Вторник
19.03.2024
05:49
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    МАНИФЕСТ ЗЕМЛИ

    МАНИФЕСТ ЗЕМЛИ

     

    Авторы

    Тэд Москвин (Ted Mosquin)

    Стэн Роу ( J. Stan Rowe)(1918 – 2004) 

     

    Преамбула

     

    Многие художественные и философские движения составляли свои Манифесты, в которых провозглашались очевидные истины. Данный Манифест также провозглашает очевидную истину – а именно то, что наша планета состоит из пяти замечательных сфер – земли/почвы, воздуха, воды, огня/солнечного света и организмов – в окружении которых мы живем, двигаемся и существуем как биологический вид. Наш Манифест, таким образом, провозглашает планету Земля наивысшей ценностью. Главное внимание переносится с человечества на окружающую его Экосферу – паутину, состоящую из органических/неорганических/симбиотических структур и процессов.

    Экосфера — это генерирующая матрица, включающая в себя все организмы, тесно связанные между собой на протяжении миллионов лет эволюции. Как известно, организмы произошли из атмосферы, воды и осадочных пород; последние, в свою очередь, несут на себе органические отпечатки. Но и состав морской воды поддерживается организмами; кроме того, они также стабилизируют атмосферу. Растения и животные сформировали известняковые породы, наши кости состоят из того же материала (углерода). К несчастью, ложное деление на живое и неживое, биотическое и абиотическое, органическое и неорганическое привело к тому, что устойчивость и эволюционный потенциал Экосферы оказались под угрозой.

    Эксперимент по имени «человечество», длиной 10 000 лет, достиг своей кульминации в глобализации потребления ресурсов и подходит к плачевному концу. Главной причиной этого можно считать ложную идею человека в превосходстве над всеми остальными биологическими видами. Мы ошибочно приняли эту Землю, ее экосистемы и мириады органических/неорганических частей за «поставщиков услуг», ценность которых определяется лишь нашими желаниями и потребностями. Необходимо срочно изменить наши взгляды и подходы. Существуют тысячи советов как наладить наши отношения с Землей, мы же указываем на самую существенную перемену – перемену в мировоззрении. Только изменив его можно обеспечить успех всех остальных подходов. Это новое мировоззрение зиждется на понимании роли планетарной Экосферы. 

     

    Наши убеждения

     

    Каждый человек ищет смысла в жизни, убеждений, которые могут быть разными у людей. Многие ищут веру, игнорирующую или отрицающую важность этого мира; они не представляют себе, насколько глубока связь с породившей и поддерживающей нас Землей. В современной индустриальной культуре представление о Земле как о родном доме, к сожалению, не стало самоочевидным. Лишь очень немногие задумываются о чудесной матрице, из которой мы вышли и в которую, в конце концов, все возвратимся. Выйдя из Земли, люди еще плохо понимают всю гармонию суши, морей, небес и смысл существования бесчисленных прекрасных организмов, населяющих этот мир.

    Мы уверены, что пока Экосфера не будет рассматриваться как единственная общая основа любой человеческой деятельности, люди будут продолжать руководствоваться прежде всего своими личными интересами. Без экоцентрической перспективы с упором на ценности и цели, превышающие таковые для нашего биологического вида, разрешение политических, экономических и религиозных конфликтов невозможно. До тех пор, пока мы не расширим свое узкое видение человеческого сообщества на экосистемы Земли, – прежде всего на местные экосистемы, где мы обитаем, – программы оздоровления планеты и нахождение устойчивого образа жизни будут недееспособными.

    Искреннее доверие к Экосфере, эстетическое растворение в окружающей нас природе, чувство восхищения перед Живой Землей и ее загадочной гармонией, еще далеко не востребованы человечеством. Возродившись, наше любовное отношение к природе снова придет к тем, кто живет в индустриальном мире. Важные экологические цели, стертые цивилизацией и урбанизацией, появятся вновь. Главная цель – возродить красоту и разнообразие Земли, превратить наш расточительный вид в ответственного, этического члена экосистемы, способного к сотрудничеству.

