Персональный сайт - мусульманские женщины в области культуры, их общественная и военная деятельность ч. 1
Суббота
10.12.2016
02:17
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 187
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    мусульманские женщины в области культуры, их общественная и военная деятельность ч. 1

    Первые мусульманские женщины в области культуры, их общественная и военная деятельность

    Автор: Натиг РАГИМОВ
    Прочитано: 15357


    Невозможно отрицать активную деятельность женщин в различных областях индивидуальной и общественной деятельности в период раннего Ислама. Для примера предлагаем вашему вниманию конкретные факты многообразной деятельности мусульманских женщин, которые приводятся в авторитетных исторических книгах.

    А) В ОБЛАСТИ ВОЙНЫ И МИРА


    Повествуют, что Пророк Хазрет Мухаммед (с) каждый раз, отправляясь на войну, бросал жребий и брал с собой одну из своих жён. Например, в битве Бани-Мусталаг и г приняла участие супруга нашего Пророка Айша (р.а.). В этих войнах участвовали и жёны многих его сподвижников. Их основная обязанность заключалась в медицинской помощи, обеспечении питанием и хранении оружия. Хотя война и джихад не являются ваджиб для женщин, некоторые мусульманские женщины проявляли отвагу на поле брани.

    В войне Хандак мусульманка по имени Руфейда оказывала помощь раненым (см. Муслим, "Джамеус-Сахих"). Дочь Са'лаба Умми-Амин Берке участвовала во многих войнах, в битвах Хунейн, Ухуд и Хейбар носила воду мусульманским воинам па поле боя.

    Женшина по имени Умми-Рамиса из рода Абдулмутталиба находилась в составе войска во время войны Хейбар. Другая отважная женщина по имени Хамна. дочь Джахаша, в войне Ухуд приносила воду воинам на поле боя.

    Когда Пророк Хазрет Мухаммед (с) отправлялся на войну Хейбар, несколько женщин из рода Бани-Гаффар обратились к нему с просьбой, чтобы он дал разрешение на их присоединение к армии, для оказания помощи раненым. Пророк разрешил, и эти женщины отправились на войну вместе с войском. После завоевания крепости Хейбер при распределении трофеев Пророк не забыл заслуги женщин и выделил им как воинам долю (наравне с мужчинами). Одна из этих женщин хранила до конца жизни полученное в этом бою ожерелье как драгоценную память (см. Ибн Хейшам, "Сийратул-Набавия" ("Житие Пророка")).

    Дочь одного из соратников Пророка по имени Ка'б Ансари - Насиба участвовала в сражениях как воин. В сражениях, которые имели место и после смерти Пророка, Насиба всё ещё продолжала участвовать в них. В сражении Ямаме, которое произошло на 11 году хиджры против лжепророка Мусейлима, Насиба получила 12 ран. В этом сражении участвовали сестра Насибы, её муж и два сына -Хабиб и Абдулла. Насиба так воспитала своего сына Хабиба, что попав в плен, он не отрёкся от своей религии и умер под пытками, как шехид (его четвертовали).

    Уместно упомянуть о Насибе, дочери Ка'ба, что ещё до хиджры, когда население Медины в течение двух лет дважды посылало к Мекку к Пороку Мухаммеду (с) делегатов, которые приглашали его в их город, то во второй делегации одной из двух женщин была Насиба. Во время этой встречи, которая называется "Агаба бей'ат", Пророк принял бей'ат (клятву о подчинении) от всех членов делегации.

    Примечательно, что Хазрет Пророк принял бей'ат не только от мужчин, но и от женщин. Этот факт доказывает, что Пророк придавал значение мнению не только мужчин, но и женщин, считал их полноценными членами общества.

    Необходимо отметить, что и после смерти Пророка Хазрета Мухаммеда (с) участие мусульманок в войнах не уменьшилось. В сражении Ярмук, состоявшееся в 636 году между мусульманами и византийцами, вначале преимущество было на стороне византийцев. Часть мусульманских воинов была вынуждена бежать. В это время вооруженная железной булавой мусульманка по имени Умми-Габиб напала на врага, ведя за собой вооружённых женщин. Поступок отважных мусульманок пристыдил и воодушевил бежавших воинов, они вернулись на поле боя и отбросили врага. В этом сражении Асма, дочь Язида, убила восемь византийцев. Другая женщина по имени Умми-Хаким Махзуамия, вооружившись палаточной подпоркой, сразила семерых врагов.

