Четверг
21.09.2017
00:43
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Защита животных в исламе

    Ислам


    Древнейшей и широко распространенной религией Востока является ислам. В этой религии как одна из важнейших нравственных проблем рассматривается отношение к животным.

    Мусульмане верят, что и животные, и люди созданы Богом, хотя люди были созданы особенным путем, когда Бог вдохнул душу в Адама. Бог дал человеку власть над животными, однако плохо обращаться с животными означает не подчиняться воле Бога.
    Возвышение человека над остальными созданиями обусловлено, согласно исламистскому мировоззрению, не физическим превосходством человека (он может даже уступать в чем-то животным), а более высокой степенью сознания. Однако именно сознание налагает на человека более высокие обязательства, и он должен нести в мир, который включает все творения Бога — и людей, и животных, — справедливость и милосердие.

    Известно, например, что основатель ислама Мухаммед (по устаревшей транскрипции Магомет) оставил на земле верхнюю одежду, чтобы не потревожить спавшую на ней кошку, что рассердился на своих учеников за то, что они ловили птенцов, причиняя тем самым горе их матери — птице.

    Отношение мусульман к животным как религиозно-нравственная проблема основывается на двух религиозных источниках. Первый источник — Коран, священное писание, открытое пророку Магомету в период продолжительностью 22 года (610-632 гг.). Вторым источником являются Хадисы ("традиция"), который рассматривается как толкование Корана и основа исламского закона. В случае неясности толкования в каждом конкретном случае муфтий, высшее духовное лицо, обращается к традиции.
    По Корану, все животные так же, как и человек, имеют жизнь, индивидуальную и социальную. Все создания, в том числе и человека, сотворил Бог. Показательно при этом, что человек не выделяется как особое творение, а стоит в одном ряду с животными.

    В Хадисах описывается случай, когда Магомет, рассердившись из-за того, что один муравей укусил его, приказал сжечь весь муравейник. Бог упрекнул пророка: за вред, причиненный одним муравьем, он сжег все их множество, которое прославляло Бога.
    В отличие от христианской религии Коран провозглашает, что животные имеют душу, правда, более низкого порядка, чем люди. При этом сознание животного стоит ступенью выше, чем просто инстинкт или интуиция. Кроме того, животные, по Корану, могут познать своего Создателя и поклоняются ему:


    Разве ты не видишь, что Богу возносятся хвалы
    Всеми существами на небе и на земле
    И птицами, простершими крылья?
    Каждый из них знает свою молитву и песнопение,
    И Аллах внимает тому, что они делают. (гл. 24, т. 41)
    Коран учит, что Бог общается с живыми существами, как это следует из следующих строф:
    И ваш Бог открылся пчеле, говоря,
    Делай ульи в горах
    И на деревьях
    И в жилище людей. (гл. 16, т. 68)


    По исламу, существует предопределение, судьба, которую изменить нельзя. Однако в отличие от индуизма ислам предполагает, что в пределах предначертанной судьбы путем усилий со стороны человека условия можно изменить в лучшую сторону. Так, страдания, в том числе и страдания животных, можно предотвратить или хотя бы уменьшить.
    Забота о благополучии животных, которой насыщены исламские религиозные документы, не сводится к предотвращению жестокого обращения с ними. Ислам побуждает людей взять на себя ответственность за благополучие животных. По законам Ислама запрещается причинять животным боль и убивать их, за исключением, правда, тех случаев, когда это необходимо для получения мяса. При этом, как и в иудаизме, закон призывает убивать животное быстро и с наименьшими страданиями. Запрещается убивать животных ради развлечения, ради получения предметов роскоши, держать в клетках диких животных, выращивать домашних животных в тесноте и грязи; пользоваться капканами, силками и другими снастями, приводящими к долгой и мучительной смерти животного. И, наконец, запрещается использовать животных в экспериментах, связанных с болевыми ощущениями, а также в исследованиях, приводящих к калечению или даже смерти животного.


    Большое место в исламе отводится вопросу защиты живого. Во всех священных писаниях, в первую очередь в Коране, подчеркивается необходимость изучения природы для лучшего понимания жизни как единого органического целого. Коран призывает людей изучать небесные тела, флору и фауну земли. Согласно философии ислама животные — такие же равноправные жители земли, как и человек. Бог предусмотрел, что благами земли будут пользоваться одинаково все: и человек, и звери, и птицы. По исламу, земля принадлежит не человеку, а Богу. Коран приводит слова Моисея:

    Конечно, земля принадлежит Аллаху;
    Он дарует ее, кому пожелает
    Из своих слуг. (гл. 7, т. 28)
    И земля!
    Он даровал ее (всем) живущим существам. (гл 55, т. 10)


    Многозначительна с точки зрения защиты животных запечатленная в Коране история племени Самуд, которое погибало от наводнения, а потому людям было не до животных. Люди просили пророка Салеха помочь им. Пророку открылось, что он должен выбрать верблюдицу и потребовать от людей, чтобы они дали ей необходимую долю пищи и воды. Люди племени, хотя и обещали это сделать, но в конце концов не только не накормили животное, а убили его. В отмщение племя было уничтожено.
    Современным толкователем ислама в вопросе его отношения к животным является Аль-Хафиз БА.Мазри, живущий в Великобритании ("Аль-Хафиз" означает "тот, кто выучил наизусть весь священный Коран"). Мазри — автор книг и статей на английском и арабском языках по теме: животные в исламе, вышедших в 1986, 1987, 1989 гг. Его работы помогают оценить вклад этой древней религии в проблему гуманного отношения к животным.

     

    http://vita.org.ru/library/philosophy/pavlova-veg-i-etica.htm