискован и передан в собственность того, кто поймал виновника. После смерти пророка, его приемник дал указание своим воинам не рубить деревья и не убивать животных на чужой территории, если это не нужно для их пропитания (Islam..., 1992).
    Мусульмане имеют свои священные объекты в природе, чем поддерживают заповедное дело. Это могут быть святые источники, священные горы. Так, гора Мутаг Ата, находящаяся в Китайском Памире, является священной у мусульман (Борейко, 1999-а).
    Пророк Мухаммед призывает любить и заботиться не только о животных и растениях, но и о горах, как божьих созданиях. Когда гору Ухуд потрясло землетрясение, он сказал ей: "Будь спокойна, Ухуд!" (Islam..., 1992).
    Так как все содеянное Аллахом повторяет его желания, весь мир очень гармоничен. В силу этого все созданное свято. Недаром пророк Мухаммед сказал: "Вся эта земля - мечеть" (Islam..., 1992).
    И еще "Разве не видишь ты, что Аллах обожает все вещи, находящиеся на небесах и на земле - солнце, луну, звезды, горы, деревья, животных..." (Коран, 22:18). Ислам учит также, что большой грех проклинать природу (из-за стихийных бедствий). Мухаммед говорил: "Не ругайте природу, потому что она подчиняется Аллаху" (Экология..., 1994). Коран учит: "несомненно, создание небес и земли выше, чем создание человечества. И все же большинство людей этого не понимает" (Коран, XL: 57).
    Ислам дает еще и такие мотивации для развития заповедного дела. Так, концепция "химы" (защиты определенных зон) существует давно. Под "химой" подразумевается охрана особых, "ничейных" территорий. Никто не имеет права строить на этой территории, заниматься разработкой месторождений. Согласно исламу, мусульмане нуждаются в подобных "ничейных" территориях. Охране подлежат лишь те объекты, которые нужны широкой общественности, а не отдельным лицам. Это во-первых. Во-вторых, на охраняемых территориях нельзя строить или обрабатывать землю. Концепции "химы" до сих пор придерживаются многие мусульманские страны, такие как Саудовская Аравия, где она практикуется правительством для охраны дикой жизни. Менее формальным образом ее применяют бедуины, в качестве обычая или традиции, унаследованной от предков.
    "Харим" - другой древний экологический мусульманский обычай, восходящий ко временам Мухаммеда. Это - сохранение ненарушенной зоны, которую нельзя использовать, исключением может стать только особое правительственное разрешение. "Харим" часто ассоциируется с колодцами, источниками, подземными водами, реками или деревьями, посаженными на бесплодной земле. Этими зонами следует управлять с особой осторожностью, как было завещано Мухаммедом и его соратниками (Environmental..., 1994).
    Масштабы зоны "харим" различны. Например, "харим" вокруг города не должен превышать расстояния в один день пути.
    Концепции "харима", и в особенности "химы", имеют огромный природоохранный потенциал. Эти территории ценны по следующим причинам:
    позволяют восстанавливать земли, пришедшие в упадок;
    сохраняют биоразнообразие;
    защищают водоразделы и бассейны рек;
    притягательны для туристов.
    Концепция "химы" интересна тем, что она применялась в арабском мире еще до ислама и была принята мусульманами по причине явных преимуществ. В 1965 году в одной лишь Саудовской Аравии существовало около 3000 "хим".
    Большое внимание ислам уделяет сохранению воды.
    О Боже! Ты творец всего сущего!
    Ты сказал, что вода есть источник жизни!
    Когда мы нуждаемся, ты подаешь потребное.
    Когда мы болеем, ты даешь нам здоровье.
    Когда у нас нет пищи, ты даруешь нам ее, - 
    говорится в одной мусульманской молитве (Экотеология, 1997).
    Через своего пророка Мухаммеда Аллах призвал: "Не производите расстройств на земле после устроения ее" (Коран, сура 7,54). А сам пророк, обращаясь к потомкам, завещал: "Не загрязняйте стоячих вод и водоемов". Мусульмане чтут воду, охраняют источники, ибо влагу дает Аллах. У многих мусульман считается, что за очистку родника Пророк охотно открывает правоверному двери Рая. Другое изречение Корана можно также считать экологическим: "Если ты любишь Аллаха, то не можешь не любить его творения".
    Кстати, Коран содержит пророчество по поводу экологического кризиса: "Над землей и водой появилось растление, вызванное делами рук человеческих" (Коран, 30:41).
    И дальше: "Взгляды некоторых людей на жизнь могут вам показаться убедительными; на деле же они наиболее пагубные из существующих. Как только они приходят к власти, оставив вас, они спешат распространить растление и уничтожают флору и фауну. Бог не одобряет растление, и когда им говорят, что им следует бояться бога, их тщеславие забирает лучших из них. Такие люди кончают свою жизнь в аду - что за жалкий конец!" (Коран, 2:204-206).
    Один из фундаментальных принципов ислама - "мизан" - (принцип среднего пути) означает, что все в природе, в том числе и человек, должны подчиняться определенным божественным (экологическим) законам. Поэтому мы должны признавать порядок, который существует вокруг нас, для самих себя, и для остального творения. Другой принцип ислама - "халифа" - означает, что люди больше, чем друзья земли, они ее стражи. И их священный долг отвечать за землю.