     

    ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

    Принцип 1. Экосфера – главная ценность для человечества.

    Принцип 2. Творчество и производительность экосистем Земли зависят от их полноты.

    Принцип 3. Экоцентрическое мировоззрение поддерживается естествознанием.

    Принцип 4. Экоцентрическая этика зиждется на понимании нашего места в Природе.

    Принцип 5. Для экоцентрического мировоззрения главной ценностью является разнообразие экосистем и культур.

    Принцип 6. Экоцентрическая этика поддерживает социальную справедливость.

     

    ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЙ

    Принцип 7. Защищать и беречь творческий потенциал Земли.

    Принцип 8. Содействовать разумному уменьшению населения Земли.

    Принцип 9. Уменьшать потребление ресурсов Земли.

    Принцип 10. Содействовать установлению экоцентрического правительства.

    Принцип 11. Распространять это послание.

     

    Зачем нужен этот Манифест?

     

    В этом Манифесте Земля провозглашается как наивысшая ценность. Его точное определение — «экоцентрический», т.е. мы полагаем, что весь экологический дом-Земля находится в центре жизни, в отличие от определения «биоцентрический», который отдает приоритет живым организмам. Цель Манифеста – способствовать глубокому пониманию первостепенной важности Земли и Экосферы в зарождении и поддержании жизни. Манифест состоит из шести Главных Принципов, объясняющих необходимость экоцентрического мировоззрения, и пяти производных — Принципов Действия, определяющих обязанности человечества по отношению к Земле и ее географическим экосистемам. Предполагается, что он послужит в качестве проводника для этического мышления, поведения и социальной политики.

    На протяжении последнего столетия значительные шаги предпринимались со стороны научных, философских и религиозных кругов в направлении познания природы. Мы приветствуем усилия тех, кто, испытывая беспокойство по поводу все более ухудшающегося состояния Земли, обратился к внешнему миру и признает ценность земли, океана, животных, растений и других существ. И тем не менее, при отсутствии общей экоцентрической философии большая часть этих усилий рассеивается по сотням различных направлений. Они нейтрализуются и становятся неэффективными из-за одного единственного, глубоко укоренившегося убеждения: главную ценность имеет Homo sapiens а ценность всех прочих организмов определяется в зависимости от их пользы для человека.

    Возникшему сравнительно недавно пониманию того, что Земля, или Экосфера, представляет собой объект наивысшей ценности, мы обязаны космологическими исследованиями, теории Геи, фотографиям Земли из космоса, и, в особенности, экологическому мышлению. Главная экологическая реальность состоит в том, что около 25 миллионов биологических видов – все Земляне. Ни один вид не может существовать без планеты Земля. Тайна и загадка по имени «жизнь» неотделима от истории эволюции Земли, ее состава и всех ее процессов. Поэтому этический приоритет должен выходить за пределы человечества и охватывать наш всеобъемлющий дом — Землю. Данный Манифест, по нашему мнению, показывает в каком направлении надо двигаться для достижения баланса в отношениях между Землей и человеком. 

     

    ГЛАВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

     

    Принцип 1. Экосфера – главная ценность для человечества.

    Экосфера — источник эволюционного творчества. Из планетных органических/неорганических экосистем возникли организмы — первые бактериальные клетки, а со временем и сложные конфедерации клеток, т.е. человеческие существа. Следовательно, можно считать, что динамические экосистемы, сложным образом представленные во всех частях Экосферы, превосходят по своему значению и важности входящие в них биологические виды.

