Вторник
19.03.2024
09:29
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 193
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Музыка и Ислам

    Нашидо-мания. Крайности в отношении мусульман к музыке

    О жестких запретах, которые налагают на музыку и пение некоторые горячие головы из мусульман с предельно узким пониманием своей религии, многим уже известно. Однако за обсуждением правомочности и неправомочности этого как-то вообще неосвещенной остается культура прослушивания мусульманами дозволенной музыки и пения (нашидов).

     

    Дозволенность нашидов

     

    Мухаммад аль-Мухтар аш-Шинтики, директор Исламского центра в Техасе, вновь подтверждая дозволенность призывающих к нравственности и добродетели пения и музыки, утверждает, что это мнение появилось, вопреки расхожим представлениям, не в сегодняшние дни. С его слов, и в прежние годы существовали улемы, считавшие разрешенным для мусульман исполнение и прослушивание праведных песен и композиций, или иначе – нашидов.

     

    Он утверждает, что пение, даже с аккомпанементом, было достаточно привычным явлением в первом столетии после хиджры. В достоверных хадисах, передаваемых некоторыми сподвижниками, например, Муавийей ибн Абу Суфьяном или Абдуллой ибн Джаафаром (да будет Аллах доволен ими обоими), рассказывается, что те слушали нашиды вместе с аккомпанементом. Кроме того, некоторые хадисы утверждают дозволенность музыкальных инструментов.

     

    Среди известных ученых-табиинов, т. е. следующего после поколения сподвижников Пророка (мир ему), своей позицией по дозволенности использования музыкальных инструментов был известен Арва ибн Усайна (да будет Аллах милостив к нему).

     

    Аль-Маварди, известный шафиитский ученый (да будет Аллах милостив к нему), как сообщается, утверждал: «Люди Хиджаза (Мекки и Медины) придерживались мнения о дозволенности песен большинство дней года, даже тогда, когда особый акцент делался на зикре и поклонении». Другими учеными, хорошо известными за их взгляды на пение и музыку, являются Ибн Хазм и Ибн аль-Араби (да будет Аллах милостив к ним обоим).

     

    Отвод сомнений

     

    После доведения до сознания мусульман того, что музыка не является однозначно недозволенной, у многих возникает другой вопрос: «Не лучше ли мусульманам заняться более важными вещами, нежели тратить время на слушание музыки?» Однако фраза «не лучше ли заняться более важными вещами» - это не довод для запрещения пения и музыки.

     

    В вопросах дозволенного и запретного, халяля и харама, не принято оперировать терминами «важный – неважный». И потом, слово «неважный» не является синонимом харама. Многие из сподвижников Пророка (мир ему), причем наиболее праведные и наиболее серьезно относящиеся к своей вере, слушали музыку и нашиды. Имам аш-Шаукани (да будет Аллах милостив к нему), к примеру, перечислял имена сподвижников, которые были известны этим.

     

    При этом подмечено, что дозволенным и даже полезным для мусульман и Ислама считают музыку и песни те мусульмане, которые отличаются более глубокими знаниями и широким пониманием Ислама. Суфьян ас-Саури, знаменитый ученый из числа табиинов (да будет Аллах милостив к нему), утверждал: «Реальное понимание Ислама дозволяет человеку то, что основано на твердых доказательствах, но жесткость является тем, что легко берется на вооружение кем бы то ни было».

     

    Оттого назвать музыку и песни запретными легко. Сложнее предложить мусульманам в современном мире настоящую альтернативную культуру музыки и песен, не противоречащую догматам и принципам Ислама. Сложнее также изучить различные мнения относительно дозволенности и полезности музыки и песен с точки зрения Шариата.

     

    Ведь если в них есть хоть толика пользы для Ислама, мы обязаны освоить и эту нишу для развития и продвижения нашего видения мира. Поскольку в этом случае музыка и нашиды становятся одним из видов усердия и поклонения Аллаху.

     

    Нежелательность крайностей

     

    Также малосостоятельны сомнения некоторых мусульман относительно того, что, если воспринимать исполнение и слушание нашидов как один из видов поклонения и вознесения хвалы Аллаху, то это будет отвлекать верующих от обязательных актов поклонения.

     

    Конечно, ничто не может затмить красоту Корана и его пользу для сердца, слуха и разума верующего. Но это вовсе не означает, что мусульманин или мусульманка не имеет права слушать нашиды под предлогом того, что это время можно было бы потратить на дополнительное чтение Корана. Мы должны помнить, что крайности осуждаются в Исламе, но приветствуется умеренность и сбалансированность во всем.

     

    Ислам призывает уделять внимание не только умственной и физической работе, не только вмененным в обязанность видам поклонения, но и многим видам дозволенного отдыха. До нас в передаче Муслима дошел хадис о том, как один из сподвижников, Ханзаля ибн Усайди (да будет доволен им Аллах), сказал Посланнику Аллаха (мир ему): «О, Посланник Аллаха, Ханзаля стал лицемером!»

     

    На его удивленный вопрос: «А как это?», Ханзаля ответил: «О, Посланник Аллаха, когда мы с тобой, и ты говоришь об Огне и Садах, мы так проникаемся этим, что как будто видим их своими глазами. Но, когда мы выходим от тебя, играя со своими женами и детьми, мы забываем о многом».

