Пятница
21.07.2017
11:46
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 189
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Проблемы окружающей среды в исламе

    Проблемы окружающей среды в исламе

     

    Вероятно, такова уж природа человека, коли до поры, до времени даже специалисты не об-ращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды отходами продуктов промышленной деятельности человека, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования. Мало того, что все новые и новые тысячи гектаров плодороднейших угодий пожирали разраставшиеся города, а тысячи заводов и фабрик выбрасывали в атмосферу ядовитые газы. Теперь уже не стало хватать суши для захоронения ядовитых отходов промышленности – их стали сбрасывать в реки и моря. В результате человечества столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды...

     

    Подготовила:: WWW.ISLAM.UZ

    Пожалуй, ни у кого уже в наши дни не вызывает сомнений то, что вопросы экологии, охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из насущнейших проблем века, возможными последствиями для будущего всего человечества поставленными в один ряд с последствиями ядерной катастрофы. Вступление человечества в эпоху научно-технической революции с прирожденными ею бурным развитием различных отраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новых видов энергии, новых мате-риалов и химических веществ, широких вмешательством в природу, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствии такого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привело к нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды, среди обитания самого человечества.
    Одной из причин создавшегося положения является, несомненно, неподготовленность простого человека и даже специалистов к новому типу мышления, выдвигаемому на повестку дня реалиями современной эпохи, а также и элементарная экологическая неграмотность, как результат соответствующих пробелов в воспитании.
    Вероятно, такова уж природа человека, коли до поры, до времени даже специалисты не об-ращали внимания на нарастающее загрязнение окружающей среды отходами продуктов промышленной деятельности человека, на постепенное нарушение сложившегося веками равновесия в природе как условия ее существования.
    Мало того, что все новые и новые тысячи гектаров плодороднейших угодий пожирали разраставшиеся города, а тысячи заводов и фабрик выбрасывали в атмосферу ядовитые газы. Теперь уже не стало хватать суши для захоронения ядовитых отходов промышленности – их стали сбрасывать в реки и моря. В результате человечества столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды.
    Всевышний наделил человека даром речи, бессловесный же мир растений и животных до той поры безмолвно переносили варварские вмешательство человека, пока тот сам не остановился, заметив, что многие виды растений уже исчезли навсегда, под угрозой находятся другие. Уничтожены или исчезли многие виды редких животных на суше и на море, реже стал хор птичьих голосов, знакомый с далекого детства. Число не-восполнимых потерь стало расти с каждым днем.
    И вновь удивительное свойство природы человека позволяло нам пребывать в преступном спокойствии, пока совокупность всех экологических проблем не прозвучала подобно взрыву, наконец, то заставившего мировую общественность обратить внимание на грозящую опасность.
    Правда, отдельные голоса в защиту окружающей среды раздавались и ранее, которые призывали не оставаться в пассивном ожидании перед наступлением еще одной угрозы нависшей над всем живым на Земле. Создавались общественные организации, публиковавшие тревожные доклады. Постепенно росла озабоченность мировой общественности новыми пока вопросами экологии, затем уже и правительства многих стран стали включать в свои бюджеты новые статьи – на охрану окружающей среды, экологическая обстановка в той или иной стране стала одним из важных показателей уровня жизни.
    Наступил момент, когда проблемы окружающей среды стали одной из общечеловеческих проблем нашего сложного, противоречивого, взаимосвязанного и взаимовлияющего мира, со всей остротой ядерной эпохи поставившего во-прос о перестройке мышления, отказе от старых стереотипов в решении общечеловеческих проблем.
    Естественно, проблемы экологии, наряду с другими, не могли не волновать и сотни миллионов мусульман во всем мире, а также и исламских улемов, искавших ответы на них в неисчерпаемых откровениях Корана. Предлагаемая здесь суду уважаемого читателя скромные соображения, за которыми с позволения и с помощью Аллаха последуют и другие, суть одна из таких попыток.