    Реальностям и ценностям экологического (внешнего) существования каждого человека не уделялось достаточного внимания в сравнении с широко распространенными философскими теориями внутренней жизни человека, т.е. индивидуалистическим мировоззрением, в котором игнорируются экологические потребности человека и исключительная важность Экосферы. Такое мировоззрение, широко распространенное в человеческом обществе, озабочено лишь благополучием людей и носит название антропоцентризма – доктрины, отражающей узкий эгоизм одного биологического вида и действующей в ущерб природной среде. Биоцентризм, представляет собой значительный шаг вперед в этическом отношении, т.к. расширяет интересы человеческой расы на другие организмы, однако и его посылки ограничены. С его помощью нельзя оценить всю важность экологического «окружения.» Без упора на приоритет Земли биоцентризм легко возвращается к шовинистическому антропоцентризму, для которого ответ на вопрос: кто из животных самый умный и самый лучший? — вполне очевиден. Для экоцентризма, напротив, существует приоритет Экосферы как главной жизнеобеспечивающий системы, а не просто «поддержки», что и должно стать путеводным принципом для человечества.

    Мы, люди, являемся сознательным проявлением генеративных сил Экосферы, наша индивидуальная «жизнеспособность» неотделима от солнечного тепла, воздуха, воды, земли и пищи, которую нам поставляют другие организмы. Как и все другие живые существа, рожденные от Земли, мы долго «настраивались» в процессе эволюции на ее ритмы, на времена года. Язык, мысль, интуиция – прямо или косвенно связаны с нашим физическим существованием на Земле. Кроме сознания, приобретенного в результате эволюции, каждый человек обладает природным интеллектом, или присущей телу внутренней мудростью, которая бессознательно приспосабливает его к наземным экосистемам. Понимание того, что люди — это прежде всего земные существа, способствует смещению главной ценности от Homo sapiens к планете Земля.

     

    Принцип 2. Творчество и производительность экосистем Земли зависят от их полноты.

    «Полнота» означает целостность, законченность, способность экосистемы выполнять свои функции в полном объеме. Стандартом являются природные, питаемые солнцем, экосистемы, без каких-либо нарушений; например, плодородный континентальный шельф или тропический лес в доцивилизационный период, когда люди занимались главным образом поиском подножного корма. Хотя эти времена слишком далеки, чтобы быть зафиксированными документально, экосистемы того периода (в какой-то степени) дают нам единственный пример устойчивой организации для сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства. Сегодняшнее плачевное состояние во всех этих трех областях экономики является следствием нарушенной полноты природы и характеризуется потерей производительности и эстетики, а также постоянными нарушениями жизненно важных функций экосистем.

    Для обеспечения эволюционного творчества и высокого уровня плодородности региональных экосистем необходимо поддерживать их ключевые структуры и все экологические процессы. Такая внутренняя полнота зависит от сохранения сообществ организмов со всеми их бесчисленными формами кооперации и взаимозависимости. Полнота зависит и от целостности сложных пищевых цепей и энергетических потоков, от состояния почвы и циклического воспроизводства питательных веществ, таких как азот, калий, фосфор. Далее, для здоровья природных процессов и функций должен сохранятся природный состав воздуха, осадочных пород и воды. Загрязнение этих трех сред, вместе с беспощадной эксплуатацией неорганических и органических соединений, ослабляет полноту экосистем и нормальное функционирование Экосферы – источника всех форм жизни.

     

    Принцип 3. Экоцентрическое мировоззрение поддерживается естествознанием.

    Естествознание – это история развития Земли. Космологи и геологи рассказывают о зарождении Земли, которое произошло 4 миллиарда лет тому назад, о появлении маленьких морских существ в ранних отложениях, о животных, вышедших из моря, о Веке Динозавров, об эволюции взаимного влияния насекомых, цветущих растений и млекопитающих, и, наконец, о недавнем геологическом периоде приматов и человека. У нас общий генетический материал и общее прошлое со всеми существами, когда-либо населявшими Землю. Такая волнующая повесть ставит человечество в необходимый контекст. История Земли на протяжении веков показывает, что эволюция человека шла вместе с мириадами других организмов и характеризуется уступчивостью наравне с соперничеством. Факты нашего сосуществования указывают на важную роль взаимности, кооперации и симбиоза в грандиозной симфонии Жизни.