    Женщина Лейла из рода Бани-Гаффар сражалась в битвах еще при жизни Пророка. Примерно 30 лет спустя, она была в войске Имама Али (а), который направлялся на битву Джамал. Вообще в войнах Джамал и Сиффейн, которые вёл Хазрет Али (а), участвовало достаточно много женщин (например, Умми-Зарихул-Абдия, Бакареи-Хилалия и др.). Имам Али (а) после победы в битве Джамал приказал 70 женщинам из рода Бани-Абдул-Гейс одеть мужскую одежду и сопроводить до города пленных женщин. Это вызвало беспокойство у "матери правоверных" — Айши, которая вначале приняла их за мужчин, но узнав, в чём дело, успокоилась (см. Ягуби - "Тарих", Шейх Муфид - "Иршад").

    В первом веке хиджры многие отважные женщины служили в области безопасности и контроля. Одна из таких женщин, Самра Асадия, дочь Нуфейля, укутавшись в толстое покрывало и прикрыв лицо, стояла на базаре в Медине и громко наставляла людей (моиза) и наказывала плетью тех, кто обманывал народ в торговле. По некоторым повествованиям, сам Пророк Мухаммед (с) назначил верующую и отважную женщину по имени Шафа, дочь Абдуллаха, начальницей базара. В период правления халифа Омара Шафа всё ещё служила на этой должности (см. Ибн Абдильбарр "Ар-Исти'аб")

    Б) В ПРАВЛЕНИИ И ТАКТИКЕ


    Некоторые мусульманские женщины изучили военное дело, прекрасно знали тактику боя, и могли руководить маленькими отрядами. Мугейре ибн Шобе была главой против Иранских Сасанидов. В этом бою многие женщины помогали мужчинам. В самый разгар сражения Сасаниды планировали нанести удар мусульманам с тыла. Азда, дочь Хариса, разгадавшая тактику врага, посоветовавшись с женщинами, приняла оперативное решение. Мусульманки сняли головные уборы, привязали их к пикам и издалека стали приближаться к происходящему бою.

    Сасаниды, приняв развевающиеся платки за огромное количество знамён, приближающиеся из-за

    возвышенностей, подумали, что на помощь мусульманам спешат новые отряды. Враг был испуган, растерян и потерпел поражение. Таким образом, военная хитрость, которую применённая Азда, стала причиной победы мусульман.

    В) В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ


    Исламская религия создала условия для развития литературных способностей женщин. Начиная с первых лет появления Ислама, мусульманки, в особенности женщины Гурейша, было много умелых ораторов, талантливых писательниц и поэтесс. Рассказанные ими различные хадисы, стихи, отражающие исторические события, являются незаменимым историческим материалом. В литературных произведениях женщин Гурейша наблюдается ясная логика, сильные эмоции, оригинальный взгляд на события, различные политические средства выражения. Из поэтесс и литераторов-женщин из рода Гурейша, живших в период раннего Ислама, можно перечислить сестёр отца Пророка Хазрета Мухаммеда (с) Сафия, Атика и Арва; жён Пророка Айша (р.а), Умми-Саляма (р.а), дочь Пророка Хазрет Фатимеи-Захра (а), жену Хазрета Али (а) и мать Абульфазл Аббаса - Уммуль-Банин, дочерей Имама Али (а) Зейнаб и Умми-Кюльсум, жена Имама Хусейна (а) Рубаб и дочерей Фатима и Сакина.

    На смерть Пророка Фатимеи-Захра (а) произнесла марсия, которые произвели сильное впечатление. В одном из них она выражала своё юре так:

    «Человек, который вдохнул запах могилы Ахмеда (то есть, Пророка Мухаммеда (с), в оставшейся жизни может не вдыхать никаких ароматов. Горе захватило меня; солнечный день, подвергшись такому горю потускнел бы и превратился в ночь. Моя душа заключена в груди вместе с этим горем; хоть бы они покинули меня»

    Марсия, произнесённые сестрами Имама Хусейна (а) Зейнаб и Умми-Кульсум после трагедии Кербалы, выражают значение Ашура и трагизм этого события.

    Среди сподвижников Пророка и Имама Али (а) были и женщины, не принадлежавшие Гурейшу, но обладавшие поэтическим талантом. Например, жена Абузара - Умми-зар, дочь Хузейма ибн Сабита -Сабиа, дочь Асвада Уммюль-Хейсам, Баккареи-Хилалия и другие {см. Ибн Хаджар "Ал-Исабе").

    Г) В ОБЛАСТИ КАЛЛИГРАФИИ И ПИСЬМА


    В первом веке хиджры многие мусульманские женщины умели читать и писать, они занимались переписыванием Корана и текстов молитв. Шафа, дочь Абдуллаха, бывшая современницей Пророка, умела писать молитвы; она научила письму и чтению дочь халифа Омара - Хафса.

    Известный историк Балазури в своём произведении приводит имена просвещённых передовых женщин-мусульманок: дочь Агабе - Умми-Кюльсум; дочь Са'д -Айша, дочь Мигдада - Керима и другие.

