Персональный сайт - Мусульманка в парламенте. Дозволено ли Шариатом?
Суббота
10.12.2016
04:03
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 187
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Мой сайт

    Мусульманка в парламенте. Дозволено ли Шариатом?

    Мусульманка в парламенте. Дозволено ли Шариатом?

    Новый век принес мусульманам новые вопросы. Адаптация исламским миром некоторых западных стандартов в политике поставила перед ним вопрос – можно ли женщине избираться и работать депутатом парламента? Часть ученых считают это запретным, а часть – дозволенным. Причем и те, и другие опираются на доказательства из Корана и Сунны.

     

    Многие видные современные специалисты достаточно подробно рассмотрели этот вопрос, включая и мнения противников участия женщины в работе парламента. Их позиция состоит в том, что основой этого вопроса является дозволенность, а не запретность.

     

    Недопущение смешения

     

    Существует группа противников женского участия в работе парламента или шуры (араб. - консультационный представительный орган), которые обосновывают запретность этого рядом доводов. К примеру, они утверждают, что если мусульманка начнет предвыборную борьбу за место в парламенте, то это приведет к недозволенному ее общению с чужими мужчинами, а, возможно, даже и к уединению. Это однозначно является запретным. А то деяние, которое ведет к запретному, также становится запретным, утверждает эта группа.

     

    Несомненно, что подобная забота о сохранении женщинами и мужчинами пределов дозволенного во взаимной работе и общении крайне необходима. Но излишняя чрезмерность в запрещении всего и вся на пути женской активности может привести не к пользе исламскому обществу, а к большему вреду.

     

    Ограничение активности и усердия женщины в семейно-бытовой сфере может привести к тому, что мусульмане потерпят поражение в важнейших для себя сферах. Таких, как разработка семейной политики, стандартов образования, развитие здравоохранения, женского, детского и юношеского досуга и проч.

     

    Подобная чрезмерность в ограничении свободы женщины из-за опасения случайных неподобающих ей встреч может привести и к запрету для женщин участвовать в выборах в качестве избирателей. А это грозит мусульманам, их политическим движениям и партиям потерей голосов существенной части электората. Этим непременно воспользуются противники исламской активности – секуляристы, атеисты и оголтелые феминистки.

     

    Между тем, вопрос недопущения недозволенного смешения женщин и мужчин решается достаточно просто. Сама женщина должна следить за соответствием своей одежды нормам Ислама, ей следует избегать непозволительной близости общения и уединения с чужими мужчинами. Мусульманки должны создавать отдельные женские комитеты и комиссии, которые в рамках общего исламского движения занимаются разработкой вопросов женской, семейной и детской политики, а также другими актуальными для общества проблемами.

     

    Женщина и управление мужчинами

     

    Существует также группа противников женской политической активности, которые аргументируют свои позиции тем, что работа женщины в парламенте приведет к тому, что ей придется управлять мужчинами. Это, по их мнению, является по Исламу недозволенным, ведь Коран утверждает, что мужчины являются попечителями, опекунами женщин и ответственными лицами, а не наоборот.

     

    На это резонно возразить, что айят Корана, который упоминает о попечительстве и ответственности мужчин над женщинами, устанавливает этот порядок в семейной жизни. Мужчина, однозначно, является главой семьи, который несет ответственность за своих женщин, о чем Всевышний сказал: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34).

     

    Слова «расходуют из своего имущества» указывают нам на то, что является целью попечительства и ответственности по отношению к семье. А данная ответственность мужчин перед женщинами вытекает из других слов Всевышнего, утверждающих более высокое и ответственное положение мужчин по отношению к женщинам: «Жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению» (2:228).

     

    Вместе с ответственностью и попечительством мужчин над женщинами, стоит помнить, что у женщины в делах семьи также существует свой голос, права, обязанности и позиции. Мужчина должен при решении семейных вопросов консультироваться с женщинами, как, например, в вопросе отнятия от груди ребенка: «Если они пожелают отнять ребенка от груди по взаимному согласию и совету, то не совершат греха» (2:233).

     

    Кроме того, Посланник Аллаха (мир ему) также предписал мужчинам советоваться с женщинами: «Советуйтесь с женщинами об их дочерях» (Ахмад). То есть мужчина должен советоваться с женщинами относительно замужества их дочерей.

     

    Решающая роль мужчины в семье определяется не изначальным превосходством мужчины над женщиной, а порядком ответственности, установленным Всевышним. В конце концов, в любом коллективе, а семья является таковым, должен быть кто-то, кто несет ответственность, отвечает за поддержание в нем порядка и здорового климата.

     

    Аналогично глава государства несет ответственность за его граждан, но это, конечно, не означает, что он по своей природе выше простых людей, не наделенных властью. Просто каждый в обществе берет на себя разные функции.

     

    Обязанность контроля и наставления

     

    Следующие доводы относительно запретности участия женщины в работе парламента заключаются в том, что, якобы, парламент по своему политическому положению выше правительства и главы государства. В силу того, что парламент может контролировать и привлекать к ответственности и правительство, и главу государства. Таким образом, якобы, женщина, работающая в парламенте, получает право контролировать и привлекать к ответственности мужчин из политического руководства страной. Что, как утверждается, недопустимо.

     

    Если мы рассмотрим задачи мусульман - депутатов парламента или представителей шуры, мы поймем, что перед ними лежат две основные задачи – контроль и законоформулирование (законодательство находится в исключительной компитенции Аллаха). Что касается функции контроля, то это, согласно исламской традиции, есть не что иное, как «амр би-ль-ма’руф ва нахи ‘ани ль-мункар» - «повеление одобряемого и запрещение порицаемого» и «наставление в религии».