    Мухаммед говорил: "Мир зеленого цвета, он прекрасен и Бог назначил вас в качестве его управляющих. Он смотрит, как вы проявите себя" (Islam..., 1992)
    Коран призывает: "Не превышай меру; но соблюдай меру строго, без ошибки". Такую цитату можно считать экологическим предупреждением всех действий человека в отношении к природе.
    Коран учит: "Ешьте и пейте, но не тратьте, погрязая в излишествах, конечно, бог не одобряет неумеренности" (Коран,7:31). По большому счету ислам запрещает безудержный технический прогресс и господство над природой.
    Согласно исламу в мире (природе) есть нечто скрытое богом от людей и запретное. С этим миром нельзя соперничать, он сам по себе, как сам по себе бог, самостоятелен по отношению к человеку.
    Один из главных принципов ислама - это делать другим добро и противодействовать злу. Это относится не только к людям, но и другим существам. Это действие - "хисба" (осуществление добра и препятствие злу) должно исходить как от добровольца, так и от чиновника.
    Мухаммед сказал: "Настоящий верующий тот, кто не вредит другим своими мыслями, словами и делами". "Пользоваться вещью надо так, чтобы она приносила пользу, но не нанося ей при этом вреда" (Islam..., 1992).
    В Коране говорится, что бог "породил все виды существ в надлежащем равновесии". Согласно исламу, уничтожение природы, растений и животных является убийством возлюбленных Божьих. Вообще природа - священный дар от Бога, а не собственность человека. Поэтому люди ответственны за сохранение любого божьего творения - земли, фауны, флоры и т.д. Мухаммед сказал: "Вся земля была создана для поклонения (Аллаху - В.Б.)". Этические принципы ислама в защиту природы можно суммировать следующим образом: во-первых, окружающая среда - это божье творение и защитить ее - значит сохранить ее ценности как проявления божьего духа. Во-вторых, все части природы существуют для восхваления своего создателя. В-третьих, все законы природы сотворены богом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушить законы бога должны пресекаться. В-четвертых, мы должны знать, что человечество - не единственное сообщество живых существ на земле, и поэтому обязано относиться к другим существам с уважением и осторожностью. Пророк Мухаммед считал все живые создания достойными защиты и мягкого обращения. Однажды его спросили, будет ли за милосердие, проявленное к зверям, награда от бога. Он ответил коротко: "За милосердие, проявленное к каждому созданию с влажным сердцем, будет награда". Влажность же сердца - это указание на жизнь. Таким образом, милосердие можно проявлять ко всем живым существам. В-пятых, ислам призывает человека строить свои отношения со всеми на основе справедливости и равенства. Пророк говорил, что Аллах предписал равенство всех. В-шестых, должен соблюдаться баланс Вселенной, созданной богом, так как "все им вымерено". В-седьмых, природа создана не только для нынешнего поколения. Это дар Бога на все времена.
    Мухаммед сказал: "Кто добр к существам божьим, тот добр к себе (Islam..., 1992). Согласно исламу, следует проявлять милосердие и сострадание к любому живому существу: "Все творения являются детьми Аллаха, и наиболее любезен Аллаху тот, кто относится к Его детям бережно и ласково" (Максуд, 2000). Известно и такое изречение: "Если кому-то случится ради забавы убить даже воробья, этот воробей подаст свой голос в Судный день: "О Господи! Этот человек убил меня ни за что! Он убил меня без всякой пользы!" (Максуд, 2000). Ислам учит видеть лицо Бога везде, в том числе и в природе. В Коране сказано: "Куда бы мы не поворачивались, там находится лицо Бога" (11: 115).
    Всякая забава, связанная с травлей животных, абсолютно запрещена в исламе. Это относится и к собачьим, и к петушинным боям. Всякая охота на животных ради развлечений также запрещена.
    В число запретных попадают и такие любимые на Западе развлечения, как охота на лис, травля собаками медведей и барсуков, и, конечно же, бои быков (Максуд, 2000).
    Всяческое истребление животных ради простого удовлетворения тщеславия богатых дам абсолютно неприемлемо в исламе. Мусульманин не может примириться с варварским убийством, например, детёныша тюленя или же истреблением красивейших животных ради их меха, рога или клыков. Как бы то ни было, пророк не терпел расточительности.
    Исламом запрещаются также неестественные или жестокие методы ведения сельского хозяйства, лишающие животных всех отпущенных им радостей жизни. Совершенно неприемлемо, например, содержание животных в тёмных и тесных помещениях, откармливание живности гормональными препаратами, понуждая её, вопреки всем природным законам, к быстрому росту и набиранию веса (Максуд, 2000).
    В исламе запрещены любые опыты над животными, связанные с производством предметов роскоши и ублажением непомерного человеческого тщеславия. Мусульманам запрещено проявлять жестокость или даже пренебрежение к животным, обитающим рядом с нами.