     

    На что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если бы вы пребывали в таком состоянии, как во время пребывания со мной, вспоминая Аллаха, ангелы бы пожимали вам руки во время вашего отдыха и во время пути. Но, Ханзаля, есть время (для этого), и есть время (для другого)». И Пророк (мир ему) повторил эту фразу трижды.

     

    Таким образом, Ислам призывает поддерживать разумный баланс между выполнением тех или иных ритуалов поклонения и отдыхом, между телесным и духовным. Аллах Всевышний сказал в Своей Книге: «Посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире!» (28:77).

     

    То же самое касается прослушивания нашидов о войне, боевых походах и боевых операциях мусульман. В этом случае нашиды становятся одним из мощнейших способов повышения боевого духа и мобилизации мусульман. Но в мирной жизни подобная духовная мобилизация мусульманина на противостояние становится излишней и даже вредной.

     

    Некоторые сподвижники (да будет доволен ими Аллах) проявляли чрезмерную готовность и энтузиазм по поводу сражений с врагом. На что Посланник Аллаха (мир ему) говорил: «О, люди, не желайте встречи с врагом, и просите Аллаха о безопасности. Но если вам приходится сталкиваться с неприятелем, то наберитесь терпения».

     

    Болезнь нашидо-мании

     

    Однако дозволенность музыки и песен для мусульман вовсе не означает того, что нужно становиться их рабом, как это сегодня происходит в современных обществах. К примеру, если мусульманина успокаивает прослушивание простой игры на музыкальных инструментах, например, это допустимо. Многие таким образом упорядочивают свои мысли и размышляют о величии Аллаха, о красоте, созданного Им мира.

     

    Но ученые все же рекомендуют сочетать музыку с праведным и нравственным текстовым содержанием. Это позволит мусульманам одновременно с музыкой наслаждаться смыслами и текстами, напоминающими им об Аллахе и Его милости. Установка на то, что мусульманин каждым своим действием должен возносить хвалу Аллаху, должно нам дать понимание того, что и прослушивание нашидов является подобным поклонением.

     

    Но, если нашиды являются своеобразным лекарством для души и разума верующего, не стоит увлекаться неуемным их потреблением, превращаясь таким образом в наркомана. К сожалению, многие современные мусульмане, особенно девочки подросткового возраста, попадают в этот капкан.

     

    Они настолько подражают своим западным сверстникам, что копируют их фанатичное отношение к музыкальным кумирам. Если их кумирами становятся исполнители нашидов, это уже попадает в категорию крайне нежелательного и даже запретного.

     

    То же самое относится к прослушиванию мусульманами не нашидов, а западной поп-музыки. Если они не призывают к греху, то должны восприниматься как дозволенные. Но чрезмерное увлечение этой музыкой также нежелательно. Лучше все-таки слушать нашиды, которые изначально ориентированы на принесение пользы и увеличение веры мусульманина.

     

    Встречаются сегодня вокруг нас и такие ситуации, когда проносящиеся мимо автомобили просто разрываются от предельной громкости включенных в них нашидов. Однако подобное отношение к музыке, пусть даже и нашидам, не пристало мусульманам. В Коране содержится очень красивое наставление Лукмана (да будет доволен им Аллах)

    своему сыну: «Понижай свой голос, ибо самый неприятный голос – это рев осла». (31:19)

     

    Рев осла называется неприятным именно из-за своей несоразмерной громкости, чего и предписано избегать мусульманам в стремлении к довольству Аллаха. Кроме того, в другой суре Аллах среди характеристик праведных рабов указывает, что они «ступают по земле смиренно» (25:63). Таким образом, мусульманам во всем предписана смиренность, мягкость, скромность, внимательность и ненавязчивость.

     

    Чрезмерно громкая музыка никак с этими добродетелями не соотносится. Именно поэтому исторически восточная музыкальная культура была известна своим особо трепетным отношением к смыслу, к глубине содержания, спокойной и плавной лирике, а не к возбуждению и разжиганию страстей и необузданных телодвижений.

     

    Музыка на службе Ислама

     

    Таким образом, склонность человеческой души к музыке, к исполнению песен, одаренность и таланты человека к игре на музыкальных инструментах являются частью щедрот Аллаха, которые должны быть посвящены служению добру, Истине и продвижению в обществе исламского учения. Просто и необдуманно называя музыку и пение харамом, мы отказываемся от мощного способа влияния и облагораживания человеческой души.

     

    Нам сегодня нужно возродить и начать постепенно внедрять в мусульманском обществе этику и культуру нравственной и добродетельной музыки. Ведь исламская музыка стала частью жизни и культуры мусульман с незапамятных времен. Нам нужно разрабатывать и предлагать мусульманам реальные мусульманские музыкальные альтернативы агрессивному наступлению западной поп-культуры.

     

    И это касается не только нашидов на арабском языке, но и на всех тех языках, на которых сегодня говорят мусульмане, включая русский, английский и языки малых народов. Нам всем следует осваивать все дозволенные средства для популяризации и распространения Ислама, открытия людям его красоты, глубины его содержания и смыслов.

     

    В эпоху массовой информации и массовой культуры именно музыка и нашиды становятся одним из самых мощных каналов донесения до людей смысла Ислама. Поскольку, как сказал видный мусульманский поэт и философ Мухаммад Икбал: «Сухость логики не может поспорить с сочностью поэзии».

     

    Саид Абдусамадов

    http://www.islam.ru/pressclub/analitika/nawidomania/