    В культурных мифах и повестях, сформировавших наши представления и ценности, рассказывается откуда мы пришли, кто мы есть, и куда идем. Эти повести с одной стороны стали непомерно антропоцентрическими, с другой — наполнены потусторонними силами. Напротив, естественная история возникновения человечества – построенная на научных фактах и ориентированная на внешний мир, — освящена звездной пылью, энергией и поддержкой со стороны естественных процессов Экосферы; она не только достойна большего доверия, но и намного прекраснее традиционных человеческих мифов. В ней человечество рассматривается как органический компонент планетарного сообщества; экоцентрическая повесть указывает на функциональную значимость и этическую цель человечества, а именно, на служение целому, всей Земле.

     

    Принцип 4. Экоцентрическая этика зиждется на понимании нашего места в Природе.

    Этика относится к тем бескорыстным позициям и действиям, которые выплывают из глубинных ценностей; то есть, из понимания того, что есть фундаментально важным. Глубокая оценка важности Земли подсказывает нам, как мы должны к ней относится. Преклонение перед природой приходит к нам с детства, когда мы сливаемся с ней, и далее укрепляется в зрелом возрасте, когда конкретный ландшафт, речка, растения или животные становятся такими же знакомыми, как и соседи. Экологическое мировоззрение и этика, вытекающие из главных ценностей Экосферы, получают свою силу главным образом благодаря открытости естественной и сельской (а не городской) среды. Наше сознание подсказывает нам, что этот мир заполнен чудесами, и что нам необходимо восстановить и сберечь его древнюю красоту и прошедшие проверку временем природные механизмы.

    Планета Земля и ее разнообразные экосистемы, включающие атмосферу, гидросферу и организмы, окружают и питают каждого человека и каждое сообщество в циклически повторяющемся круге жизни и смерти. Осознание себя как экологического существа, для которого необходимы вода и другие организмы, как животного, которому необходим воздух и солнечное тепло, вызывает чувство единства с Природой и преклонение перед ее богатством и жизненной силой.

     

    Принцип 5. Для экоцентрического мировоззрения главной ценностью является разнообразие экосистем и культур.

    Главное открытие, к которому ведет экоцентрическая перспектива, это поражающие воображение богатство и разнообразие экосистем, с их мириадами органических/неорганических частей. На поверхности Земли размещается множество прекрасных арктических, умеренных и тропических экосистем. Внутри этой мозаики сосуществуют различные растения, животные и человеческие культуры, зависящие от соответствующего сочетания ландшафта, почвы, водных источников и климата. Следовательно, биоразнообразие, или разнообразие организмов, зависит от состояния экоразнообразия, или разнообразия экосистем. Культурное разнообразие – форма биоразнообразия – это исторический результат приспособления человеческой деятельности, мышления и языка к специфическим географическим экосистемам. Поэтому, разрушение экосистемы представляет собой угрозу одновременно для биологического и культурного окружения людей. Для экоцентрического мировоззрения важно сохранение разнообразия Земли во всех ее проявлениях, человеческих и нечеловеческих.

    Каждая человеческая культура в прошлом разрабатывала свой уникальный язык, корни которого эстетически и этически уходили в изображения, звуки, запахи, вкусы и ощущения той части Земли, на котором она закреплялась. Такое культурное разнообразие представляло собой основу для устойчивого существования жизни в разных уголках Земли. Сегодня экологический язык аборигенных народов и их культурное разнообразие находятся в такой же опасности, как и биологические виды тропического леса и по тем же причинам: мир все более усредняется, экосистемы упрощаются, биоразнообразие уменьшается или вообще исчезает. Экоцентрическая этика бросает вызов сегодняшней экономической глобализации, которая игнорирует экологическую мудрость многих культур и разрушает их ради кратковременной выгоды.

