Вторник
19.03.2024
17:04
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Отношение пророка Мухаммада (с) к животным. Хусейн Сайади

    Отношение пророка Мухаммада (с) к животным

    Первое Общество по охране животных было создано в Англии в 1824 г. Но в Исламе за тысячу двести лет до европейцев была установлена охрана прав животных и были предприняты действенные меры, чтобы мусульмане соблюдали соответствующие распоряжения. Группы охраны прав животных, исходя из нравственных и гуманных соображений, приступили к осуществлению этой важной работы. Вдобавок к этим действенным мерам Ислам подготовил также правовые законы, согласно которым: тот, кто соблюдает права животных, получает вознаграждение, а тот, кто не соблюдает эти права, заслуживает соответствующего воздаяния на этом и на том свете.

    Чтобы убедиться в правдивости приведённого утверждения, достаточно обратиться к мусульманской литературе по правовым вопросам, относящимся к охране животных. Вторым показателем важности места животных в Исламе является то, что Коран самую благородную и длинную свою суру «Бакара» (Корова) назвал именем животного и что многие другие суры, такие как: «Ан‘ам» (Скот), «Нахл» (Пчелы), «Намл» (Муравьи), «‘Анкабут» (Паук), «‘Адийат» (Скачущие кони), «Фил» (Слон) — были названы именами животных.

    В Коране двадцать раз упоминаются птицы. Там также говорится о насекомых и животных, живущих в воде.

    В хадисах одновременно с указанием на значение самих животных обращается внимание мусульман на необходимость ласкового и сострадательного отношения к ним.

    Ниже мы приведем примеры более достойного отношения к правам животных в мусульманских источниках, чем в западных законах по охране животных[1].

    Пророк (с) запрещал людям натравливать животных друг на друга. Он был первым в мире, кто поставил вопрос об «уважении» к животным: «Тот, кто берёт себе животных, должен дорожить ими».

    Он говорил: «Аллах предписал совершать благой поступок по отношению ко всякой вещи, поэтому, когда хотите зарезать животное, то режьте его без жестокости».

    «Необходимо остро заточить инструмент, чтобы жертва была убита без мучения».

    Во время возвращения из Медины в Мекку после её завоевания увидели собаку, которая лаяла, а её щенки сосали молоко. Пророк (с) приказал одному из своих сподвижников сесть около собаки и охранять её, чтобы воины Ислама не трогали собаку и её щенят.

    Однажды, проходя мимо осла, на которого ставили клеймо, он сказал: «Господь проклинает того, кто ставит клеймо на это животное».

    Он проклинал того, кто отрезает какую-нибудь часть тела животного.

    Он строго запрещал, чтобы трое сидели на одном животном.

    Он говорил: «Человек проходил по дороге. Ему захотелось пить. Нашёл колодец, спустился туда и напился воды; когда поднялся оттуда, увидел собаку, которая высунула язык [от жажды] и ела [влажную] землю. Он сам себе сказал: «Она так же, как и я, хочет пить», — вновь спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа её в зубах, поднялся из колодца и напоил собаку. Аллах отблагодарил его». После этого спросили: «Разве дать воду животным также заслуживает вознаграждения?». Пророк (с) ответил: «Напоить водой любого жаждущего заслуживает вознаграждения». В другом предании говорится, что благодарность Аллаха по отношению к этому человеку заключается в том, что Аллах введёт его в рай.

    «Господь Великий и Высокочтимый любит человека с добрым характером и оказывает ему помощь, поэтому, когда вы будете ехать верхом на голодных животных... если [будете проходить] по сухой земле, то быстро проходите это место, а если вы проходите по травянистой земле, то остановитесь!».

    «Животные приносят хозяевам много пользы, но и во многом нуждаются: хозяин, когда спускается с животного, должен накормить его фуражом, проходя мимо воды, должен напоить его; он не должен бить животное по морде, ибо оно также искренне поминает своего Бога; когда животное стоит, не должен сидеть на нем, кроме как на пути Аллаха; не должен нагружать на него больше его возможностей; не должен погонять его, понуждая двигаться быстрее его возможности».

    Однажды Пророк (с) увидел нагружённую стоящую верблюдицу. Он спросил у людей: «Где хозяин её? Пусть он готовится дать ответ завтра [в День Страшного суда]».

    Он строго запрещал сжигать какой-нибудь орган животного.

    Людей предупреждал, чтобы не убивали муравья, пчелу, удода и сурада[2].

    «Садясь на верховое животное, не беседуйте попусту, ибо часто верховое животное больше, чем сам наездник, повинуется Богу и больше поминает Его».

    «Груз кладите на заднюю часть спины животного, ибо его передние ноги скачут и иногда дрожат, а задние — крепки и устойчивы».

    Он не разрешал связывать и бить животное камнями, чтобы убить его.

    Он не разрешал для убийства сбрасывать животное с высоты.

    Он не разрешал, чтобы резали животное чем-то, кроме железных инструментов.

    Он не любил, когда без необходимости резали животных, дающих молоко, и беременных животных.

    Он распорядился, чтобы сразу не отрезали голову дозволенного к пище животного и не сдирали шкуру, пока оно полностью не испустит дух и не затихнет.