    Каждому мусульманину известно, что все сущее создано Великим Творцом в удивительнейшей по взвешенности и точности взаимосвязи между назначением и целью, свойствами и качеством, составом и количеством предметов, в поразительной по красоте и мудрости гармонии. Все сущее имеет свой уникальный порядок, все вещи и предметы расположены в созданном Всевышним мире строго в предусмотренном для них порядке, именно на своих, соответствующих их природе, местах. Об этом сказано много раз Аллахом в Коране. Например, в суре «Месяц»: «Поистине, мы ведь всякую вещь сотворили по мере!» (аят 49).
    А так же в суре «Различения» говорится: «Он создал всякую вещь и размерил ее мерой» (аят 2).
    Иными словами, все предметы и явления в мире – вода и земля, воздух и горы, животные и растения созданы Всемогущим в соответствующей мере и их связи между собой. И если их соотношение нарушится хоть в одном, это повлечет цепь непредвиденных для человека проблем и осложнений во всех других, вплоть до экологических катастроф и катаклизмов.
    Известно также, что созданный Аллахом гар-моничный мир на земле и в небесах был передан человеку в подчинение, как Его избраннику и наместнику на земле. Наделив человека правами своего избранника и наместника, Всевышний тем самым уготовил человеку и испытание перед лицом Своим. Следовательно, с точки зрения религии Ислам, человек ответственен перед своим Творцом за все свои деяния и это ответственность проистекает из тех высоких прав, которыми Аллах наградил человека, отдав ему предпоч-тение перед всеми своими созданиями.
    Одновременно с наделением человека этими богоданными правами и привилегиями, Аллах ниспослал ему разъяснения, как правильно пользоваться этими дарами и благами с пользой для себя и для всего сущего. Он учил человека беречь созданный Аллахом мир, наслаждаться Божьими дарами, не губить и не уничтожать их, применять их во благо, а не во зло.
    Сказано в суре «Преграды»: «Не производите расстройства на земле после устроения ее...» (7/56).
    Из этого священного аята следует, что Всевышний сотворив землю, устроил ее, таким образом, чтоб обеспечить человеку наилучшие условия для жизни, создав на земле воды и горы, животных и растения, материальные и духовные блага. Человеку же за это предписано, своим трудом приумножать полученные блага, ни в коей мере не нанося вреда другим творениям Всевышнего, в чем бы это ни проявлялось, никогда не нарушать сотворенной Аллахом гармонии и равновесия в природе.
    Мы же сегодня видим, что многие проблемы охраны окружающей среды вызваны именно святотатственным вмешательством человека в святую святых, нарушением Божественной гармонии. Отсюда вытекает долг каждого верующего бороться за сохранение мира в его первозданном состоянии, каким его сотворил Аллах.
    Не случайно указывается в священном Коране, что все беды и несчастья на земле возникают не по какой иной причине, кроме как проступка людей. Сказано в суре «Рум»: «Появилось нечестие на суше и на море за то, что приобрели руки людей, чтобы дать им вкусить часть того, что они творили. Может быть, они обратятся!» (30/41).
    В этом аяте Аллах разъясняет – страдания, и потрясения мира тесно связаны с деяниями, по-ступками и даже помыслами людей. Если сердца и умы нечестивы, то пагубными будут последствия их деяний. Однако последствия эти в первую очередь испытают на себе сами же преступившие, поэтому Аллах в приведенном аяте говорит: «Чтобы дать им вкусить часть того, что они творили».
    Велика же милость Аллаха к своим рабам, коли, он дает надежду на лучший исход, достичь которого возможно лишь при условии возвращения на праведный путь борьбы со злом. Поэтому в конце упомянутого аята Всевышний в утешение говорит: «Может быть, они обратятся!»
    Теме ответственности человека перед Созда-телем посвящен и такой известный хадис «Каждый из вас – пастырь, каждый в ответе за своих подопечных». В этих кратких словах Пророка нашего Мухаммада /да благословит его Аллах!/ содержится как бы резюме всему сказанному выше о высоком предназначении человека и связанной с этим высокой ответственности его перед Аллахом за мир и покой на земле.
    Тех же, кто несет творениям Аллаха уничто-жение и погибель, Ислам считает богомерзкими. О подобных сказано в суре «Бакара»: «А когда он отвернется, то ходит по земле, чтобы распространить там нечестие и погу-бить и посевы и потомство, – а Аллах не лю-бит нечестия!» (2/205).
    Посевы в данном аяте олицетворяют флору, а потомство – фауну. Эти два мире считаются в исламе заповедными, как самые необходимые для существования человека, тот же, кто наносит им вред, приравнивается к покусившемуся на род человеческий. Об этом – с позволения Аллаха и с Его помощью – в следующем номере.

    http://abna.ir/data.asp?lang=4&p=4&id=134916