     

    Принцип 6. Экоцентрическая этика поддерживает социальную справедливость.

    Существующая в человеческом обществе несправедливость в большой степени вызвана социальным неравенством. Но эту несправедливость люди в значительной большей степени перенесли на земные экосистемы и биологические виды. В экоцентризме понятие сообщества расширяется на природные сообщества и подчеркивается важность взаимодействующих компонент Земли, включая и многие малоизвестные до сих пор их функции. Таким образом, устанавливается внутренняя ценность всех частей экосистемы, органических и неорганических, без запрета на их осторожное использование. «Разнообразие и равенство» — это стандарт, или экологический закон, вытекающий из функций Природы и обеспечивающий этическое руководство для человеческого общества.

    Социальные экологи справедливо критикуют иерархические организации тех культур, где ущемляются права незащищенных слоев населения, в особенности, женщин и детей. Их тезис в отношении того, что продвижение к устойчивому экологическому сообществу на Земле нереально, пока не будут сняты культурные барьеры из-за социальной несправедливости и гендерное неравенство, в целом верен. Однако социальные экологи не замечают быстрой деградации экосистем, что ведет к росту конфликтов в человеческом обществе и препятствует нахождению решений для построения устойчивого сообщества и устранения бедности. Проблемы социальной справедливости, несмотря на их важность, не могут быть разрешены, пока не прекратится уничтожение экосистем и не будет положен конец антропоцентризму. 

     

    ПРИНЦИПЫ ДЕЙСТВИЯ

     

    Принцип 7. Защищать и беречь творческий потенциал Земли.

    Прежде всего сила Экосферы выражается в гибкости ее географических экосистем. Поэтому первой задачей экоцентрической философии является сохранение и восстановление природных экосистем и их биологических видов. Препятствуя столкновению с кометами и астероидами, благодаря своей безграничной изобретательности, Земля будет продолжать существовать еще миллионы лет, если люди не разрушат ее экосистемы, не уничтожат ее обитателей, и не отравят ее почву, воду и воздух. Над органической паутиной жизни нависла темная туча вымирания; под угрозой находится не только красота существующих экосистем, но и появление будущих уникальных экосистем и организмов, по своей чувствительности и интеллекту, возможно, превосходящих человечество.

    «Первое правило для интеллектуального решения проблемы — попытка сберечь все части» (Альдо Леопольд – Sand County Almanac). Действия, которые подрывают устойчивость и здоровье Экосферы и ее экосистем, должны быть четко выявлены и публично осуждены. Среди наиболее разрушительных действий человечества выделяются милитаризм со своими чудовищными расходами, захоронение токсических материалов, изготовление биологических ядов во всех видах, промышленное земледелие, промышленное рыболовство и промышленное лесоводство. Если все эти смертельные производства, которые защищают интересы отдельных групп населения или корпораций, не будут приостановлены, это приведет к еще более грандиозным экологическим и социальным бедам.

     

    Принцип 8. Содействовать разумному уменьшению населения Земли.

    Главной причиной разрушения экосистем и вымирания видов является непомерный рост населения Земли, которое уже намного превышает экологически допустимые уровни. Общее население Земли в настоящее время составляет 6.5 млрд человек и неумолимо увеличивается на 75 млн в год. Каждый дополнительный человек – это «пользователь» окружающей среды планеты, которая из-за естественных ограничений не может накормить всех желающих. Во всех странах давление со стороны населения продолжает подрывать полноту и генеративные функции наземных, речных и морских экосистем. Наша человеческая монокультура непомерно разрослась и уничтожает поликультуру Природы. В каждой стране рост населения должен ограничиваться разумными методами.