    Исходя из этих соображений, исламские правоведы единогласно выносят фетву[3] о необходимости кормить животных, находящихся у человека (пчёлы и шелковичный червь также входят в разряд таких животных), независимо от того, относятся ли эти животные к разряду животных с дозволенным мясом или к разряду недозволенных и приобретают ли люди от них какую-нибудь пользу или нет. Таким образом, мы должны кормить животных, которые находятся в нашем распоряжении.

    Лошадь

    Ко лбу лошади привязано добро (благодать) до Судного дня.

    Он говорил: «Тому, кто очищает овёс, а затем даёт его своей лошади, Аллах записывает вознаграждение за каждую крупинку овса».

    «Не стригите гриву лошади, ибо лошадь греется своей гривой».

    «Да проклинет Аллах того, кто стрижёт или выщипывает гриву лошади».

    Ласточка

    «Будьте благосклонными к ласточке, самой близкой к человеку птице».

    «Не запрещайте ласточке гнездиться в ваших домах».

    Петух

    Пророк (с) держал у себя дома белого петуха. Он говорил: «Не ругайте петуха, ибо он будит по утрам для молитвы».

    Стравливать петухов друг с другом считал недозволенным.

    Собака

    Он говорил: «[В ночь Вознесения] я вошел в рай и увидел хозяина собаки, который поил [в земной жизни] свою собаку водой».

    Когда распутная женщина проходила мимо колодца и увидела жаждущую собаку, которая с трудом дышала высунув язык (собака находилась на грани смерти), она сняла свою обувь, привязала к своему платку, спустила в колодец, набрала оттуда воды [и напоила умирающую от жажды собаку]. Поэтому Аллах простил её грехи».

    «Никогда не режьте органы животного, даже если это свирепая собака».

    Верблюд

    «Верблюд является предметом любви всего семейства».

    Кто-то в присутствии Пророка (с) доил верблюдицу. Он сказал ему: «Оставь немного молока [в вымени верблюдицы для её верблюжонка]».

    Голубь

    Он получал удовольствие от созерцания красного голубя.

    Дома имел пару красных голубей.

    Держать у себя голубя и достойно содержать его считал желательным.

    Некий мужчина пришел к нему и жаловался на одиночество. Пророк (с) велел ему завести пару голубей.

    Корова

    После баранов считал коров самым лучшим богатством.

    Держать в хозяйстве корову считал желательным и благом.

    Кошка

    «[В ночь Вознесения] одну хозяйку кошки я видел в аду, где у неё вырывали мясо из передней и задней частей тела. Это была женщина, которая дома привязала кошку, не кормила её и не выпускала на свободу, чтобы она сама кормилась насекомыми и другими животными».

    Он говорил: «Дорожите кошкой! Она из тех животных, которые бродят около вас [и смотрят на вас с надеждой]».

    Имам Али (ʻа) рассказывает: «Когда Пророк (c) был занят ритуалом омовения, к нему подошла домашняя кошка, и Пророк (c) понял, что она хочет пить. Он наклонил посуду, в которой была вода для омовения, и кошка выпила из неё, а оставшейся водой завершил свое омовение».

    Воробьи

    «Когда напрасно убивают воробья, он в День Страшного суда с криком приблизится к Аллаху и скажет: "О Господь! Этот человек напрасно убил меня и из того, что убил меня, не извлёк для себя никакой пользы…”».

    Овцы

    «Вы должны заниматься овцеводством и земледелием».

    После земледелия овцеводство объявил наилучшим путем достижения богатства.

    Он говорил: «Мясо барана и его жир употребляется для питания, а его шерсть – для одежды».

    «Один баран – одна благодать, два барана – две благодати, а три барана — уже выгода».

    Держать у себя в хозяйстве овцу, дающую молоко, и хорошо ухаживать за ней считал желательным делом.

    «Наличие в хозяйстве овцы закрывает семьдесят дверей бедности».

    Он говорил: «Вытирайте соплю барана с его морды».

    «Держите хлев барана в чистоте».

    Однажды он увидел человека, который связал барана и точил свой нож. Он сказал: «Хочешь дважды убивать? Почему не поточил свой нож до того, как связал барана, чтобы его зарезать?».

    Курица

    Однажды он проходил мимо места, где какие-то люди связали курицу и забрасывали её стрелами. Пророк (С) спросил: «Кто эти люди? Да проклянёт их Аллах!».

    Держать у себя дома курицу считал желательным делом.

    Он говорил: «Держите у себя дома множество домашних животных, тогда дьяволы не будут трогать ваших детей».

    Для того чтобы заполнить свободное время детей, он считал необходимым разводить домашних животных. «Курица в доме является причиной благоденствия».



    Хусейн Сайади

    (Из книги «Личность пророка Ислама»)


    [1] Абдулатиф Ашур в книге «Энциклопедия птиц и животных в хадисах Пророка» приводит 680 хадисов о птицах и животных со словами Пророка (с).



    [2] Сурад — птица больше воробья, с белым животом и зеленой спиной, которая имеет большой клюв и голову и обычно питается насекомыми.



    [3] Фетва — решение по какому-либо юридическому вопросу, вынесенное мусульманским духовным лицом.

    http://islamfond.ru/articles/204-otnoshenie-proroka-muhammada-s-k-zhivotnym.html