     

    Насколько известно, эта обязанность лежит как на мужчинах, так и на женщинах: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное» (9:71). Пророк (мир ему) утверждал: «Религия – это искренность по отношению к Аллаху, Его Посланнику, Его Книге, имамам мусульман и ко всем мусульманам» (Муслим). И он не отмечал, что эту искренность должны проявлять только мужчины.

     

    Следует признать, что эту свою обязанность в наставлении и контроле за действиями правителя правильно понимали сподвижницы Пророка (мир ему) и первые поколения мусульманок. Они знали, что это является их обязанностью, согласно Корану и Сунне, не собирались от нее отказываться и не стеснялись ее выполнения.

     

    Взять хотя бы случай, когда мусульманка в мечети поправила халифа Умара (да будет доволен им Аллах). В результате этого он отказался от своего ошибочного мнения и предпочел ее мнение, сказав: «Женщина права, а Умар ошибся» (Ибн Касир). Или случай, когда Посланник Аллаха (мир ему) консультировался с Умм Салямой (да будет доволен ею Аллах) при Худайбийе. Именно она подсказала ему правильное решение, которое он поспешил предпринять, что в итоге обернулось пользой для мусульман.

     

    Таким образом, наставлять и консультировать мужчину-правителя является неотъемлемым правом и обязанностью женщины, и нет никакого шариатского доказательства, запрещающего ей заниматься этим в парламенте.

     

    Неправильно также говорить, что парламент или шура, имеющие право и должные контролировать правительство и главу государства, выше их по положению. Не каждый контролирующий выше того, кого он контролирует.

     

    Журналист, к примеру, в современном обществе, или ученый в прежние века Ислама, также контролировали деятельность правителя, но при этом никак нельзя сказать, что они выше правителя по положению в политической иерархии.

     

    Праведные мусульманские правители сами призывали своих подданных контролировать и наставлять их в руководстве государством. Халиф Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Если увидите меня на Истине, то следуйте, если же увидите меня заблуждающимся, то наставьте меня». Ему вторил халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Кто из вас увидит меня отклонившимся, должен наставить меня».

     

    Даже если предположить, что парламент, как собрание представителей общества и всей уммы, в чем-то и выше правительства, то это превосходство именно всей уммы, а не каждого отдельного ее представителя – мужчины или женщины.

     

    Закон – у Аллаха

     

    Что же касается второго аспекта – законоформулирования, в котором также, якобы, недопустимо участие женщины, то и здесь противники женской активности заблуждаются. Они вновь ошибочно утверждают, что парламентская функция формулирования законов является более важной, нежели управленческая функция правительства и главы государства. Это, якобы, делает участие женщины в работе парламента недозволенным.

     

    Однако перед мусульманами, вообще, не должна вставать эта проблема. Ведь согласно Исламу законодательство, в основе своей, исходит от Всевышнего Аллаха. И только Он является Единственным Законодателем. Но обязанностью мусульман является разработка на основе уже установленных Аллахом норм Шариата новых правовых норм в тех областях, которые не охвачены кораническими аятами и пророческими хадисами, или же детализация и конкретизации более общего шариатского положения применительно к конкретному случаю.

     

    Иными словами, при верховной законодательной роли Всевышнего, обязанностью мусульман является иджтихад, то есть выведение из Шариата новых правовых норм, их детализация и адаптация к конкретным ситуациям, в том числе это касается сферы управления и политики. Насколько известно, двери иджтихада открыты для всех верующих – мужчин и женщин. И никто из ученых не утверждает, что иджтихадом могут заниматься только мужчины, а для женщин он запрещен.

     

    Одним из величайших муджтахидов и муфтиев среди мусульман была матерь правоверных Айша (да будет доволен ею Аллах). Она вела дискуссии, поправляла и дополняла ученых сподвижников. Ее позиции и дополнения были собраны в известных книгах, как например, книга имама аз-Заркаши «Ответ на дополнения Айши сподвижников» и книга имама ас-Суйюти «Источник правильности».

     

    Хадис о допустимости женщине быть правителем

     

    От Пророка (мир ему) приводится хадис, что «пропадет тот народ, которым управляет женщина» (Бухари). Он служит иногда доводом для тех, кто вообще запрещает женщинам участвовать в политике, в том числе избираться в парламент.

     

    Однако вряд ли он здесь уместен. Все-таки депутатское кресло – это не должность правителя. Да и, по мнению многих ученых, этот хадис не ограничивает право на участие в правлении, даже в кресле главы государства, компетентных женщин, способных занимать крупные ответственные должности.

     

    Кроме того, есть версия хадисоведов, что данное изречение Посланника Аллаха (мир ему) вообще имеет характер пророчества о будущем, а не повеление. Оно было высказано в ответ на дошедшую до мусульман информацию о том, что в одном государстве главный пост заняла женщина. Впоследствии это государство действительно исчезло.

     

    Таким образом, относительно запретности участия женщины в работе парламента, выборных органов или Шуры не остается практически никаких доводов. Следовательно, мы должны считать это участие желательным, а в некоторых случаях даже обязательным для женщины.

     

    Но при этом ее участие в работе парламента должно обеспечиваться созданием для женщины специальных условий для работы – отдельных мест в зале, отдельных кабинетов, комнат для молитвы и отдыха. Это позволит мусульманке-депутату с полной отдачей работать на благо общества и сохранять при этом все предписания Шариата относительно женской чистоты.

     

    Салих Ибрахим

    http://www.islam.ru/pressclub/analitika/mupardowis/