    В экоцентрической этике, которая ставит Землю и ее развитые экосистемы выше отдельных видов, осуждается социальная политика, способствующая неограниченной рождаемости. В настоящее время потребность в сокращении населения существует прежде всего в богатых странах, где использование энергии на душу населения и материалов наибольшее. Желательным представляется уменьшение численности населения до уровня, который существовал до начала широкого использования ископаемого топлива, т.е. до одного миллиарда человек или даже меньше. Это можно осуществить, применяя разумную политику; в противном случае уменьшение населения неминуемо из-за эпидемий, голода или войн.

     

    Принцип 9. Уменьшать потребление ресурсов Земли.

    Главной угрозой разнообразию, красоте и устойчивости Экосферы является постоянно возрастающее использование ресурсов Земли. Такое присвоение и чрезмерное их использование, часто оправдываемые чрезмерным ростом населения, крадет жизнь у других организмов. Эгоистическая (антропоцентрическая) точка зрения заключающаяся в том, что люди имеют права на использование всех компонент экосистемы – воздуха, земли, воды, организмов – морально неприемлема. В отличие растений, мы, люди, «гетеротрофы» (т.е. потребляем в пищу другие организмы) и вынуждены убивать, чтобы питаться, одеваться и находить убежище, но это ни в коей мере не дает нам права разворовывать и уничтожать природу. Ускоряющееся потребление жизненно важных частей Земли – прямой путь к разрушению эко – и биоразнообразия. Богатые страны, вооруженные мощными технологиями, — главные виновники разграбления природы; именно в этих странах возможно уменьшение потребления и передача излишка ресурсов бедным странам – но, конечно, ни одна страна не идеальна в этом отношении.

    Идеология постоянного экономического роста должна быть осуждена, а вместе с ней и порочная промышленная и экономическая политика. Политика, основанная на «Пределах роста» (The Limits to Growth) Донеллы Медоуз — очень мудрая политика. Одним из рациональных путей сдерживания экономической экспансии – прекращение государственных дотаций тем производствам, которые загрязняют воздух, землю или воду, и уничтожают организмы и почву. Философия симбиоза, уступчивости человека как члена глобального сообщества обеспечат восстановление продуктивности экосистем. Для устойчивой экономики главные направляющие моменты должны быть качественные, а не количественные. «Берегите здоровье, красоту и неизменность земли, воды и воздуха, и экосистемы сами позаботятся о своей продуктивности» (Э. Ф. Шумахер – Small is Beautiful).

     

    Принцип 10. Содействовать установлению экоцентрического правительства.

    Антропоцентрические принципы управления, приводящие к чрезмерной эксплуатации и уничтожению экосистем Земли, должны быть заменены на принципы поддержания полноты Экосистемы и ее компонент. Защитники жизненно важных структур и функций Экосферы должны стать влиятельными членами в правительственных органах. Такие «экополитики,» хорошо понимающие процессы Земли и человеческую экологию, обеспечат голоса тем, у кого нет голоса. В современных центрах власти, «Кто выступает от имени волка?» и «Кто защищает тропический лес?» Такие вопросы не просто метафоры; они указывают на необходимость законной охраны многих важных природных компонент Экосферы.

    Необходимо создать такое экологическое законодательство, которое придаст легальный статус жизненно важным структурам и функциям Экосферы. В каждой стране экологически ответственные люди должны избираться или назначаться на руководящие посты в правительстве. Такие представители в правительстве будут действовать, как только возникнет угроза экосистемам или их важным функциям. Проблемы будут решаться на основе сохранения полноты экосистем, а не на основе экономической выгоды. Со временем возникнут новые органы в законодательстве, политике и управлении, воплощающие экоцентрическую философию и внедряющие экоцентрические методы управления. Внедрение этих методов будет происходить обязательно постепенно и растянется на значительный промежуток времени, т.к. потребуется проверить их на практике и обеспечить наилучший способ сохранения важнейших природных частей Земли.