    Суюти в книге "Ал-Итган фи улумил-Гур'ан" пишет, что в период раннего Ислама дочь Абдуллаха ибн Хариса - Умми-Варага лично собирала стихи священного Корана в единую книгу. Эта та самая Умми-Варага, которая просила Пророка Хазрета Мухаммеда, идущего на битву Бадр: "Разреши мне участвовать вместе с вами в бою, оказывать помощь раненным. Надеюсь, что Аллах ниспошлёт мне счастье стать шехидом в битве". Пророк ответил так: "Всевышний Аллах ниспослал тебе благо стать шехидом. Останься дома, ты и так являешься шехидом (то есть, ты имеешь саваб, равный савабу шехиду)".

    Слова Пророка подтвердились через несколько лет. В период правления халифа Омара раб и рабыня, принадлежавшие Умми-Варага, сговорившись, убили эту благочестивую женщину. Как оказалось, убив её, они стремились освободиться из рабства. Халиф Омар приказал схватить их и повесить на виселице. История повествует, что эти рабы были первыми преступниками, казнёнными через повешение в городе Медине. Омар, услышав весть об убийстве Умми-Варага, сказал: "Слова Пророка сбылись: встаньте и поклонимся шехиду" (в следующих главах этой статьи имя этой женщины будет ещё упоминаться).

    В период своего правления халиф Омар обязал Зейда ибн Сабита собрать все суры Корана воедино. Зейд попросил дочь Омара ибн Хаттаба - Хафсу, чтобы она переписав, дала ему экземпляр Корана, который хранился у них дома. Предположительно, этот экземпляр был переписан самой Хафсой (см. Мухаммед Сидиг Хасан хан - "Хуснуль-усве").

    Д) В НАУКЕ О ХАДИСАХ


    В религиозных текстах можно встретить хадисы о Пророке и непорочных имамах, рассказанные женщинами. В Риджал (то есть, книгах, где приводятся имена и биофафии рассказчиков хадисов), упоминаются имена более чем 1500 женщин - мухаддисов (рассказчиков хадисов}. В книге Риджал, написанной шейхом Туей, из 6424 повествователей 62 — женщины. Из Исламских источников известны имена знаменитых женщин-повествователей: дочь Пророка -Фатимеи-Захра (а), жёны Пророка - Айша, Умми-Саляма, Зейнаб и Суда, сестра Айши - Асма, жена Имама Али (а) - Асма, дочь Умейса, сестра Имама Али (а) -Умми-Хани, прислужница Фатимы (а) - Физза, жена Абдуллах ибн Мас'уда - Зейнаб, Уммуль-Хасан Наджаия, Умии-Руман, Уммии-Атия, Хусния, Умми-Исхаг, Сайда (прислужница Имам Джафара Садига (а)), Кюльсуми-Керхия, Хакиме (дочь Имама Али Нагана (а)) и др.

    На первом месте среди этих женщин по числу рассказанных хадисов стоит "Уммуль-мо'минин"Айша (р.а). В книгах встречаются 2208 (или 2210) хадиса, рассказанных ею.

    Е) В ХОЗЯЙСТВЕ


    На протяжении всей истории Ислама мусульманки занимались хозяйством, были мастерицами. Жена Зубейра ибн Аввама в совершенстве изучила огородничество и садоводство, вела хозяйство и помогала советом соседям. Жена Пророка - Мариеи-Гибтия умела строить гончарные печи. Женщины занимались торговлей мелких товаров. Среди первых мусульманок были широко распространены такие ремёсла, как косметология, врачевание, кулинария, портняжное дело, декоративное шитье Как известно из повествований, женщина по имени Умми-Ряхля Гушейрия, занимающаяся косметологией, пришла к Пророку Хазрету Мухаммеду и с поклоном, обратившись к нему сказала; "О Посланник Аллаха, я занимаюсь косметологией, украшаю женщин, чтобы они больше нравились своим мужьям. Но если это противоречит религии, я не буду этим заниматься". Пророк ответил этой женщине: "Умми-Ряхля, продолжай заниматься украшением женщин, чтобы они нравились своим мужьям" (См. "Низамул-хукюмати-навабия" ("Система правления Пророка")).

    Повествуется также, что две сестры Умми-Атия и Умми-Хабиба, занимающиеся косметологией в Медине обратились к Пророку Хазрету Мухаммеду (с) и спросили разрешение на продолжение занятия своим ремеслом. Пророк дал разрешение, даже дал Умми-Атие некоторые ценные советы по её профессии: "Не вытирай лица женщин тканью, так как ткань портит свежесть лица" (см. Табриси - "Макаримуп-ахлаг").

    http://www.islam.az/modules/sections/index.php?op=viewarticle&artid=9