    Ислам напоминает, что животные такие же существа, как мы с вами; что их любит бог не меньше, чем нас с вами; что они были созданы так же, как и мы с вами; что они являются таким же символом творческой силы бога, как и люди. Именно об этом сказано в Коране: "Нет животного на земле или птицы в небе, есть такие же существа как вы сами и все они вернутся к Аллаху" (Коран, 6:38). Все существа подобны семье бога.
    Мухаммед как-то рассказал историю, что однажды его укусил муравей и поэтому он приказал сжечь муравейную кучу. Узнав об этом, бог отчитал его. Ислам учит: "Добро, сделанное животному, так же хорошо, как и добро, сделанное человеку; жестокий поступок по отношению к животному так же плох, что и жестокий поступок в отношении человека" (Islam,1992). Товарищи Мухаммеда как-то забрали птенцов из гнезда одной птицы. Когда пророк увидел птицу-мать, кружащую в отчаянии, он спросил: "Кто оскорбил чувства этой птицы, забрав ее птенцов?" и приказал вернуть их обратно в гнездо.
    Мухаммед сказал: "Аллах наказал одну женщину за то, что она держала взаперти кошку до тех пор, пока та не умерла от голода" (Islam,1992). Согласно исламу, никто не должен чрезмерно нагружать животное, ибо Аллах запрещает человеку причинять животному сильную боль. Каждое животное охраняется Аллахом, и человек, нарушающий этот закон, нарушает закон Аллаха. Нельзя даже доить животное, если молоко предназначено молодому животному. Более того, перед тем как доить корову, мусульманин должен остричь свои ногти, дабы не причинить ей боль. Защита животных исламом не ограничивается лишь физической защитой, запрещается даже оскорблять животных. Как-то Мухаммед услышал, как одна женщина ругала верблюдицу. Он пожурил ее, сказав: "Оставь ее в покое" (Islam,1992).
    Огромная эколого-этическая мудрость сосредоточена в следующем высказывании Мухаммеда: "Все существа зависят от бога, и больше всех бог любит тех, кто делает добро другим существам божьим" (Islam,1992).
    Мухаммед однажды сказал: "Один человек шел по дороге и почувствовал сильную жажду. Тут он увидел колодец, спустился в него и напился из него. Когда он выбрался наружу, то заметил тяжело дышащую собаку, жующую от жажды землю, и сказал себе: - эта собака так же хочет пить, как и я хотел. Поэтому он опять спустился в колодец, набрал воды в туфлю, и держа ее во рту, вылез, и дал собаке напиться. Аллах поблагодарил его за этот поступок".
    Те, кто его слушал, спросили: "О, посланник Аллаха, есть ли для нас награда в животных?" Он ответил: "Награда будет в каждом добром поступке к животному" (Islam, 1992). Следует также отметить, что пророк запрещал связывать животных и использовать их в качестве мишени.
    Сподвижник Мухаммеда Ибн Омар остановил как-то группу молодых людей, которые тренировались, стреляя из лука по живой птице в качестве мишени. Он проклял тех, кто стрелял.
    Рассказывают, Мухаммед оставил на земле свою верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку. Вообще он нежно любил свою кошку, очень хорошо обращался со своим петухом и лошадью.
    Коран учит, что животные имеют свою душу, правда, более низкого порядка, чем человеческая.
    Согласно мусульманским воззрениям, некоторые духи превращаются в собак, лошадей, кошек, голубей, змей. Этих животных нельзя убивать. Сурок-байбак традиционно охраняется мусульманским населением, так как он напоминает мусульманам своим поведением исполнение исламского обряда - утреннего намаза. В Татарии все колонии сурка сохранились только возле татарских деревень.
    Законы ислама запрещают причинять животным боль, убивать их, кроме как в случае получения пищи. При этом, как и в иудаизме, религиозный закон поучает убивать животных быстро и с наименьшими страданиями, для чего требуется острый нож и спокойная обстановка, благотворно влияющая на животных.
    Коран разрешает охоту на животных с целью употребления их в пищу. Однако запрещается охотиться на животное, если его предполагается посадить в клетку, сделать предметом постоянного дохода, или просто оставить его в качестве домашнего животного. Запрещено убивать найденных в домах змей ради забавы, так же нельзя убивать для забавы все виды насекомых, червей и других мелких животных.
    По правилам ислама нельзя охотиться на детенышей диких зверей и птиц. Мясо слона, медведя, обезьяны, мыши, крысы, змеи и ящерицы запретно к употреблению. Запрещены негуманные виды охоты - капканы, силки, облавы.
    И земля!
    Он даровал ее (всем)живущим существам, -
    говорится в Коране.
    Арабский мыслитель XIII века Изз ад Дин ибн Абу ас-Салам, исследовав высказывания Мухаммеда, написал трактат о правах животных. Согласно этому труду под защиту попадали не только полезные для человека животные, но также старые и больные(Islam, 1992).
    http://www.ecoethics.ru/b21/9.html

    Примечание публикатора:
    «Согласно мусульманским воззрениям, некоторые духи превращаются в собак, лошадей, кошек, голубей, змей» - эти воззрения «мусульманскими» не являются, а являются пережитками язычества у отдельных этнических групп, традиционно исповедующих Ислам.