     

    Некоторые предшествующие документы

     

    Данный Манифест представляет собой объединяющую философию для более ранних экологических/этических проектов, которые, несмотря на преимущественно биоцентрический характер, поддерживают экоцентрические принципы. Приведем три примера:

    a) Платформа глубинной экологии (Deep Ecology Platform) разработана в 1984 г. (с небольшой редакцией в 2000 г.) Арне Наэссом и Джорджем Сешнсом. Хотя первые четыре принципа Платформы имеют скорее биоцентрический, нежели экоцентрический, характер, Движение за Глубинную Экологию поддерживает творчество всей Природы, ценность организмов и природных экосистем вне зависимости от их пользы для человека.

    b) Хартия Объединенных Наций за Природу (United Nations World Charter for написана в 1982 г. Хотя вначале указывается, что жизнь зависит от бесперебойного функционирования природных систем, далее делается акцент на то, что польза экосистем для человека должна лежать в основе бережного отношения к Земле.

    c) Хартия Земли (Earth Charter) вышла в марте, 2000 г. , важный экологический документ. Первые два принципа — «Уважать и заботиться о Сообществах Жизни» и «Экологическая полнота» – стоят впереди очевидных человеческих целей и вызывают естественную поддержку. Хартия направлена на поддержание биоразнообразия и восстановление видов, находящихся на грани вымирания, на защиту Земли и ее экосистем. В нашем Манифесте мы делаем акцент на прежде всего на главные ценности Земли.

     

    Принцип 11. Распространять это послание.

    Те, кто согласен с приведенными выше Принципами, обязуются распространять это послание путем образовательных компаний и общественных акций. Первая неотложная задача – пробудить сознание всех людей и показать их функциональную зависимость от экосистем Земли, а также их связь с другими биологическими видами. После этого сознание должно переместиться с антропоцентризма на экоцентризм, что обеспечит этический контроль любых человеческих начинаний. Такой сдвиг в сознании укажет на то, чт; необходимо сделать для укрепления эволюционного потенциала Экосферы. А именно, укажет на необходимость участия в работе всех сообществ Земли, на роль каждого из нас в поддержании удивительной экологической реальности.

    Наш экоцентрический Манифест не направлен против людей, хотя и отвергает шовинистический антропоцентризм. Защищая вечные ценности – культуру уступчивости и симбиоза с Живой Природой – он способствует выработке универсального мировоззрения. Противоположное мировоззрение, т.е. направленное внутрь человека, без осознания окружающего мира, всегда остается большой опасностью для человека и природы, о чем свидетельствуют постоянные стычки между идеологиями, религиями и сектами. Распространение данного экологического послания с упором на приоритет внешней реальности (Природы) открывает новый многообещающий путь к международному сотрудничеству, стабильности и миру.

    Благодарность

    Мы благодарим следующих людей за критические высказывания и комментарий в отношении предыдущих вариантов Манифеста: Иану Уайту, Йону Леггу, Шейле Томпсон, Стэну Эррету, Говарду Клиффорду, Тони Кассилсу, Марку Санеру, Стиву Куртцу и Дугу Вударду из Онтарио; Мишель Черч из Манитобы; Дону Керру и Эли Борнстейну из Саскачевана; Дэвиду Ортону из Новой Шотландии; Алану Дренгсону, Бобу Барригару и Роберту Харрингтону из Британской Колумбии; Кэти Рипли из Альберты; Холмсу Ролстону III из Колорадo; Дэвиду Ротенбергу из Массачусеттса; Бертону Барнсу из Мичигана; Полу Москвину из Сев. Каролины; Эдварду Голдсмиту, Патрику Кэрри и Сэнди Ирвину из Великобритании, и Ариэль Саллех из Австралии. Их помощь не означает, однако, что они полностью разделяют положения Манифеста, за который авторы несут полную ответственность.

     

    Перевод Виктора Постникова

    С сайта:  http://www.ecospherics.net/pages/manifestorussian.htm

    http://ecocrisis.wordpress.com/deep-ecology/manifest/